Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью данной работы является формирование понятия об аксиологических характеристиках в профессиональной деятельности социального работника. В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
- изучить аксиологические основания социальной работы;
- определить место и роль системы ценностей в структуре социальной работы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы 7
1.2. Ценности как важнейшая характеристика современной профессиональной социальной работы. 12
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ 18
2.1. Роль системы ценностей в формировании профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы 18
2.2. Функции аксиологической компоненты деятельности социального работника 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность, многофункциональность, многоплановость и многоуровневость социальной работы, ее всеобщность, интегративность и специфичность как особого вида социальной деятельности, ее органичная включенность в бытие общества и человека требуют соответствующего определения ее имманентно присутствующих ценностей, задающих ее основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала - достижения блага общества и человека. Ценностная система социальной работы имеет довольно сложную структуру, поскольку социальная работа как вид деятельности чрезвычайно многогранна и, кроме того, представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности социальной работы представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, взаимодействуя и оказывая влияние как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.
Социальная работа является неотъемлемой частью деятельности общества и человека, и поэтому ценностные ориентиры общества и государства и система ценностей социальной работы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Но они все же не тождественны, поскольку социальная работа, при всей ее всеобщности, не идентична совокупной деятельности общества и государства в целом. В социальной работе могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых их типологий. Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой составной частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа в принципе невозможна без признания, привлечения и реализации ценностей различных видов и групп, которые могут выступать в различных формах и видах. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью ее трансформации и формирования на этой основе новых ценностных ориентаций. В то же время ценности, задействованные в социальной работе, играют роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы с точки зрения формирования ценностного сознания личности, реализации ее ценности и реализации присвоенных ею ценностей.
Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности.5 Таким образом, любая деятельность вообще и социальная работа в частности может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей.
Обратим внимание на аксиологические теории о функциях ценностей. При исследовании абсолютных ценностей были выявлены следующие регулятивные функции:
1) внутренняя регулятивная функция, проявляющаяся в наличии направленности поведения и деятельности людей на то, что значимо, необходимо, и внешняя, проявляющаяся в наличии внешнем для индивидов основании упорядочивания отношений между людьми.
2) регулятивно-нормативная функция, которая проявляется в том, что ценности фиксируют значимое для всех людей (общезначимое) и в силу этого обязательное к исполнению;
3) оценочная функция, проявляющаяся в том, что ценности выступают эталоном оценивания;
4) функция единения общества (функцию согласия), проявляющаяся в реализации общей направленности людей на установление объективно позитивных и одобряемых всеми отношений;
5) функция упорядочивания индивидуальных, фактических ценностей, проявляющаяся в подчинении ценностей меньшей степени общезначимости ценностям большей степени общезначимости.
6) проективная функция, проявляющаяся в том, что высшие ценности являлись выражением идеала, с реализацией которого связывалось будущее. (Риккерт писал: «Только на основе учения о ценностях философия жизни вообще в состоянии взяться за проблему отношения временной жизни к вечной»).
7) функция упорядочивания и ограничения простого жизненного (витального) импульса индивидов, проявляющаяся в возникновении у человека стремлений к формам отношений, выработанных культурой (функция выделяется Риккертом при рассмотрении ценностей как феномена культуры).
Предметом изучения в теорииях аксиологического нормативизма, психологизма и онтологизма стали не только высшие ценности, но и те, которые характерны для каких-либо социальных общностей или индивидов. В связи с этим были выделены следующие группы функций и функции ценностей
1) функция связывания субъекта и объекта отношения, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует такую направленность активности субъекта, которая включает в сферу его интересов определенные объекты;
2) проективная функция, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует образ будущих отношений человека, таких, которые представляются ему необходимыми, значимыми сами по себе. В исследованиях В.И. Плотникова ценность выделяется также как то, что будет. Он определяет ценности человека как проект его будущего, как проективную реальность. Таким образом, мы можем говорить о том, что ценность, являясь регулятором отношений человека с миром в настоящем, в то же время определяет характер его будущего;
3) функция связывания отдельных действий человека и даже видов отдельных деятельности в целое, которое обеспечивает в итоге возможность достижения человеком того, что существует как предметная направленность ценности. В каждом конкретном действии человека ценность реализуется лишь частично, а её полная реализация возможна только через сочетание различных видов действий и деятельностей.
