Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель работы – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по выбранной теме.
Задачи проекта:
1) Теоретическое изучение темы;
2) Изучение темы на примере ОАО «ПГК»;
3) Анализ результатов проведенного исследования с учетом вопросов теории;
4) Разработка мероприятий по совершенствованию выявленных недостатков в процессе исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов………………………………………………
2 Анализ социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «Первая грузовая компания»…….
2.1 Характеристика компании ОАО «Первая грузовая компания»……..
2.2 Персонал компании ОАО «Первая грузовая компания»………….....
2.3 Анализ форм функционального представительства интересов через социальное партнерство в ОАО «ПГК»…………………………………..
3 Проектные мероприятия по совершенствованию социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «ПГК»…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….
Приложение…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

соцология и психология управления для сайта.docx

— 201.05 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  университет путей сообщения

 

Кафедра                        «Социальная психология управления»   

 

 

 

Социальное  партнерство как форма функционального  представительства интересов 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине «Социология и психология управления»

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

4

1 Социальное партнерство  как форма функционального представительства  интересов………………………………………………

6

2 Анализ социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «Первая грузовая компания»…….

16

2.1 Характеристика компании  ОАО «Первая грузовая компания»……..

16

2.2 Персонал компании ОАО «Первая грузовая компания»………….....

22

2.3 Анализ форм функционального  представительства интересов через  социальное партнерство в ОАО  «ПГК»…………………………………..

25

3 Проектные мероприятия  по совершенствованию социального  партнерства как формы функционального  представительства интересов в  ОАО «ПГК»…………………………………………………...

28

Заключение…………………………………………………………………

36

Список использованных источников…………………………………….

37

Приложение…………………………………………………………………

39


 

 

 

Введение

 

Мною выбрана тема: «Социальное  партнерство как форма функционального  представительства интересов». Я  считаю, что она актуальна. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник – достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.[7]

Развитие рыночных отношений, демократизация общественной жизни  в нашей стране неизбежно потребовали  развития социального партнерства, и прежде всего в сфере труда, что особо остро подтвердил нынешний мировой финансовый кризис. Россия, как известно, пострадала от него больше, чем многие другие страны. Кризис высветил наличие ряда теоретических и  практических пробелов в развитии социального  партнерства в сфере трудовых отношений России. Впервые термин «социальное партнерство» появился в указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №212 «О социальном партнерстве  и разрешении трудовых споров (конфликтов)», а впоследствии – в ныне не действующем  указе Президента РФ от 5 февраля  1993 г. №188 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». [2]

Объект исследования - социальное партнерство как форма функционального представительства интересов.

Предмет исследования - социальное партнерство как форма функционального представительства интересов в ОАО «ПГК».

 Цель работы – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по выбранной теме.

Задачи проекта:

  1. Теоретическое изучение темы;
  2. Изучение темы на примере ОАО «ПГК»;
  3. Анализ результатов проведенного исследования с учетом вопросов теории;
  4. Разработка мероприятий по совершенствованию выявленных недостатков в процессе исследования.

Курсовой проект выполнен на базе нормативных документов ОАО «ПГК».

Методы сбора информации: опрос (беседа и анкетирование) и теоретический  анализ.

 

1 Социальное партнерство  как форма функционального представительства  интересов

 

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений  в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной  власти, местного самоуправления путем  достижения консенсуса, выработки и  осуществления единой, согласованной  позиции. При этом речь идет не о  слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при  котором любой собственник мог  бы обеспечить себе стабильное получение  прибыли, а наемный работник –  достойные условия своего существования, соответствующие определенному  уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в  социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.[11]

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[1; ст 23]

В научной литературе и  практике социальное партнерство характеризуется  неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами [4]; другие – как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями [5]; третьи – как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов [9].

В мировой практике сложились  две модели социального партнерства: в государственном секторе трудовых отношений – бипартизм (между правительством, выступающем в роли работодателя, и профсоюзами, представляющими интересы наемных работников); в негосударственном секторе – трипартизм (между правительством, профсоюзами и объединениями предпринимателей, представляющих интересы работодателей). 

Для функционирования механизма  социального партнерства необходимо наличие институционально оформленных  корпоративных интересов; процедур выработки двухсторонних или  трехсторонних соглашений; ответственность  сторон за исполнение принятых решений; организационно-правовых установлений для ведения переговоров и  контроля за соблюдением обязательств.

