Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть социальную защиту населения в современной России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной защиты населения, ее цель.
Рассмотреть систему социальной защиты, ее элементы и особенности.
Выявить основные направления социальной защиты населения в России.
Рассмотреть субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России.
Рассмотреть современное положение системы социальной защиты в России.
По нашему мнению, структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.
Особенностью
структуры социальной защиты является
то, что её элементы одновременно являются
социальными институтами и
Центральный
элемент и функция системы
социальной защиты – социальное обеспечение
как система, созданная и регламентируемая
государством и несущая на себе основную
нагрузку по социальной защите. Социальное
обеспечение представляет собой
исторически сложившийся в
Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.
Социальная
помощь - это система общественных
отношений, складывающихся между гражданами
(семьями), имеющими среднедушевой доход
ниже прожиточного минимума, и органами
государства по поводу предоставления
гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной
помощи и услуг сверх получаемых
ими заработка, стипендий, пенсий, пособий
и др. с целью обеспечения
По нашему
мнению, социальное страхование должно
оставаться государственным, носить обязательный
характер и охватывать всех граждан
и лиц без гражданства, проживающих
и работающих на территории данного
государства. Дополнительно к
Дальнейшее
развитие должно получить социальное
обслуживание лиц, частично или полностью
утративших возможность себя обслуживать
самостоятельно, нуждающихся в постороннем
уходе и помощи, медико-социальной
реабилитации. Социальные услуги такой
категории граждан могут
Кроме того, представляется важным закрепление института государственного вспомоществования (социальной помощи). В настоящее время в ряде случаев невозможно обеспечить гарантированный доход на уровне минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). В связи с этим возникает необходимость целевых пособий, выдаваемых наименее обеспеченным категориям граждан в денежной или натуральной форме (бесплатные или на льготных условиях выдача продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация обедов в столовых, льготы на содержание жилья и т. д.). Это уже делается на региональном уровне.
Таким образом, наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.
Социальные
потребности, на удовлетворение которых
в первую очередь направлена социальная
политика, имеют объединяющее значение.
Их удовлетворение должно гарантироваться
обществом, государством каждому человеку.
Надо отметить, что потребности в
силу их общественного характера
относительны, поэтому понимание
минимальности носит
Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания человека, второй минимум — уровень доходов которого обеспечивает выживание человека в обществе как социального существа; третий, необходимый для того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия — важная составляющая в системе социальной защиты населения.
Важная
роль в системе социальной защиты
принадлежит системе социальных
стандартов и нормативов, созданию
и практической реализации механизмов
внедрения социальной стандартизации
и нормирования на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях. В 1997—1999
гг. Правительством РФ были подготовлены
два варианта проекта Закона «О государственных
минимальных стандартах». В этих
документах сформулированы основные понятия,
цели и принципы социальной стандартизации;
определены основные социальные нормативы
и государственные минимальные
стандарты; обоснована правовая база для
установления и применения государственных
минимальных социальных стандартов,
позволяющая устанавливать
Социальные потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.
Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.
Абсолютная защита - представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, — от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.
Социальная
защищенность - это комплекс реальных
прав и свобод граждан, обеспечивающих
гарантированный обществом
Социальная
защита населения охватывает широкий
комплекс мероприятий по государственной
и общественной поддержке населения,
в том числе и меры, относящиеся
к социальному обеспечению, понимаемому
как деятельность государства по
материальному обеспечению
3. Современное положение системы социальной защиты в России
Система
социальной защиты каждой страны имеет
свои характерные особенности в
связи с конкретными социально-
В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- пособия
(временной нетрудоспособности, беременности
и родам, многодетным и
- содержание
и обслуживание престарелых и
инвалидов в специальных
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь
врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам.
И хотя всей системе
социального обеспечения
Эффективность
работы социальной системы во многом
зависит от продуманности механизма
финансирования. Выплаты по социальному
страхованию производятся из страховых
фондов, в которых сосредотачиваются
собранные в виде налогов средства.
А государственные вложения осуществляются
за счет ассигнований из бюджетных
средств (республиканских и местных
бюджетов). В итоге, средства на социальное
обеспечение сосредоточиваются, прежде
всего, в государственной службе
и в фонде социального
Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
В зависимости
от ориентации социальных служб различаются
функции ими осуществляемые, которые
были сгруппированы следующим
а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;
б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
- принципа
приоритета государственных
- принципа опоры на общественное участие:
- принципа территориальности:
- принципа
информированности:
Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
Информация о работе Социальная защита населения в современной России