Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Описание

необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;
3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность социальной защиты населения 4
2. Система социальной защиты 7
3. Государственная социальная политика 9
4. Социальная защита в России 12
4.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 12
3.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 14
3.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 15
Заключение 17

Работа состоит из  1 файл

Экономика общественного сектора1.docx

— 63.99 Кб (Скачать документ)

 

  1. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи  доходы ниже минимальных жизненных  стандартов, и выступает важнейшим  элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

 

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и  услуг, оказываемых отдельным лицам  или группам населения социальными  службами для преодоления жизненных  трудностей, поддержания социального  статуса, адаптации в обществе.

 

Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

 

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

 

Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т.е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

 

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

 

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня зарегистрированных браков и, в конечном итоге, рождаемости).

 

  1. Государственная социальная политика

Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика – это составная часть  внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике, и регулирующая отношения  в обществе в интересах и посредством  интересов основных социальных групп  населения.

 

Социальные программы обязательно  должны быть подкреплены материально, именно поэтому имеет смысл говорить о том, что социальная политика вторична по отношению к экономике государства, но, тем не менее, важно отметить, что это не означает, что по степени  значимости социальная сфера остается позади, поскольку данная сфера является наиважнейшей для жизни общества. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение степень гуманности политики государства. Наконец, без эффективной социальной политики невозможны активизация и развитие творческого начала в деятельности человека как главного элемента производительных сил общественного и экономического развития.

 

Социальная политика основана на системе  следующих принципов:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • системность, непрерывность, преемственность;
  • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
  • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
  • демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
  • действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
  • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

 

Также выделяют 2 блока направлений  социальной политики государства:

 

1) социальная политика в широком  смысле, которая охватывает решения  и мероприятия, затрагивающие  все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних  товарами, жильем и услугами социальной  инфраструктуры, рабочими местами,  приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной  базы, охрану и укрепление здоровья  населения, его образование и  культуру, создание системы гарантированных  социальных условий для жизнедеятельности  граждан;

2) собственно социальная политика (ее элементами являются политика  в области социальной защиты  и ее конкретные виды: семейная  политика, молодежная политика, политика  по социальной защите пожилых  людей и инвалидов).

 

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства  государства в управление социальными  процессами. В зависимости от этого  все сложившиеся сегодня в  развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.

 

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика государства  играет важнейшую роль в обеспечении  населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом  и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная  политика. С концептуальной точки  зрения эта группа в наибольшей степени  испытывает влияние социал-демократической  идеологии.

 

Обе группы различаются между собой  не наличием или отсутствием тех  или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем  в деятельности государства.

 

Социальная роль государства практически  во всех странах мира находится в  диапазоне между этими двумя  группами.

 

Россия относится к типу государств с сильной ролью государства  в социальной сфере. Система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в  целом соответствовала принципам  социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства  была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния. Основным инструментом, используемым в государственной социальной политике, как в России, так и за рубежом, является система перераспределение доходов и благ.

 

 

Итак, государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. Но, к сожалению, как показывает практика, рост государственных расходов не всегда приводит к желаемым результатам  в социальной политике. Зачастую бывает так, что социальная политика является не эффективной и не позволяет  защищать интересы малообеспеченных граждан, как это наблюдалось и частично наблюдается сейчас в России. Доставшаяся  нашей стране социалистическая система  социальных трансфертов, которая компенсировала низкий уровень оплаты труда всему  населению, давно изжила себя. Система  социальной защиты должна концентрировать  общественные ресурсы на самых бедных слоях населения.

 

Единственным способом повысить эффективность  расходования ограниченных бюджетных  средств и реально помочь наиболее нуждающимся, является организация  в государстве адресной помощи. Именно такой курс социальной политики и  взят в последние годы в России.

 

Успешное решение этих задач  возможно при наличии оптимальной  сети социальных учреждений по обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, детей, оставшихся без попечения  родителей, при постоянном ее обновлении, при обеспечении адресности социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, ветеранам и инвалидам, а также  при наличии отраслевой автоматизированной информационной системы.

 

Как правило, в числе особо нуждающихся  в социальной поддержке находятся  многодетные семьи, одинокие престарелые  граждане, инвалиды, лица без определенного  места жительства. Трудности возникают  в семьях с детьми в период подготовки к школе, к зимнему и летнему  сезонам, этим семьям нужна помощь в  приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей. Для решения этих и многих других социальных задач, в регионах устанавливаются правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, путём принятия законов и специальных программ.

 

Итак, адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а также  иным категориям граждан, которые находятся  в трудной жизненной ситуации, социальных пособий, социальных услуг, субсидий, единовременных денежных выплат и жизненно необходимых товаров  за счет бюджетных средств.

 

Адресная социальная помощь оказывается  в целях: поддержания уровня жизни  малоимущих семей, малоимущих одиноко  проживающих граждан; преодоления  трудной жизненной ситуации; снижения уровня социального неравенства; повышения  доходов малоимущих слоев населения; адресного использования средств  бюджета субъекта РФ, направленные на социальные цели.

 

Оказание адресной социальной помощи в России осуществляется в следующих  видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная  помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи); субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; бесплатные социальные услуги для малоимущих граждан.

 

Главной целью организации адресной социальной помощи является развитие сети социальных учреждений, повышение  качества социального обслуживания населения и уровня адресной социальной помощи населению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие основные задачи: формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической  базы; улучшение условий содержания граждан старшего поколения, инвалидов, детей и подростков в социальных учреждениях; расширение медико-социального  и социально-бытового обслуживания граждан старшего поколения, инвалидов, детей и подростков; обеспечение  реабилитации детей с ограниченными  возможностями; увеличение объемов  адресной социальной помощи, предоставление ее малообеспеченным семьям с детьми, ветеранам и инвалидам; повышение  уровня автоматизации системы социальной защиты населения.

 

Приоритетными направлениями в  оказании адресной социальной поддержки  населения также являются: в области  предоставления социальных гарантий на жилищные и коммунальные услуги - субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; в области поддержания нуждающихся  граждан (малоимущих семей) питанием на уровне не ниже установленной административной границы бедности - бесплатное питание  школьников из малообеспеченных семей  в учебный период, натуральная  помощь в виде продуктовых наборов, бесплатное питание в социальных столовых, бесплатное и льготное молочное питание детям.

 

Один из принципов организации  адресной социальной помощи - её заявительская  основа. Помощь оказывается только по заявлению, при этом специальные  службы имеют право провести проверку фактического уровня жизни заявителя. Такой подход оправдывает себя. Система  гарантированного минимального дохода, при которой помощь оказывается  всем малоимущим, часто приводит к  росту иждивенчества и потребительских  настроений.

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита в России

 

В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Глава министерства на данный момент: Максим Анатольевич Топилин.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Информация о работе Социальная защита населения