Социальное обслуживания пожилых и старых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:09, реферат

Описание

Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых).

Содержание

Введение……………………………………………..…………….…………..…….3

1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей…..5

2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей…………7

Заключение…………………………………………………………………..……...27

Библиографический список………… ……………………………….……………28

Работа состоит из  1 файл

конт. р. соц геронтология.docx

— 63.23 Кб (Скачать документ)

      Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период.

      Входят  детали, касающиеся проблем и достигнутых  изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

      Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей.

     Роль  социального работника во время  пребывание жилых людей в приемно-карантинном  отделении дома-интерната состоит  в том, чтобы разъяснить функции  учреждения, ознакомить поступивших  с распорядком и с расположением  бытовых служб и медицинских  пунктов, часами работы администрации  и т.д.; провести ба ознакомление с  условиями жизни в доме-интернате  пожилых людей, решивших поступить  в эти учреждения, во многом может  снизить состояние неуверенности  и тревожности20.

     Более полному информированию пожилых  людей в доме-интернате уже  с первых дней пребывания их в учреждении может способствовать наличие стенда с расположением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга.

     Роль  социального работника состоит  в том, чтобы обеспечить адаптацию  пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о  характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и  интересе установках и привычках. Выяснение  этих обстоятельств важно и для  создания микросоциальных групп, также  преследующих цель улучшения социально-психологической  адаптации лиц пожилого возраста.

     Помимо  изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и  т.д.

     Во  избежание разрыва с прежним  привычным образом жизни с  целью осуществления возможности  получения информации об общественной жизни. В этих обстоятельствах социальный работник, обладал определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты врачом и медицинским персоналом, используя данные истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека знакомится и с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и сохранности к самообслуживанию.

     Роль  социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии или социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к  пожилым людям.

     Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате  перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать  в доме-интернате постоянно или  вернуться к привычному окружению21.

     Общение пожилых людей носит пассивный, ситуативный характер, круг общения  пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими.

     Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком  тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение  круга и углубление общения быстрее  исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что, в  конечном счете, приводит к стремлению к изоляции.

     На  этом этапе важное значение приобретает  так называемая терапия средой, которая  включает создание благи приятного  психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых  людей, предупреждение болезненных  реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга.

     Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием.

     Необходима  помощь и поддержка проявлениям  социальной активности в различных  видах деятельности пожилых людей22.

     Индивидуальная  психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стериотипа, изменение оценочных  характеристик, снятие эмоционального напряжения.

     Групповая психокоррекционная работа должна проводиться  с использованием дискуссионных  групп, групп обобщения и релаксационных.

     Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей.  Группы общения  требуют предварительного отбора желательно формировать их из лиц, не находящихся  в межличностных конфликтах. Цель группы - сознательное к чувствам своим  и другого осознание самого себя, развитие Межличностного доверия.

     Официальные и неофициальные организации  должны принимать во внимание особые нужды престарелых и учитывать  их в нынешних программах и в планах на будущее. Следует признать и поощрять важную роль, которую могут играть кооперативы в предоставлении подобных услуг. В таких кооперативах могли  бы также принимать участие престарелые  либо в качестве полноправных членов, либо в качестве консультантов.

     Вовлечение  молодых людей как в обеспечение  услуг и ухода, так и в осуществление  мероприятий в интересах престарелых, и совместно с ними должно поощряться для укрепления связи между поколениями.

     Следует возможной степени развивать  взаимную самопомощь среди пожилых и помощь с стороны благополучным сверстникам, привлечение престарелых к выполнению в течение части дня неофициальных функций23.

     Актуальными проблемами данной категории являются: утрата смысла жизни и сужение  сферы социальных контактов и  круга общения, вызванные потерей  социального статуса в связи  с уходом на пенсию; кризис ценностей, вызванный экономическими и политическими  катаклизмами в обществе; ухудшение  физического и психического самочувствия; повышенная конфликтность в общении  с представителями молодого поколения, проявляющаяся в несовпадении ценностей, идеалов, жизненных принципов (с  стороны – негативное восприятие и оценка поколением традиций прошлого, ближайшей истории, которые отрицательно сказывается и на отношении к пожилым, с другой – неприятие пожилыми образа и смысла жизни).

