Социальная защита населения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть социальную защиту населения в современной России.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность социальной защиты населения, ее цель.
Рассмотреть систему социальной защиты, ее элементы и особенности.
Выявить основные направления социальной защиты населения в России.
Рассмотреть субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России.
Рассмотреть современное положение системы социальной защиты в России.

Работа состоит из  1 файл

Социальная защита населения в современной России.docx

— 50.61 Кб (Скачать документ)

Социальные  потребности не сводятся к минимальному уровню, гарантируемому государством и обществом индивиду, не исчерпываются  ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского  общества актуальна проблема преодоления  иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Социальная защита населения в России.

  1. Основные направления социальной защиты населения в России.

      Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

      Социальная  помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

      С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.    

      Формирование  и развитие рыночной экономики привело  к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

      Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

      В условиях рыночных отношений человек  может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

      Однако  в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. [1]

 
 
 

      1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., «Экономические основы социальной работы», «ВЛАДОС», 2006г.

      Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

      государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

      всякое  государство заинтересовано в расширенном  воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

      социально-экономическая  поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

      В обществе рыночных отношений главную  функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

 

 Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [2]

      На  современном этапе просматриваются  две основные функции в системе  государственной социальной защиты: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

      Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

      оплаты  труда;

      пенсионного обеспечения;

      образования;

      здравоохранения;

      культуры;

      социального обслуживания;

      жилищно-коммунального  обслуживания.

 

 Закрепляя в  законе «О государственных минимальных  стандартах» самый необходимый  минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а

 
 

2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г., «Теория социальной работы», «ВЛАДОС», 2005г.

 

также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Основными видами социального обеспечения  являются:

 

 пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

 

 пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

      содержание  и обслуживание детей, престарелых  и инвалидов в стационарных учреждениях;

      профессиональное  обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др. [3]

      Функции социального обеспечения выполняют  различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные  учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.

      Экономическую основу социального обеспечения  составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

      Фонды социального обеспечения и источники  формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

      Таким образом, социальная защита населения  являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения  тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем  должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений. [4]

 

 

 
 
 
 
 
 

3.«Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

4. «Комсомольская правда» №73, 23.04.06г.

 
  1. Субъекты, объекты и механизмы  социальной защиты населения  в современной  России.
 

   Особое  место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно  участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения.

   Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

    -         первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

    -         вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

    -         третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

    -         четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

    -         пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

   Другим  участником отношений в сфере  социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной  частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом  социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке  образование, характеризующееся определенными  задачами, функциями, структурными особенностями  и соответствующей компетенцией.

     Выделяют  следующие группы органов социальной защиты населения:

     В соответствии с действующим законодательством  в России функционирует система  социальных служб, основанных на различных  формах собственности, которая включает:

а) Государственные  социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов  Российской Федерации и находящиеся  в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в  аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных  законах, например в Федеральном  законе «О социальном обслуживании населения  Российской Федерации», так и в  законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные  организации социальной защиты и  социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов  местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение  органов государственной власти.

В связи  с этим, например, в январе 2006 года в Республике Дагестан принято постановление  Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005г. № 242 «О создании территориальных  органов социальной защиты населения  и подведомственных учреждений социального  обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан».

в) Негосударственные  службы социальной защиты и социального  обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения  социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации  и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Информация о работе Социальная защита населения в современной России