Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть социальную защиту населения в современной России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной защиты населения, ее цель.
Рассмотреть систему социальной защиты, ее элементы и особенности.
Выявить основные направления социальной защиты населения в России.
Рассмотреть субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России.
Рассмотреть современное положение системы социальной защиты в России.
Актуальность данной работы.
Выбранная мною тема научной статьи как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.
Необходимо обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.
Цель работы: Рассмотреть социальную защиту населения в современной России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
В данной работе используются труды авторов:
Фирсов М.В.; Студенова
Е.Г.; Курбатова
В.И.; Сулейманова
Г.В.; Савинов А.Н. и др.
Социальная защита – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, т. е. материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Основные
права граждан в сфере
В самом
широком смысле под социальной защитой
населения понимают деятельность государства,
направленную на формирование свободного
развития личности, предоставление возможности
для самоопределения индивида, а
также на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь граждан
Особенность социальной защиты населения
выражается, прежде всего, в том, что это
форма распределения материальных благ,
не предполагающая отношений обмена на
затраченные усилия в процессе трудовой
деятельности. Социальная защита имеет
своей целевой функцией удовлетворение
физических, социальных и иных потребностей
стариков, больных, безработных, а также
лиц, имеющих минимальные доходы, т.е. всех
тех, кто не способен самостоятельно обеспечить
достойную жизнь себе и своей семье. В
общем смысле, социальная защита охватывает
всех членов общества в целях охраны здоровья
и нормального воспроизводства рабочей
семьи.
I. Социальная защита.
1. Сущность социальной защиты населения, ее цель.
Что
касается социальной защиты населения,
то она на современном этапе является
важнейшим и приоритетным направлением
социальной политики Российской Федерации,
являясь системой принципов, методов,
законодательно установленных государством
социальных гарантий, мероприятий и
учреждений, обеспечивающих предоставление
оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения
и деятельного существования
личности, различных социальных категорий
и групп; совокупностью мер, действий,
средств государства и
Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
- социальное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальную поддержку (помощь)
Осуществляется
социальная защита граждан за счет
федерального и местных бюджетов,
специально создаваемых фондов социальной
поддержки населения, негосударственных
фондов.
1. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.- с. 315.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности . [2]Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Одним
из элементов социальной защиты населения
в кризисных условиях перехода к
рыночным отношениям является социальная
помощь, обеспечение в денежной или
натуральной форме, в виде услуг
или льгот, предоставляемых с
учетом социальных гарантий, законодательно
установленных государством; совокупность
социальных услуг, медико-социальная,
социально-экономическая, социально-бытовая,
социально-психологическая, социально-педагогическая
и иная поддержка человека со стороны
государственных и
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)[3]
2. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- с. 29.
3. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000.с 25.
Социальная
помощь выполняет функцию
Социальное
обеспечение - это система создаваемых
государством правовых, экономических
и организационных мер, которые
направлены на компенсацию или минимизацию
последствий изменения
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [5].
Обязательное
социальное страхование представляет
собой систему создаваемых
4. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003. - с. 3.
5. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003. - с. 114..
3. Система социальной защиты: ее элементы и особенности.
Понятие системы социальной защиты населения
обозначает определенную целостность,
упорядоченность, взаимную связь разных
частей указанного явления. В состав системы
социальной защиты населения включаются
следующие подсистемы:
— субъекты социальной защиты — это граждане
и члены их семей, на которых непосредственно
распространяется социальная защита населения,
а также лица, оказывающие социальные
услуги (социальные работники);
— формы и виды социальной защиты граждан;
— органы социальной защиты населения;
— программы социальной защиты населения,
в том числе программы адресной социальной
помощи, предоставляющие собой систему
мероприятий организационного, экономического,
социально-психологического и иного характера
с указанием сроков реализации и ответственных
исполнителей.
Особое место в системе социальной защиты
населения занимают люди, непосредственно
участвующие в отношениях по поводу ее
реализации. Среди граждан, нуждающихся
в социальной защите, выделяют пять основных
групп.
Первая группа представлена трудоспособными
гражданами в трудоспособном возрасте,
в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных
сил. В ее состав входят безработные и
незанятые граждане, беженцы и вынужденные
переселенцы в трудоспособном возрасте,
а также женщины, находящиеся в отпуске
по беременности и родам, в отпуске по
уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных
граждан в трудоспособном возрасте. К
числу таких граждан относятся инвалиды
и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане
в возрасте младше трудоспособного, в
том числе дети-инвалиды; дети из многодетных
и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные
дети и подростки; иные категории детей,
нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав
лиц старше трудоспособного возраста,
в том числе одиноких престарелых граждан,
пенсионеров по возрасту, инвалидов и
участников Великой Отечественной войны,
блокадников и иных лиц старше трудоспособного
возраста.