     При составлении и реализации социально-культурных программ для пожилых следует  учитывать не только проблемы, но и  особенности данной категории. Известно, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью — инициативны, хотят  самостоятельно действовать и принимать  решения, делиться своим жизненным  опытом.

     Поэтому в содержании проекта, адресованного  данной аудитории, необходимо предусмотреть  возможность максимального использования  творческих возможностей и способностей пожилого человека24.

     Однако  следует учитывать, что в способах и интенсивности проведения досуга лица пожилого возраста условно делятся  на две противоположные группы: во-первых, есть группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных  формах проведения досуга - для них  эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости.

     Потеря  уважения к людям – носителям прошлого, усиление общественной изоляции рождает у человека неблагоприятное социально-психологическое самочувствие (подавленность, тревогу, беспомощность, чувства одиночества, отверженности, заброшенности и социальной незащищенности).

     Депрессии, неуверенность в будущем, постоянное ожидание нежелательных перемен  делает социальную группу, по мнению специалистов, маргинальной, которая отличается от других категорий неопределенностью  социального статуса и большей  неудовлетворенностью своей жизни.

     Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых  и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо  важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие  в профессиональной трудовой деятельности затруднено.

     При всем многообразии потребностей пожилых  и старых людей в медицинской  и социальной помощи большинство  исследователей за рубежом  выделяют потребности в оказании услуг  по организации досуга для пожилых.

     В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей  и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после  ухода на пенсию или, когда человек  должен адаптироваться к новым условиям жизни.

     Социальная  работа является деятельностью, цель которой  оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни  общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования  личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта  деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых).

     Политика  направленная на решение проблемы возрастающего  числа пожилых лиц, являющихся здоровыми  и социально активными, и основанная на стремлении использовать потенциальные  возможности лиц пожилого возраста, автоматически приносит пользу отдельным  пожилым лицам как в материальном, так и в других отношениях.

Заключение 

     В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей  и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после  ухода на пенсию или, когда человек  должен адаптироваться к новым условиям жизни.

     Социально-психологическая  поддержка от любого человека, включая  членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого человека в  собственном "контроле самоопределения" и должна находить альтернативные способы  улучшения жизни пожилых людей. В условиях возрастает значение социальной политики, формулирование в качестве ее приоритетов повышение уровня и качества жизни пожилых людей. В этом сложном комплексном процессе участвуют учреждения социальной защиты и реабилитации, здравоохранения, общественные объединения, учреждения культуры.

     При всем многообразии потребностей пожилых  и старых людей в медицинской  и социальной помощи большинство  исследователей за рубежом  выделяют потребности в оказании услуг  по организации досуга для пожилых.

     Политика, направленная на решение проблемы возрастающего  числа пожилых лиц, являющихся здоровыми  и социально активными, и основанная на стремлении использовать потенциальные  возможности лиц пожилого возраста, автоматически приносит пользу отдельным  пожилым лицам, как в материальном, так и в других отношениях.

     Подобным  же образом любое усилие, направленное на повышение качества жизни пожилых  людей и удовлетворение разнообразных  социальных и культурных потребностей, само по себе укрепляет их способность  продолжать взаимодействовать с  обществом. В этом смысле аспекты  развития и гуманитарные аспекты  вопроса старения за рубежом  тесно  взаимосвязаны. 
 

      Список  использованной литературы 

    1. Альперович  В. Социальная геронтология: пожилым  и молодым о старости и старении. – Ростов - на-Дону: Феникс,  2008. – 214 с.
    2. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации / Под ред. Г.Н. Кареловой.– М.: Арт, 2009.– 632 с.
  1. Гулина М.А. Психология адаптации и дезадаптации личности. // Психология работы. / Под ред. М.А. Гулиной. – М.: макрос, 2010. – 520 с.
  2. Гулина М.А. Социально-политическая   адаптация  пожилых людей в условиях реформирования системы России.– СПб.: Ирт, 2008.– 400 с.
  3. Гуслова М.Н. Организация социальной помощи гражданам пожилого возраста / М.Н.Гуслова. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
  4. Дмитриев А.В. Пенсионное обеспечение граждан на современном этапе модернизации России. – М.: Инфра, 2010. – 696 с. 
  5. Дыскин А.А. Адаптация в пожилом возрасте. – М.: Макрос, 2009. – 160 с.
  6. Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – М.: Владос, 2009. – 295 с.
  7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 547 с.
  8. Марченко И.Р. Сочетание методик социокультурной реабилитации пожилых людей // Социальная работа. – 2010. – № 1. – С. 43.
  9. Налджанин А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. – Ереван: Луйе, 2010. – 147 с.
  10. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Е.Н. Барябина, М.Э. Ерютина, В.Т. Кривошеев, Е.Р. Смирнова. – М.: МГУ, 2008. – 324 с.
  11. Пожилые люди как объект современной  социальной  политики / Под общей ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 754 с.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите престарелых» (с изм. от 9 июля 1992 г., 30 марта 1998г., 21 декабря 2000 г., 14 мая 2001г.): [электронный ресурс] // Гарант – справочная правовая система / www.garant.ru
  13. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2002г. № 217 «О государственном данных о престарелых, осуществляющие контроль за формированием и использованием»: [электронный ресурс] // Гарант – справочная правовая система / www.garant.ru
  14. Приказ Министерства РФ от 8 июля 2002 г. № 218 «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья престарелых, для внесения в банк данных о престарелых»: [электронный ресурс] // Гарант – справочная правовая система / www.garant.ru
  15. Ромм М.В., Андриенко Е.В., Осьмук Л.А., Скалабан И.А. Старение населения как  социальная  проблема. – М.: Просвещение, 2009. – 548 с.
  16. Симонов А.Н. Пожилые граждане в условиях социальной модернизации: опыт социологического осмысления. – Казань: Центр, 2008. – 420 с.
  17. Симонов А.Н. Социальная  политика в отношении пожилых людей на этапе развития российского общества. – М.: ПРИНТ, 2009. – 768 с.
  18. Симонов АН. Социальная защита и проблемы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной России. – 2010. – № 1. – С. 100.
  19. Симонов, А.Н. Адаптация к пенсионному периоду жизни // Аспекты адаптации и социализации человека – Волгоград: Арт, 2009. – 344 с.
  20. Симонов, А.Н. Пенсионное обеспечение в России как социальный институт. – Волгоград: ВолГУ, 2008. – 196 с.
  21. Симонов, А.Н. Старшее поколение граждан: образ жизни и проблемы социальной ресоциализации.  – Н. Новгород: НИСОЦ, 2008. – 115 с.
  22. Смирнова Е.Р. Технологии деятельности организаций в разработке и реализации социальной политики пожилых. – Н.: НГПУ, 2009. – 225 с.
  23. Социальное обслуживание пожилых / Под ред. Е.Баскаковой. – М.: Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
  24. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов / Под ред. Я.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова. – М.: ЦИЭТИН, 2010. – 136 с.
  25. Социальные проблемы людей пожилого возраста / Под ред. Холостова Е.И. – М.: Институт социальной работы, 2008. – 451 с.
  26. Тетенова Г.И. Управление разработкой и реализацией социальной политики в отношении пожилых // Социальная работа.– 2010. – № 1.– С. 16.
  27. Уровень и качество жизни населения России // Госкомстат России: Статистический сборник. – М.: Макрос, 2010. – 630 с.
  28. Фирсов М.В. Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в условиях современной России. – М.: Арт, 2009. – 314 с.
  29. Хатова Т.Б. Проблемы социального обслуживания. – М.: Арт, 2009. – 860 с.
  30. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. – М.: СТИ, 2008. – 237 с.
  31. Шабанов В.И. Развитие обслуживания пожилых людей – из направлений социальной работы. // Социальная работа. – 2010. – № 1. – С. 9.

Информация о работе Социальное обслуживания пожилых и старых людей