Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:09, реферат
Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых).
Введение……………………………………………..…………….…………..…….3
1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей…..5
2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей…………7
Заключение…………………………………………………………………..……...27
Библиографический список………… ……………………………….……………28
Удачные беседы не зависят от содержания разговора, если к работнику после интервью относятся к человеку, способному понять чувства клиента, трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро сам приходит к решению своей проблемы.
Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.
Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, так как искажает представление и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать выводы.
Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.
Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.
Неопытные люди часто избегают задавать "зондирующие"вопросы, если клиент догадывается к чему клонится разговор14.
Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса, начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. может выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, вместо того, чтобы спросить женщину почему она боится выходить из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет из дома.
Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения.
Репортерский
тип вопросов порой может достичь
успеха, если перед корреспондентом
намеренно выдвигают аргументы
оппонента с тем, чтобы привести
к изменению. Другими способами
использования вопросов, которые
подразумевают изменение как
конечную цель, является построение их
таким образом: "Возможно это неправильно,
но...", "Я не совсем понял ...",
все они стимулируют
Другим
типом задавания "хороших" вопросов
является так называемый
"круговой опрос". Он применяется
в семейной терапии и позволяет оценить
взаимодействие и функционирование в
рамках семьи путем предоставления одному
из членов семьи возможности прокомментировать
взаимоотношения двух других членов, их
поведение. Круговой опрос выявляет различные
позиции участников, дает новую информацию
о том, как третья сторона видит взаимоотношения
между двумя другими членами семьи.
Хороший социальный работник обладает шестью качествами15:
1. Симпатия или понимание – попытка видеть глазами другого.
2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.
3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему.
4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.
5.
Искренность, умение вести
6.
Сиюминутность, иметь дело
Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, какие навыки необходимо продолжать практиковать.
Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно рекомендации16: необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Таким образом, изучив данный раздел, автор считает, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.
Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.
Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ.
Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки.
Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации.
Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.
Иногда
начинающие путают термины "оценка"и
"оценочный анализ". Разница
между ними заключается в том,
что оценочный анализ представляет
собой исследовательский
Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. автор разрабатал модели, разделяющие цели и средства.
Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их17.
Анализ рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.
В реальности, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.
Исследования, касающиеся, должно выявлено в процессе оценочного анализа показывают, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, сущность индивида.
Оценочный анализ – процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, оказания возможных услуг.
Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.
Оценочный
анализ предполагает возможность ошибки
или предубежденного отношения
социального работника. Чтобы избежать
этого следует проводить
Исходя, из этого можно рекомендовать18:
1.
Развивать самоконтроль при
2.
Быть способным противостоять
обладающим более высоким
3:
Рассматривать все оценки как
рабочие гипотезы, которые должны
наполняться содержанием по
Междисциплинарные
оценочные анализы. Главной целью
обслуживания людей является создание
ориентированных на конкретного
человека мобильных структур, при
этом социальный работник организует
предоставление услуг независимыми,
добровольными и
Ведение записей, считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты.
В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.
Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.
Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.
Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации19.
Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне –, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.
Систематические
записи ведутся по четырем отдельным
разделам: документ оценки, карта мониторинг,
формы для периодических
Его
шесть секций охватывают такие основные
записи как: возраст, адрес, источник обращения,
формальные и неформальные контакты,
включая информацию от помощников по
дому и государственных служб, жилищные
и финансовые условия и также
такие детали как отопление, канализация,
выплаты; возможность справляться
с ежедневными обязанностями: уход
за собой, работа по дому; физическое и
умственное здоровье отражается в пятом
и в шестом разделах, сюда обычно
относится и невозможность
Карта
мониторинга состоит из одного листа,
на котором изображена матрица –
7 дней недели. По вертикали – дни недели,
по горизонтали
– критические периоды дня, такие как
часы приема пищи, время сна.
Информация о работе Социальное обслуживания пожилых и старых людей