Социальное партнерство  строится на основе следующих принципов:

1) Признание партнерами субъектов общественных отношений;

2) Взаимная выгода, уважение и учет интересов партнеров; 

3) Равенство, свобода выбора в решении спорных вопросов; 

4) Обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

5) Выполнение норм законодательства.

В нашей стране далеко не в полной мере соблюдаются условия  и принципы социального партнерства. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) как орган социального  партнерства носит формально-бюрократический  характер и не играет пока весомой  роли в функциональном представительстве  интересов.

Ключевой вопрос оптимизации  механизма социального партнерства  – сбалансированность «социального треугольника», его равновесность. Проблема заключается в том, что  каждая из сторон этого треугольника имеет особые интересы: правительство  – в стабильности порядка; объединения  работодателей – в получении  прибыли; профсоюзы – в достойных  условиях жизни работников. [7]

Очевидно, что при усилении любой из сторон «социального треугольника», сотрудничество, тем более партнерство, нарушится. Если правительство станет доминировать в системе социальных связей, проявляя всесилие по отношению  к труду и капиталу, можно ожидать  смещения центра тяжести в структуре  форм собственности в сторону  государственной монополизации  большинства отраслей производства, ограничения предпринимательской  инициативы, ослабления роли профсоюзов, а в конечном итоге – огосударствления общества.

В случае усиления предпринимателей, господства капитала по отношению к  государству и гражданам, возникает  олигархическая форма правления, происходит отчуждение людей от власти и собственности. В ситуации массового недовольства работодатели могут объявить всеобщий локаут, т.е. поголовное увольнение работников, вследствие чего неизбежны дестабилизация и нарушение порядка в обществе.

Наконец, в условиях наступления  общественности, наемных работников и их объединений, правительство  под давлением труда вынуждено  будет пойти на гигантское перераспределение  доходов, ущемляя интересы капитала. В противном случае профсоюзы  объявят всеобщую забастовку, что  приведет к политизации общества и «революционным порядкам» в  стране. [7]

Каково состояние «социального треугольника» современной России? Самая сильная сторона – правительство. Во-первых, оно является крупнейшим работодателем и призвано демонстрировать  образцовые отношения с работополучателями из государственного (бюджетного) сектора. Во-вторых, правительство совместно с парламентом устанавливает «правила игры» по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако, программные документы, определяющие развитие общества, его экономики и будущего всего населения страны, принимаются без участия других сторон «социального треугольника». Правительство зачастую не выполняет своих обязательств, зафиксированных Генеральным Соглашением РТК. Оно нередко нарушает установленные законодательством принципы равенства партнеров и открытости в действиях. Отсюда патронажно-верхушечный характер трипартизма.

Самая слабая сторона «социального треугольника» - работодатели. Директорский корпус объединяется в федеральные, отраслевые и региональные ассоциации для переговоров в основном с  правительством, местными органами власти в целях реализации собственных  экономических интересов.

Работодатели стремятся  уйти от обязательств по отношению  к наемным работникам. Их отпугивает ответственность. Они не соблюдают  «правил игры», отбрасывая их, лишь бы захватить весь капитал. Стратегия  «хапка», стремление не дать опомниться другим сторонам и получить преимущество за их счет – все это выводит предпринимателей за рамки цивилизованного партнерства.

Самое высокое стремление к партнерству демонстрируют  пока профсоюзы. Однако единению профсоюзов препятствует раскол в рабочем движении.

Механизм социального  партнерства исправно функционирует  при условии, если все стороны  «треугольника» поддерживают связи  на основе социального обмена, учитывающего взаимные выгоды. Значение социального  партнерства, других институтов и механизмов представительства интересов заключается  в стимулировании адаптации государства  к обществу, развитии способностей государственной службы улавливать сдвиги в гражданском обществе, учитывать  разнообразные группы интересов. Развитие различных форм представительства интересов является одним из критериев эффективного функционирования государственного аппарата, позволяющего обеспечить его демократический контроль со стороны гражданского общества [8].

Основными целями социального партнерства является:

  1. согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов;
  2. содействие решению актуальных экономических и политических задач;
  3. укреплению демократии;
  4. стабильности;
  5. формированию социального правового государства, гражданского общества.

Как видим, партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, но согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.

Информация о работе Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов