Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель работы – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по выбранной теме.
Задачи проекта:
1) Теоретическое изучение темы;
2) Изучение темы на примере ОАО «ПГК»;
3) Анализ результатов проведенного исследования с учетом вопросов теории;
4) Разработка мероприятий по совершенствованию выявленных недостатков в процессе исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов………………………………………………
2 Анализ социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «Первая грузовая компания»…….
2.1 Характеристика компании ОАО «Первая грузовая компания»……..
2.2 Персонал компании ОАО «Первая грузовая компания»………….....
2.3 Анализ форм функционального представительства интересов через социальное партнерство в ОАО «ПГК»…………………………………..
3 Проектные мероприятия по совершенствованию социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «ПГК»…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….
Приложение…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

соцология и психология управления для сайта.docx

— 201.05 Кб (Скачать документ)

Общая стратегия социального  партнерства в России в переходный период состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях. [7]

За последние годы в  нашей стране сделано немало для  формирования правовой базы развития партнерских отношений. Был принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений.

Все документы, принятые в  последние годы, содействуют плавному переходу от централизованного административного  руководства и управления к договорному  регулированию социально-трудовых отношений. Правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений:

  1. равноправие;
  2. добровольность;
  3. приоритетность;
  4. социальная справедливость;
  5. согласование интересов.

Равноправие понимается нами как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, в нашем случае работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс.

Приоритетность представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условий труда и других социальных благ. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.

Важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может развиваться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные  работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении  условий труда, повышении конкурентоспособности  продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как  раз и являются наиболее трудной  задачей и в то же время важнейшим  принципом жизнеспособности партнерских  отношений. [10]

Согласование интересов  работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности  – формированию среднего класса, сглаживанию  поляризации в обществе, массовому  вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К  сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

Современные российские предприниматели, бизнесмены, арендаторы, кооператоры  зачастую не соблюдают никаких правил игры, отбрасывают все, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов  потребителя, работника.

В то же время социальное партнерство, признавая различие, слабость коренных интересов отдельных социальных групп, одновременно подразумевает  осознание ими взаимозависимости  и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство  означает предоставление различным  социальным общностям права участвовать  в политическом и экономическом процессе, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, видимо, и состоит главная задача социального партнерства – не нивелировать различные интересы, а учитывать их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности, согласованной социально-экономической политике.

Социальное партнерство  как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализации важнейших  социально-экономических интересов  основных групп общества, формируется:

  1. как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой,
  2. как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальных группах.

Основные объективные  факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социально-партнерских  отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключались в следующем:

  1. технико-технологические факторы (происходит приобщение наемного работника к производственному процессу, и он становится заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса);
  2. социально-экономические факторы (превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий);
  3. общественно-политические факторы (рост политической культуры масс; превращение профессиональных союзов во влиятельную и решающую силу; формирование сильной социальной политики, обеспечивающей социальную защищенность всех слоев населения);
  4. развитое гражданское общество (сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей);
  5. нравственно-психологические факторы (гуманизация общественных и социально-трудовых отношений; общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату; осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений. [7]

Таковы общие условия  и факторы формирования социального  партнерства, выражающего новый  тип взаимоотношений между работниками  и предпринимателями, и собственниками.

Последнее, что рассмотрим в курсовом проекте очень кратко, это механизм управления через систему социального партнерства.

Механизм социального  партнерства включает:

  1. соглашения,
  2. коллективные договоры и контракты,
  3. партнерские переговоры.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками  и работодателями. Оно устанавливает  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях.

Коллективные договоры и  контракты. Они являются основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников.

Партнерские переговоры - процесс, в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия.

Итак, рассмотрев в первом разделе проекта теоретический  материал, перейдем ко второй части  курсового проекта.

 

2 Анализ социального партнерства как формы функционального представительства интересов в ОАО «Первая грузовая компания»

 

 

2.1 Характеристика компании  ОАО «Первая грузовая компания»

 

ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных  перевозок в России.