4) функция разрешения противоречий, проявляется в том, что реализация личностных ценностей или следование общественным ценностям приводит к к избеганию или разрешению определенных противоречий (Связь ценностей с необходимостью разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью четко проявляется в исследованиях Вышеславцева. Описывая механизм сублимации, приводящей к возникновению ценностей, он говорит о переходе стремления от тезиса к антитезису, о том, что оно всегда встречает границу и всегда выходит за её пределы – трансцендирует и успокаивается только тогда, «когда трансцендирует всю иерархию ступеней бытия и ценностей…, когда встречает наконец полный простор, бесконечный простор Абсолютного». Вышеславцев пишет также о трагической диалектике жизни, заставляющей по очереди выдвигать то автономия лица, то автономию принципа);
5) функция смыслополагания, проявляется: 1) в том, что реализация человеком личностных ценностей, придает смысл его жизни; 2) изменение ценностей раскрывает перед человеком новый смысл жизни. (Основные характеристики этой функции можно описать с опорой на следующие исследования. По Риккерту, трансцендентные ценности обнаруживаются в имманентном мире как смыслы, которые постигаются через истолкование. Смысл жизни обретается человеком при следовании ценностям. У Парсонса осмысленными представляются лишь те человеческие акты, которые соотнесены с ценностями. В исследованиях Юнга, В. Франкла, Лосского потеря смысла жизни связывается с упущенной возможностью реализовывать личностные ценности. Юнг потерю смысла жизни связывает с упущенной возможностью следовать собственному закону, рождающемуся в бессознательном как индивидуальное предназначение);
6) функция осуществления свободы человека проявляется в том, что ценности, во-первых, выражают генетически не обусловленную направленность стремлений человека, а, во-вторых, время от времени меняются (Во всех аксиологических теориях ценности связывают со свободой человека. Основные позиции в трактовке особенностей осуществления этой функции следующие: Гартман видит проявление свободы человека в свободе произвольного выбора им ценностей из тех, что предлагаются обществом; Вышеславцев считает, что свобода связана с сознательным выбором человеком, в основе которого лежит сомнение, из тех ценностей, которые уже у него есть; в исследованиях Шелера свобода человека связывается с его актуализирующейся открытостью мира, выражающейся в свободе определения индивидуальным духом интенций сознания, проявляющихся как ценности. Таким образом, функция осуществления свободы характеризуется и со стороны онтологических оснований возникновения ценностей, и со стороны субъективной формы их проявления);
7) функция согласия. Эта функция ценностей в явной форме не обнаруживается в аксиологических теориях. Однако, о её существовании говорят характеристики других функций ценностей. В теориях аксиологического транцендентализма функцию согласия можно обнаружить в направленности усилий исследователей на поиск механизма согласия действий людей с идеалами, которые считались в то же время недостижимыми. Осуществление такого согласия виделось, прежде всего, в согласии между людьми, складывающимся из их следования одним идеалам (Кант, Виндельштейн), в согласии, характеризующем суждения людей (Риккерт). Содержание нравственного закона Канта направляет людей на достижение согласия всего со всем. В исследованиях Шелера порядок любви, соотносимый с развитием ценностного мира человека, рассматривается как то, что составляет «интимнейшую сущность таких единств как индивид, исторические эпохи, семья, народ, нация и т.п.». Вышеславцев пишет о генетической связи разнообразных ценностей, которая осуществляется посредством сублимации энергии Эроса. Свободу он рассматривает как точку единства, как «ось самосознания» по отношению к тому разнообразию сил, которые действуют со всех сторон. Через свободу выбора из своих ценностей, т.е. через самоопределение, человек формирует единство из альтернатив. Риккерт рассматривает ценности как принципы бытия, обеспечивающие единство действительности и ценности, единство «Я» и мира. Достигаемое через ценности единство субъекта с объектом также можно рассматривать как проявление функции согласия. Согласие действий человека, согласие его настоящего с будущим – все это усматривается при анализе характеристик регулятивных функций ценностей, даваемыми аксиологическими теориями. В теориях аксиологического нормативизма ценности выделяются как средство установления согласия между людьми, в теориях аксиологического психологизма как средство установления согласия между потребностями человека и возможностями среды его жизнедеятельности. В то же время, в исследованиях Виндельбанда можно обнаружить и выделение таких качеств ценностей, которые в большей мере ведут к рассогласованности, чем к согласию. Это дихотомическое разделение ценностей на позитивные и негативные, которое до сих пор присутствует в некоторых аксиологических теориях, но другими теориями отвергается.
Таким образом, можно сделать вывод, что все выявленные функции ценностей выступают как стороны реализации функция согласия.
Социальная работа принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые существенным образом влияют на судьбу и благополучие личности и общества. Человек – это причина и следствие социальной работы. Человек и его потенциальные возможности являются важнейшим условием, субъектом, объектом и средством осуществления процесса социальной работы. Важнейшим результатом деятельности также являются человек и общество, изменившие и улучшившие в результате социальной работы некоторые свои характеристики. Поэтому очевидно, что социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью. Очевидно, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности, и которое состоит из людей. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека – высшей ценностью.
Вне человека и общества процесс социальной работы невозможен и бессмыслен. Человек и общество поэтому становятся не только объектами социальной работы, но и ее важнейшей движущей силой, вследствие чего приобретают статус неизменных, необходимых элементов социальной работы, ее высших ценностей. С другой стороны, социальная работа проводится обществом не только с целью обеспечения безопасности общества и человека, но и с целью их развития и совершенствования, обеспечения условий для достижения ими блага, т.е. основанием всей деятельности является человек как член общества и общество как совокупность людей и их разнообразных отношений. Это также свидетельствует о том, что важнейшими из ценностей, реализация которых осуществляется в процессе социальной работы, являются человек и общество. Таким образом, ценность человека и общества, необходимость реализации этих ценностей, становятся смыслообразующим основанием социальной работы. Социальная работа имманентно осуществляется человеком и обществом в интересах человека и общества с целью реализации их ценностей, создания для этого необходимых условий.
Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности и т.п., и с другой - его возможности и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия общества на человека и человека на общество, а значит, и состояние общества и человека, их взаимосвязей и отсюда - возможность реализации гуманистического идеала. Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т.п. в общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным смыслом следует считать воздействие в первую очередь на человека с целью формирования у него таких личностных качеств, которые обеспечат выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности и мышления, соответствующих гуманистическим представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим деятельность, направленную на его достижение. Значит, человек - важнейшая ценность и цель социальной работы общества.6
Можно сделать вывод, что основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, в любом из ее аспектов и направлений, хотя и не всегда осознаваемыми, являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие. Эти ценности в каждый конкретно-исторический момент времени в конкретном обществе в зависимости от наличных условий жизнедеятельности человека и общества, состояния и уровня развития общественного и индивидуального сознания могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием, поскольку, как известно, ценности в различных условиях не тождественны самим себе.
Информация о работе Социальное благополучие в России в 19 веке