Социальное обслуживания пожилых и старых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:09, реферат

Описание

Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых).

Содержание

Введение……………………………………………..…………….…………..…….3

1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей…..5

2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей…………7

Заключение…………………………………………………………………..……...27

Библиографический список………… ……………………………….……………28

Работа состоит из  1 файл

конт. р. соц геронтология.docx

— 63.23 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, наряду с предоставлением  традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – значение придается формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

      Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и  различные пособия; содержание и  обслуживание престарелых и инвалидов  в специальных учреждениях органов  социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

      Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами  взносов. Такая практика очень распространена в западных странах8.

      Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и  инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении  дневного пребывания 
(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание.

      В 2009 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи).

      Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или  подсобных хозяйствах.

      Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое  обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

      В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

      Служба  срочной социальной помощи Центра социального  обслуживания предусматривает широкий  перечень услуг: разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в  получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, по «телефону доверия»: оказание юридической  помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и  особенностями.

      Значение в условиях обстановки имеет социальная защита людей. Оказывается нуждающимся: пенсионерам, престарелым старше 80 лет9.

      Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями  обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного  обеспечения, развитие услуг по уходу  за ними на дому, увеличение числа домов  для престарелых и улучшение  условий жизни проживания в них.

      Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из направлений социального  обеспечения в современных государствах.

      Необходимо  обратить внимание на социально-бытовое  обслуживание престарелых. Здесь важно  предусмотреть, с учетом потери способности  к самообслуживанию, обеспечение  специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям  передвижение по улице, ведение домашнего  хозяйства, выполнение некоторых гигиенических  процедур.

      Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами определены перспективные направления разработки и выпуска бытовой техники. Предложения  сводятся к созданию10:

      - автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции  по приготовлению пищи;

      - системы подъемников для ухода  за лежачими больными и оказания  им санитарно-гигиенической помощи;

      - специальной мебели и механизмов  для уборки помещений с учетом  возрастной специфики престарелых  и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

      - системы поручней и опорных  скоб для принятия человеком  ванны;

      - специальных подставок, облегчающих  надевание обуви;

      - пологих пандусов вместо порогов  и т. п. 

      Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей  стране они реализуются крайне неудовлетворительно

      С 2006 года в нашей стране начали создаваться  так называемые Центры социального  обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные подразделения —  отделения дневного пребывания11.

      Целью организации отделений было создание центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они  в семьях или одиноки.

      Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером  возвращаться домой; в течение дня  они будут иметь возможность  находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое  горячее питание и при необходимости  доврачебную медицинскую помощь.

      Основной  задачей деятельности таких отделений  является помощь пожилым людям в  преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования  новым смыслом, формирование активного  образа жизни, частично утраченного  в связи с выходом на пенсию.

      Первоначально такие Центры создавались при  домах-интернатах для престарелых, поскольку учреждения имеют такую  материально-техническую базу, которая  могла обеспечить для отделения  соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим  питанием.

      Отделения были рассчитаны на 25–50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии.

      При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей  отделений дневного пребывания через  определенное время.

      Однако  положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения  пенсионного возраста, обнаружил  большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности  пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

      В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от семейного  положения, сохранившие способность  к самообслуживанию и активному  передвижению, на основании заявления  и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

      В отделении выделяются помещения  для кабинета доврачебной медицинской  помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

      Таким образом, рассмотренные вопросы  создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам  дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором  действенное участие будут принимать  новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее  время уделяется самое серьезное  внимание.

      Первая  беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит  от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных  и тайных причин того или иного  поведения человека, мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности  работы и терпимости к людям.

      Только  внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и  субъективные чувства в межличностного общения, включающего открытые и  закрытые послания, их расшифровку  и реакцию на различные уровни общения.

      К основным навыкам, необходимым для  введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать  клиента о продолжительности  беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться  быть доброжелательным, чтобы создать  свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами  клиента; осознать опасность вынесения суждений, не принятия человека как есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно время, клиент напряженно думает).

      Каждая  беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец.

      Каждая  последующая беседа- встреча с  клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписии12.

      В процессе беседы обращения к одним  и тем же трудностям или даже отрицание  их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может  и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения  или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе  ничего не значат.

      Первая  встреча социального работника  и клиента чисто информативной  функции имеет, по меньшей мере, три  цели: стремление заключить союз с  клиентом относительно методов лечения, тсоциальный работник старается  понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента  чувство надежды, что он справится  с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать  эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно.

      Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они  имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки  обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное  развитие взаимоотношений.

      Иногда  социальные работники переживают, что  порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы  сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее.

      Одной из причин этого является то, что  встреча с незнакомым человеком  может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о  клиенте или о себе самом, поскольку  это может вызвать негативную реакцию клиента13.

      Практики  часто бывают расстроены, если те, кто  пользуются их услугами, не являются на встречу после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия  во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к положительным  результатам, то существует и множество  других причин неявки на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет  продолжительного вмешательства в  свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Информация о работе Социальное обслуживания пожилых и старых людей