Социальное благополучие в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является формирование понятия об аксиологических характеристиках в профессиональной деятельности социального работника. В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
- изучить аксиологические основания социальной работы;
- определить место и роль системы ценностей в структуре социальной работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы 7
1.2. Ценности как важнейшая характеристика современной профессиональной социальной работы. 12
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ 18
2.1. Роль системы ценностей в формировании профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы 18
2.2. Функции аксиологической компоненты деятельности социального работника 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Каримова Ольга поправка.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. С начала возникновения в философии используются понятия, имеющие аксиологический смысл: «Красота», «Добро», «Благо», «Истина», «Любовь» и т.п. Эти понятия являются формой обозначения качеств бытия человека, выделяемых им как сущностно необходимые, как значимые сами по себе.

Предметом специального изучения ценности стали после того, как Иммануилом Кантом было выполнено теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного, которое привело к тому, что проблема ценностей попала в фокус явного знания. «Сущее именно потому, что оно существует реально, может быть подвергнуто описанию и объяснению, т.е. является предметом науки. Но должного реально еще нет: оно всегда лишь предмет желаний и устремлений, зависящих от субъекта, а потому природа значимости не может быть предметом строгой науки. В результате складывается особая сфера знания – аксиология – учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей»1.

Формально возникновение аксиологии как раздела философии связывают  с книгой Р.Г. Лотце «Микрокосмос» (три её части издавались с 1856 по 1864 гг.). Термин «аксиология» был введен в оборот в начале ХХ века П. Лапи и Э. Гартманом. Для рождения нового направления в философии также особое значение имели мысли Паскаля о “логике сердца”. Говоря о ней, он выделил существование двух типов суждений человека: суждения чувства человека (суждения сердца) он отделил от суждений его математического рассудка. В своих исследованиях Паскаль первым использовал понятие «ценность».

Актуальность данного исследования заключается в том, что ценности в большинстве своем выполняют в обществе регулятивную функцию, которая заключается, прежде всего, в формирование единства социальных общностей. Единство в обществе возникает за счет признания, принятия его членами обязательным для всех определенных способов (форм) организации отношений между членами этого общества, между людьми и природой, между своими и чужими и т.п.; определенных качеств индивидов, а также определенных качеств материальной, культурной и природной среды. Эти качества жизни воспринимаются людьми как совершенные образцы, как нормативные, традиционные, как идеалы, как ценности. Поэтому в первых аксиологических исследованиях Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, разрабатываемых на основе учения И.Канта, предметом выступали ценности, существующие во всех социальных общностях, принадлежащих к разным культурам и относящихся к любому историческому периоду. Такие ценности Кант назвал трансцендентными, Виндельбанд – вечными, абсолютными или высшими, Риккерт – теоретическими. В наше время такие ценности стали называть общечеловеческими.

Степень разработанности  темы исследования. Теории И. Канта, Р. Г. Лотце, В. Виндельбанда, раннего Г. Риккерта в классификации аксиологических теорий Владимира Ильича Плотникова отнесены к группе теорий аксиологического трансцендентализма. В этих теориях ценности рассматриваются как нечто, возникающее вне сферы бытия человека, над ней, т.е. как трансцендентальное, «выходящее за».

Дальнейшее развитие аксиологии связано  с возникновением аксиологических теорий, в которых в качестве источников возникновения ценностей рассматривались различные сферы бытия человека. В связи с этим произошло уточнение качеств и функций ценностей. Практически одновременно возникают и начинают развиваться теории, которые В.И. Плотников относит к следующим группам:

1)  теории аксиологическиого нормативизма (ранний В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс, В. Дробницкий, В. Тугаринов, М. Каган и др.) (источник возникновения ценностей – общество, общественные отношения);

2)  теории аксиологического психологизма (В.Вундт, Ф. Брентано, А. Мейнонг, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, В. Васильев и др.) (источник возникновения ценностей – индивид, его психика);

3)  теории аксиологического онтологизма (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт, Б. Вышеславцев, В.И. Плотников, А.Б. Невелев, Н.Л. Худякова и др. (источник возникновения ценностей – сознание человека, воспринимающее мир как целостность).2

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты; через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену (Приложение 1).

