Социальное благополучие в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является формирование понятия об аксиологических характеристиках в профессиональной деятельности социального работника. В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
- изучить аксиологические основания социальной работы;
- определить место и роль системы ценностей в структуре социальной работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы 7
1.2. Ценности как важнейшая характеристика современной профессиональной социальной работы. 12
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ 18
2.1. Роль системы ценностей в формировании профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы 18
2.2. Функции аксиологической компоненты деятельности социального работника 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Каримова Ольга поправка.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально-значимой ценностью. Очевидно при этом, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности. Реализация ценности человека, максимальное раскрытие его творческого потенциала становится важнейшим продуктом деятельности. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека - высшей ценностью.

Ценностные основания социальной работы, реализуемые ею ценности, являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Ценности социальной работы одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса. Из этого следует, что специфическая система ценностей является одним из важнейших оснований и сущностных составляющих социальной работы, детерминирующим ее смысл и содержание, направленность и цели. При этом в социальной работе должны быть гармонично представлены как личностные ценности и цели индивида, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как социального над индивидуальным, так и господство индивидуального над социальным приводит к нарушению гармонии в обществе в целом. Поэтому социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием, направленностью и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально значимых ценностей, так и индивидуально значимых ценностей. Вместе с тем профессионально-этические основания социальной работы (в части детерминации и обоснования смысла и сущности, содержания и направленности теории и практики) являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах. Вследствие этого целесообразно говорить об аксиологии социальной работы – учении о ее профессионально значимых ценностях.

 

2.2. Функции аксиологической компоненты деятельности социального работника

 

Важность аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют ее функции, среди которых важнейшими могут считаться такие, как:

  • основополагающая – заключающаяся в формировании и поддержании оснований социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности:
  • смыслообразующая – заключающаяся в поддержании смысла социальной работы;
  • структурообразующая – состоящая в определении структуры социальной работы;
  • системообразующая – заключающаяся в формировании системы из элементов социальной работы;
  • целеполагающая – заключающаяся в формировании главных целей социальной работы;
  • праксеологическая – заключающаяся в воздействии на профессиональную практику;
  • аналитическая – заключающаяся в осуществлении анализа деятельности и отдельных ее композиций с точки зрения иерархии главных ценностей;
  • футурологическая, в соответствии с которой аксиологическая компонента, наряду с другими, определяет будущее состояние самой социальной работы, ее клиентов и общества в целом;

и другие.

Социальную работу осуществляют человек и общество, поэтому важно, чтобы деятельность осуществлялась ими с учетом вполне определенных ценностных ориентаций. От того, что видит специалист в социальной работе, какие именно ценности он признает и каким образом иерархизирует, зависят и процесс, и результат непосредственной деятельности, и перспективы ее развития. Поэтому важно, чтобы деятельность осуществлялась человеком в рамках не просто сложившихся в процессе онтогенеза или наличных, признаваемых профессиональным сообществом, но объективных, научно обоснованных позитивных ценностей, норм и других регулятивов, гарантирующих достижение поставленной цели и сохранение аксиологического смысла деятельности. В этой связи социальная работа по преимуществу должна заключаться в транслировании на человека этих регулятивов с целью их осмысления и присвоения с последующей реализацией. В то же время социальная работа предполагает последовательную гуманизацию как личностей, так и отношений, возникающих в процессе социальной работы. На основании этого социальная работа может стать важным условием гуманизации общественных отношений, а личность – ее главным условием и средством, целью и результатом. Такая личность, становясь частью общества, его основным элементом, несомненно, обладает высокой индивидуальной и социальной ценностью.

Ценность человека и  необходимость реализации этой ценности необходимо требуют заботы о нем, создания условий для реализации этой ценности. Важно, что ценностью  в современном мире признается каждый человек, вне зависимости от каких бы то ни было его качеств и достоинств. Это значит, что и человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, также является ценностью, требующей реализации. Такой человек нуждается, в силу своих особенностей, в особой заботе со стороны общества, даже если общество не может рассчитывать на то, что данный индивид сумеет возместить впоследствии затраченные на него ресурсы и принести обществу пользу. Положение человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, помимо желания помочь и сострадания, зачастую требует специальных знаний, навыков, полномочий, информации и ресурсов, которыми ни сам человек, ни его окружение не располагают. Профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретенная им в процессе обучения и закрепленная в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, становящегося основой нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма. Поэтому институциализация социальной работы, ее становление как профессионального вида деятельности, является естественным следствием признания человека высшей ценностью современного общества, результатом осознания необходимости содействия реализации ценности человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная работа является специфическим  видом социальной деятельности, прямо  или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного  бытия. Она оказывает особое, сложное  и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития.

Деятельность, как правило, не может  предприниматься человеком интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее  выработанного ориентира, без цели. Желая достигнуть некоего нового, отличного от ранее имевшегося, состояния, качества, человек исходит из соображений предпочтительности этого нового, следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности: свойства предмета или явления, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности человека, существуют от природы, присущи этим предметам и явлениям и являются поэтому объективными.

Не менее важным для адекватной реализации ценностей является осознание  ее предметно-содержательных характеристик, фиксирующих способ (форму) взаимодействия человека с миром.

Различным видам деятельности (если судить по ведущей стороне) соответствуют  различные сочетания ценностей, которые и складываются в определенные формы существования системы  ценностей. Можно выделить инвариантную структуру этих форм существования системы ценностей, так как она включает в себя ценности, регулирующие все виды отношений человека, на всех этапах освоения им мира, с позиции установления гармоничной формы этих отношений

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом.

Профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретенная им в процессе обучения и закрепленная в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, становящегося основой нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бакштановский, В.И. Профессиональная этика / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов// Социологические исследования. – М.: Секрет фирмы, 2005. – 264с.
  2. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 2003. - С. 455-491.
  3. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 172 с.
  4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
  5. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М.: «Академия», 2009. - 208с.
  6. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
  7. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
  8. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.
  9. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
  10. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. - 320c.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис. 1. Аксиологическая  структура личности

 

 

 

Приложение 2

 

Рис. 2. Аксиологические  теории ценности

1 Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. с.-26

2 Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. с.-47

3 Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с.-263

4 Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М.: «Академия», 2009.с.-117

5 Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М.: «Академия», 2009. С.-136

6 Бакштановский, В.И. Профессиональная этика / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов// Социологические исследования. – М.: Секрет фирмы, 2005. С.-187


Информация о работе Социальное благополучие в России в 19 веке