Компания была образована в июле 2007 года, с ноября того же года приступила к самостоятельному управлению вагонным парком. В декабре появились  первые филиалы компании в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, а к весне 2008 года филиальная сеть сформировалась полностью. В настоящее время  в структуре ПГК 14 филиалов, осуществляющих обслуживание клиентов по сети железных дорог практически на всей территории России. На территориях Украины и Финляндии интересы ПГК представляют компании «ПГК в Украине» и Freight One Scandinavia.

 

Таблица 2.1 – История компании ОАО «ПГК» с момента ее основания

Дата

История компании ОАО «ПГК»

29 апреля 2011 г.

-

ОАО «ПГК» вошло в число лучших российских предприятий по итогам 2010 года по версии РСПП.

24 марта 2011 г.

-

ПГК — лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность —  2010» в номинации «За устойчивое развитие организации»





Продолжение Таблицы 2.1

21 февраля 2011 г.

-

ООО «ПГК в Украине» — победитель национального рейтинга в номинации «Транспорт»

31 декабря 2010 г.

-

За 2010 год перевезено свыше 300 млн. тонн грузов

08 октября 2010 г.

-

Международное рейтинговое  агентство Standard&Poor’s присвоило ОАО «Первая грузовая компания» долгосрочный рейтинг «ВBB-», прогноз — «Стабильный»

4 октября 2010 г.

-

ПГК заняла 63 место в рейтинге ведущих российских компаний «Эксперт-400» 2010 г.

28 сентября 2010 г.

-

Fitch присвоило ОАО «Первая грузовая компания» долгосрочный рейтинг «ВВВ-»

26 июля 2010 г.

-

перевезено полмиллиарда т. грузов за три года работы компании

28 января 2010 г.

-

ОАО «Первая грузовая компания» вошло в состав Некоммерческого Партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава»

31 декабря 2009 г.

-

перевезено свыше 238 млн т. грузов

14 декабря 2009 г.

-

зарегистрировано совместное предприятие ОАО «Первая грузовая компания» и VR-Group — Freight One Scandinavia Ltd

5 октября 2009 г.

-

ПГК заняла 87 место в рейтинге ведущих российских компаний «Эксперт-400» 2009 г.

16 июля 2009 г.

-

лучший поставщик по версии ЧерМК «Северсталь», победа в номинации «За бесперебойное обеспечение перевозок»


 

Продолжение Таблицы 2.1

1 июля 2009 г.

-

в первом полугодии перевезено 103 млн т.

1 июня 2009 г.

-

начало эксплуатации 7 промывочно-пропарочных станций (ППС)

23 апреля 2009 г.

-

на XXIV заседании Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД принято решение о включении в состав данной организации ОАО «Первая грузовая компания» в качестве присоединённого предприятия

1 апреля 2009 г.

-

в оперировании свыше 200 тысяч вагонов

1 января 2009 г.

-

ОАО «ПГК» стало членом НО «Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта»

31 декабря 2008 г.

-

перевезено 100 млн т.

18 ноября 2008 г.

-

переход к публичным тарифам

13 ноября 2008 г.

-

ОАО «ПГК» стало членом Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП)

1 октября 2008 г.

-

в оперировании 140 тысяч вагонов

21 сентября 2008 г.

-

Совет директоров принял решение  об участии ОАО «ПГК» в ЗАО «Русагротранс» и ООО «ПГК-Лизинг»

19 июля 2008 г.

-

подписан договор о титульном спонсорстве с ФК «Локомотив»


 

Окончание таблицы 2.1

1 июля 2008 г.

-

в оперировании 100 тысяч вагонов

21 апреля 2008 г.

-

зарегистрировано ООО «Первая грузовая компания в Украине»

17 апреля 2008 г.

-

созданы филиалы в Москве, Владивостоке, Ярославле, Воронеже и Красноярске

1 апреля 2008 г.

-

в оперировании 50 тысяч вагонов

4 марта 2008 г.

-

создание филиалов в Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Челябинске

1 марта 2008 г.

-

в оперировании 30 тысяч вагонов

27 декабря 2007 г.

-

создание филиалов в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону

10 декабря 2007 г.

-

в оперировании 10 тысяч вагонов

25 ноября 2007 г.

-

отобран в оперирование первый вагон

26 октября 2007 г.

-

заключены договоры владения и пользования грузовыми вагонами между ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК»

26 июля 2007 г.

-

регистрация ОАО «ПГК»

Информация о работе Социальное партнерство как форма функционального представительства интересов