Признание человека высшей ценностью  современной цивилизации и особенности  социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов и обусловливают требования к его личностным качествам. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения, ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.

Целью данной работы является формирование понятия об аксиологических характеристиках в профессиональной деятельности социального работника. В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:

- изучить аксиологические основания социальной работы;

- определить место и роль системы ценностей в структуре социальной работы;

- изучить роль системы ценностей в формировании профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы;

- рассмотреть функции аксиологической компоненты деятельности социального работника.

Объектом исследования выступают этические аспекты профессиональной деятельности социального работника.

Предметом исследования является аксиологические основания деятельности социального работника.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Глава I. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы

 

Важным для адекватной реализации ценностей является осознание ее предметно-содержательных характеристик, фиксирующих способ (форму) взаимодействия человека с миром. Инвариантное представление таких способов может быть осуществлено через выделение основных видов деятельности, средства и способы организации которой образуют форму взаимодействия человека с каким-либо объектом или явлением мира (Приложение 2). При осуществлении различных видов деятельности в качестве регуляторов отношений выступают различные ценности. Например, для познавательной деятельности наиболее значимым является стремление к истине, стремление к познанию определенных областей действительности (или познавательный интерес); для художественно – эстетической деятельности – стремление к красоте; для преобразовательной – стремление к благу и т.п. Кроме ценностей уровня категорий, можно выделить системы ценностей уровня понятий и уровня представлений, также выступающие ценностными основами при осуществлении различных видов деятельности. При определении взаимосвязей ценностей человека, характерных для определенной формы его отношений с действительностью, необходимо учитывать, что основные виды деятельности «в чистом виде существуют только в теоретическом описании. В реальности все эти элементарные виды деятельности «выступают в разнообразных формах сцепления, скрещения, взаимодействия, подобно химическим элементам, которые красуются в своей чистоте и взаимной обособленности только в таблице Менделеева.3 То есть, можно сказать, что основные виды деятельности являются лишь единицами, сторонами деятельности человека. Но при этом мы можем говорить, что всегда какая-то сторона деятельности становится ведущей. Она и подчиняет своим задачам остальные стороны (виды) деятельности. Например, если ведущая первая сторона деятельности познавательная, то стремлению к истине подчиняются и стремление к красоте, и стремление к пониманию, и к благу и т.п. Если ведущей стороной является деятельность ценностно-ориентировочная, то стремление к пониманию ценностей другого человека подчиняет стремление к истине. Таким образом, можно сделать вывод, что различным видам деятельности (если судить по ведущей стороне) соответствуют различные сочетания ценностей, которые и складываются в определенные формы существования системы ценностей. Можно выделить инвариантную структуру этих форм существования системы ценностей, так как она включает в себя ценности, регулирующие все виды отношений человека, на всех этапах освоения им мира, с позиции установления гармоничной формы этих отношений.

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Такой особой системой регламентации поведения и деятельности специалиста в процессе выполнения им своих  профессиональных обязанностей, а также детерминирующей его личностные качества, может быть только профессионально-этическая система. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты. Органичность профессионально-этической компоненты в системе социальной работы детерминируется в первую очередь тем, что сущностной, смыслообразующей основой профессиональной социальной работы является гуманизм.

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил малоэффективным. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой  системы морали и ценностей является поддержание и обеспечение существования  породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения)4. Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим социальную работу в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим ее нормативный смысл и содержание. Вследствие этого в системе социальной работы профессионально-этическая система, полностью учитывающая специфику социальной работы занимает особое место, играя роль не только одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и являясь вместе с тем необходимым структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным при исследовании социальной работы. Социальная работа многопланова, многофункциональна, многозадачна, многоаспектна, вследствие чего в ней имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты - организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т.п., каждая из которых имеет относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смыслообразующих. Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших.

Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.

Поэтому аксиологический  подход в социальной работе имеет  большую значимость не только для  собственно социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании - существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.

Информация о работе Социальное благополучие в России в 19 веке