Социальная защита населения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть социальную защиту населения в современной России.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность социальной защиты населения, ее цель.
Рассмотреть систему социальной защиты, ее элементы и особенности.
Выявить основные направления социальной защиты населения в России.
Рассмотреть субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России.
Рассмотреть современное положение системы социальной защиты в России.

Работа состоит из  1 файл

Социальная защита населения в современной России.docx

— 50.61 Кб (Скачать документ)

По нашему мнению, структура системы социальной защиты обширна и включает следующие  компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и  гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью  структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными  функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы  социальной защиты – социальное обеспечение  как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите. Социальное обеспечение представляет собой  исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке  со стороны социума. Система видов  социального обеспечения — это  система денежных выплат, натуральной  помощи и услуг, предоставляемых  гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые  могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная; денежных пособий; медицинского обслуживания; содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях; социального обслуживания и социальной помощи. Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, ус луг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Поскольку понятия «социальная помощь»  и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и  практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная  помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход  ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной  помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий  и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей. (Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ). Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

По нашему мнению, социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан  и лиц без гражданства, проживающих  и работающих на территории данного  государства. Дополнительно к государственной  системе (а не путем ее замены) должны получить развитие добровольные фонды  страхования через негосударственные  страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды.

Дальнейшее  развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью  утративших возможность себя обслуживать  самостоятельно, нуждающихся в постороннем  уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Социальные услуги такой  категории граждан могут предоставляться  бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в  специализированных учреждениях (домах-интернатах, центрах реабилитации, социальной помощи, переподготовки, досуга и т. д.). Необходима также государственная поддержка  социально уязвимых групп и слоев  населения. Речь идет о пособиях по малообеспеченности, при рождении ребенка и достижении им определенного возраста и иной социальной поддержки и компенсациях из государственного бюджета.

Кроме того, представляется важным закрепление  института государственного вспомоществования (социальной помощи). В настоящее  время в ряде случаев невозможно обеспечить гарантированный доход  на уровне минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). В  связи с этим возникает необходимость  целевых пособий, выдаваемых наименее обеспеченным категориям граждан в  денежной или натуральной форме (бесплатные или на льготных условиях выдача продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация  обедов в столовых, льготы на содержание жилья и т. д.). Это уже делается на региональном уровне.

Таким образом, наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов  системы социальной защиты имеет  важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.

Социальные  потребности, на удовлетворение которых  в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться  обществом, государством каждому человеку. Надо отметить, что потребности в  силу их общественного характера  относительны, поэтому понимание  минимальности носит относительный  характер. Но гарантия минимально необходимого исключительно важна. Государственной Думой 10 октября 1997 года принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Он основан на таких понятиях, как потребительская корзина -минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети и т. д.

Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания  человека, второй минимум — уровень  доходов которого обеспечивает выживание  человека в обществе как социального  существа; третий, необходимый для  того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия — важная составляющая в системе социальной защиты населения.

Важная  роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 1997—1999 гг. Правительством РФ были подготовлены два варианта проекта Закона «О государственных  минимальных стандартах». В этих документах сформулированы основные понятия, цели и принципы социальной стандартизации; определены основные социальные нормативы  и государственные минимальные  стандарты; обоснована правовая база для  установления и применения государственных  минимальных социальных стандартов, позволяющая устанавливать минимальную  потребность в бюджетных средствах, необходимых для реализации основных конституционных гарантий граждан; дан перечень основных социальных услуг, гарантированных государством для  всех граждан Российской Федерации  вне зависимости от финансового  положения территории, где они  проживают. Однако эти законопроекты  до сих пор не приняты.

Социальные  потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

Выделяют  два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная  защита - представляет собой обеспечение  государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории  граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, —  от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого  вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого»  вознаграждения, т.е. соотнесенного  с субъективными достоинствами  человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это  обеспечение «заслуженного» или  «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в  том, и в другом случае мы имеем  дело с обществом тоталитарного  типа.

Социальная  защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень  безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами  обеспечения защищенности.

Социальная  защита населения охватывает широкий  комплекс мероприятий по государственной  и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся  к социальному обеспечению, понимаемому  как деятельность государства по материальному обеспечению граждан  в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием  детей, медицинскому обслуживанию и  лечению.

 

 3. Современное положение системы социальной защиты  в России

 

 

     Система социальной защиты каждой страны имеет  свои характерные особенности в  связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой  комплекс взаимосвязанных организационных  и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

 

  Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю  потери кормильца, за выслугу  лет, социальные):

- пособия  (временной нетрудоспособности, беременности  и родам, многодетным и одиноким  матерям, на детей в малообеспеченных  семьях и военнослужащих срочной  службы, инвалидов детства и др.);

 

 - содержание  и обслуживание престарелых и  инвалидов в специальных учреждениях  (домах-интернатах):

профессиональное  обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы  и преимущества инвалидам.

 

 И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма  финансирования. Выплаты по социальному  страхованию производятся из страховых  фондов, в которых сосредотачиваются  собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных  средств (республиканских и местных  бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая  система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости  от ориентации социальных служб различаются  функции ими осуществляемые, которые  были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая  включает в себя как учет, выявление  лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция  консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция  информирования населения, изучения и  прогнозирования социальных нужд;

г) функция  участия, которая предусматривает  разработку чрезвычайных программ и  помощь по преодолению последствий  стихийных бедствий и социальных конфликтов.

 

 Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа  приоритета государственных начал  в организации социальной службы  и гарантировании прав граждан  на получение социальных услуг:

- принципа  опоры на общественное участие:

- принципа  территориальности:

- принципа  информированности: означающего  право на сбор информации и  сведений, необходимых социальным  службам для выполнения их  функций.

     Также необходимо отметить для успешного  функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Информация о работе Социальная защита населения в современной России