К пятой группе относятся иные граждане,
нуждающиеся в социальной помощи, в том
числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой
доход которых ниже прожиточного минимума.
В эту группу входят также молодые семьи
с детьми и семейным стажем до трех лет,
а также иные семьи, находящиеся в трудной
жизненной ситуации.
Другим участником отношений в сфере социальной
защиты являются социальные работники,
профессионально занимающиеся социальной
работой.
Важнейшей составной частью социальной
защиты являются органы социальной защиты
населения. Под органом социальной защиты
населения понимается созданное в установленном
порядке образование, характеризующееся
определенными задачами, функциями, структурными
особенностями и соответствующей компетенцией.
В соответствии с действующим законодательством
в России функционирует система социальных
служб, основанных на различных формах
собственности. Именно по критерию форм
собственности можно определить три основные
группы органов социальной защиты населения.
Первая группа — это государственные
социальные службы, являющиеся собственностью
Российской Федерации или субъектов Российской
Федерации и находящиеся в их ведении.
Во вторую группу входят муниципальные
организации социальной защиты и социального
обслуживания населения, находящиеся
в ведении органов местного самоуправления
и представляющие собой муниципальный
сектор социальной защиты населения. Отметим,
что в январе 2006 г. в Республике Дагестан
принято постановление Правительства
Республике Дагестан от 30.12.2005 г. ¹ 242 «О
создании территориальных органов социальной
защиты населения и подведомственных
учреждений социального обслуживания
населения Министерства труда и социального
развития Республики Дагестан»[1], что
означает создание предпосылок к развитию
полномочий этой группы органов социальной
защиты.
К третьей группе относятся государственные
службы социальной защиты и социального
обслуживания, основанные на формах собственности,
не относящихся к государственной и муниципальной.
Негосударственные социальные службы
различных организационно-правовых форм,
а также частные лица, осуществляющие
в установленном порядке деятельность
в сфере социального обслуживания, представляют
негосударственный сектор социальной
защиты и социального обслуживания. К
негосударственному сектору относятся
также и организации социального обслуживания,
образованные на базе имущества общественных
объединений, в том числе профессиональных
ассоциаций, религиозных и общественных
организаций, деятельность которых связана
с социальным обслуживанием.
По нашему мнению, структура системы социальной
защиты обширна и включает целый ряд компонентов.
Это социальное обеспечение, социальное
страхование, социальная помощь, социальная
работа, социальная поддержка, реабилитация
и адаптация, социальные льготы и гарантии.
Важными
1.О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан: Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2005 г. ¹ 242 // Собр. законодательства РФ. — 2005. — ¹ 12. — Ст.222.
элементами
этой системы являются такие виды
деятельности, как самозащита и самопомощь,
а также система социального
контроля за осуществлением функционирования
социальной защиты.
Особенностью
структуры социальной защиты является
то, что ее элементы одновременно являются
социальными институтами и
Поскольку понятия «социальная помощь»
и «социальная поддержка» являются новыми
для российской науки и практики, следует
уделить им особое внимание.
Социальная помощь — это система общественных
отношений, складывающихся между гражданами
(семьями), имеющими среднедушевой доход
ниже прожиточного минимума, и органами
государства по поводу предоставления
гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной
помощи и услуг сверх получаемых ими заработка,
стипендий, пенсий, пособий и других выплат.
Целью социальной помощи является обеспечение прожиточного минимума и удовлетворение основных потребностей граждан.
Согласно
Федеральному закону от 24 октября 1997 г.
«О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», социальная помощь гражданам,
имеющим доход ниже величины прожиточного
минимума, оказывается органами исполнительной
власти субъектов РФ) [2].
Социальная поддержка включает меры по
предоставлению помощи лицам (семьям),
имеющим доход не ниже прожиточного минимума,
но нуждающимся в дополнительной поддержке
в связи с трудной жизненной ситуацией.
В соответствии с Федеральным законом
от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», социальная поддержка
находится в ведении местного самоуправления
[3].
Наличие устойчивых связей и взаимодействие
структурных компонентов системы социальной
защиты имеет большое значение для относительно
самостоятельного устойчивого ее функционирования.
Важная роль в системе социальной защиты
принадлежит социальным стандартам и
нормативам, созданию и практической реализации
механизмов внедрения социальной стандартизации
и нормирования на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях.
2. О прожиточном
минимуме в Российской Федерации: Федеральный
Закон от 24.10.97. // Собр. законодательства
РФ. — 1997. — ¹ 143.
3. Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный Закон от 28.08.95. ¹ 43 // Новый
сборник законов РФ с изменениями и дополнениями
— М.,2003.
Информация о работе Социальная защита населения в современной России