Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Описание

необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;
3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность социальной защиты населения 4
2. Система социальной защиты 7
3. Государственная социальная политика 9
4. Социальная защита в России 12
4.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 12
3.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 14
3.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 15
Заключение 17

Работа состоит из  1 файл

Экономика общественного сектора1.docx

— 63.99 Кб (Скачать документ)

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования

 

4.1 Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

 

Социально значимые функции ПФР.

Среди социально значимых функций  Пенсионного фонда России:

  • назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

 

 

Взносы — доходы Пенсионного фонда.

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались  как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась  возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

 

Председатели правления Фонда.

  • Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 года — 24 сентября 1993 года)
  • Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 года — 10 апреля 1999 года)
  • Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 года — 9 марта 2004 года)
  • Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 года — 28 декабря 2007 года)
  • Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Фонд социального страхования Российской Федерации

 

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции.

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет
  • оплата родовых сертификатов
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)
  • и др.

Однако  оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.

 

Председатели Фонда.

  • Малахаткина Наталья Дмитриевна (1991—1993)
  • Шатыренко Юрий Павлович (29 сентября / 10 декабря 1993 — 29 мая 1996)
  • Косарев Юрий Алексеевич (4 ноября 1996 — 14 апреля 2004)
  • Карелова Галина Николаевна (14 апреля 2004 — 13 декабря 2007)
  • Калашников Сергей Вячеславович (25 марта 2008 — 29 января 2010)
  • И. о. председателя Фонда Рау Людмила Николаевна (29 января 2010 — 15 мая 2010)
  • Афанасьев Сергей Анатольевич — с 15 мая 2010.

 

 

 

 

 

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации  и федеральным законом «Об  обязательном медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение  о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является одним  из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной  системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных  внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме  самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение  расходов по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных  функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена  задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование  средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования  между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются  и реализуются государственные  программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

 

Среди основных функций  фонда:

  • Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

 

Руководство Фонда.

  • Гришин, Владимир Вадимович (27 мая 1993 — 7 августа 1998)
  • Таранов, Андрей Михайлович (1 августа 1998 — 16 ноября 2006)
  • Рейхарт, Дмитрий Владимирович (17 ноября 2006 — 11 ноября 2008)
  • Юрин, Андрей Владимирович (с 13 ноября 2008 г.)
  • Стадченко, Наталья Николаевна (с 15 августа 2012 г.)

До принятия устава Фонда (29 июля 1998 г.) руководитель ФОМС именовался исполнительным директором, после — директором.

После принятия устава фонда 2009 году руководитель ФОМС именуется — председателем.

После ареста А. М. Таранова обязанности директора Фонда в течение двух лет исполнял Дмитрий Владимирович РЕЙХАРТ — первый заместитель директора ФОМС.

 

Коррупция. 

14 ноября 2006 в центральном офисе  ФФОМС, восьми его региональных  отделениях, а также в офисах  компаний — дистрибьюторов лекарственных средств, являющихся партнёрами фонда, прошли обыски.

16 ноября 2006 директор Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования Андрей Таранов и  его заместитель Дмитрий Усиенко  были задержаны по подозрению  в коррупции.

По данным следствия, в 2005—2006 годах  Андрей Таранов вместе с другими  высокопоставленными сотрудниками фонда занимались вымогательством  взяток у фармацевтических компаний и региональных фондов. По данным обвинения, таким образом преступной группе удалось заработать 27 миллионов рублей, однако присяжные признали лишь 11 эпизодов из 55, в результате чего сумма сократилась до 9 миллионов. 

Руководитель фонда Андрей Таранов  был приговорён к семи годам заключения в колонии строго режима и штрафу в один миллион рублей. 

Кроме Таранова, к уголовной ответственности  были привлечены:

  • Юрий Яковлев, первый заместитель главы ФОМС — девять лет колонии строгого режима, штраф в один миллион рублей
  • Наталья Климова, заместитель — девять лет колонии общего режима, штраф в один миллион рублей
  • Дмитрий Усенко, заместитель — семь лет колонии строго режима, штраф в 700 тысяч рублей
  • Дмитрий Шиляев, заместитель — семь лет колонии строго режима
  • Татьяна Маркова, начальник контрольно-ревизионного управления — четыре года колонии
  • Нина Фролова, начальник финансово-экономического управления — четыре года колонии
  • Галина Быкова, главный бухгалтер — три года колонии
  • Данил Хахлымов, руководитель калмыцкого территориального отделения — полностью оправдан судом на основании вердикта коллегии присяжных
  • Нина Холмина, инспектор счетной палаты — полностью оправдана судом на основании вердикта коллегии присяжных
  • Виталий Смердов, вице-президент компании «Протек» — полтора года в колонии-поселении.

Информация о работе Социальная защита населения