Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:45, реферат
необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;
3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).
Введение 3
1. Понятие и сущность социальной защиты населения 4
2. Система социальной защиты 7
3. Государственная социальная политика 9
4. Социальная защита в России 12
4.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 12
3.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 14
3.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 15
Заключение 17
Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается
только материальной помощью. Она включает
также меры в виде содействия и
услуг, оказываемых отдельным лицам
или группам населения
Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной
работы – те организации и люди, которые ведут
эту работу. Это государство в целом, осуществляющее
социальную политику через государственные
органы социальной защиты. Это общественные
организации: Российская ассоциация социальных
служб, Ассоциация социальных педагогов
и социальных работников и др. Это благотворительные
организации и общества милосердия типа
Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным субъектом социальной
работы являются люди, занимающиеся
ей профессионально или на общественных
началах. Профессиональных соци
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня зарегистрированных браков и, в конечном итоге, рождаемости).
Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Социальные программы
Социальная политика основана на системе следующих принципов:
Также выделяют 2 блока направлений социальной политики государства:
1) социальная политика в широком
смысле, которая охватывает решения
и мероприятия, затрагивающие
все сферы жизни членов
2) собственно социальная политика
(ее элементами являются
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.
Вторая группа — институциональная.
Здесь социальная политика государства
играет важнейшую роль в обеспечении
населения социальными услугами
и рассматривается в качестве
более эффективного в социально-экономическом
и политическом смыслах средства,
чем система частных
Обе группы различаются между собой
не наличием или отсутствием тех
или иных компонентов, а их соотношением,
а также степенью государственного
вмешательства в социальную сферу,
ролью перераспределительных
Социальная роль государства практически во всех странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Россия относится к типу государств
с сильной ролью государства
в социальной сфере. Система социальных
гарантий и социальной защиты населения,
сложившаяся в России к началу
экономических преобразований, в
целом соответствовала
Итак, государственная политика доходов
заключается в
Единственным способом повысить эффективность расходования ограниченных бюджетных средств и реально помочь наиболее нуждающимся, является организация в государстве адресной помощи. Именно такой курс социальной политики и взят в последние годы в России.
Успешное решение этих задач
возможно при наличии оптимальной
сети социальных учреждений по обслуживанию
престарелых граждан и
Как правило, в числе особо нуждающихся в социальной поддержке находятся многодетные семьи, одинокие престарелые граждане, инвалиды, лица без определенного места жительства. Трудности возникают в семьях с детьми в период подготовки к школе, к зимнему и летнему сезонам, этим семьям нужна помощь в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей. Для решения этих и многих других социальных задач, в регионах устанавливаются правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, путём принятия законов и специальных программ.
Итак, адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, социальных пособий, социальных услуг, субсидий, единовременных денежных выплат и жизненно необходимых товаров за счет бюджетных средств.
Адресная социальная помощь оказывается
в целях: поддержания уровня жизни
малоимущих семей, малоимущих одиноко
проживающих граждан; преодоления
трудной жизненной ситуации; снижения
уровня социального неравенства; повышения
доходов малоимущих слоев населения;
адресного использования
Оказание адресной социальной помощи в России осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи); субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; бесплатные социальные услуги для малоимущих граждан.
Главной целью организации адресной
социальной помощи является развитие
сети социальных учреждений, повышение
качества социального обслуживания
населения и уровня адресной социальной
помощи населению. Для достижения этой
цели необходимо решать следующие основные
задачи: формирование оптимальной сети
учреждений социального обслуживания
населения и укрепление их материально-технической
базы; улучшение условий содержания
граждан старшего поколения, инвалидов,
детей и подростков в социальных
учреждениях; расширение медико-социального
и социально-бытового обслуживания
граждан старшего поколения, инвалидов,
детей и подростков; обеспечение
реабилитации детей с ограниченными
возможностями; увеличение объемов
адресной социальной помощи, предоставление
ее малообеспеченным семьям с детьми,
ветеранам и инвалидам; повышение
уровня автоматизации системы
Приоритетными направлениями в
оказании адресной социальной поддержки
населения также являются: в области
предоставления социальных гарантий на
жилищные и коммунальные услуги - субсидии
на оплату жилья и коммунальных услуг;
в области поддержания
Один из принципов организации
адресной социальной помощи - её заявительская
основа. Помощь оказывается только
по заявлению, при этом специальные
службы имеют право провести проверку
фактического уровня жизни заявителя.
Такой подход оправдывает себя. Система
гарантированного минимального дохода,
при которой помощь оказывается
всем малоимущим, часто приводит к
росту иждивенчества и
В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Глава министерства на данный момент: Максим Анатольевич Топилин.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.