Социальное прогнозирование и проектирование как технология социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

Работа состоит из  1 файл

контрольная соц.менеджмент.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

     Курсовая  работа на тему «Социальное прогнозирование  и проектирование как технология социального менеджмента» состоит  из трех глав,  две главы состоят из подглав. В курсовой работе рассмотрена система реализации социального прогнозирования и проектирования в сфере социального менеджмента.

      В первой главе «Сущность и методы социального прогнозирования» изучена  история возникновения, рассмотрены  этапы, базовые принципы и методы социального прогнозирования.

      Во  второй главе «Сущность и методы социального проектирования» рассмотрены  этапы становления, основы, этапы, алгоритм и базовые принципы социального проектирования.

      В третьей главе «Проблемы прогнозирования  и проектирования, их значение в  управлении социальными процессами»  раскрыты проблемы прогнозирования  и проектирования, определен круг задач для их решения, рассмотрена связь с управлением социальными процессами в современной России.

       Курсовая работа состоит из 31 страницы, использовано 7 литературных  источников. В первой главе использована  схема классификации методов. 

     На  современном этапе организация  деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России.

     Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук.

     Деятельность  социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения. Социальное проектирование - как процесс управления, так как социальное проектирование - это разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, обработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы.

     Важную  роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.  

 

    ГЛАВА 1.  СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ СОЦИЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  

          1.1. История возникновения

          В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

     В развитии прогнозирования можно  выделить основные временные этапы.

     Начало  прогностических исследований относится  к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны  теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

     Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы и социального менеджмента. 

       1.2 Основы социального прогнозирования

          Прогнозированиеэто социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

     Сегодня как никогда необходим интегрированный  системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов. Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области теоретических исследований.

     Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

     Следует учитывать, что для успешного  прогнозирования и моделирования  социальных процессов необходим  определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

     Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике»  и др.

     Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.

     Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

     Социальное  прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

     Практическое  назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком  направлении желательно развитие  объектов в исследуемой   области;

- как  действительно может протекать развитие;

- каков  механизм преодоления негативных  тенденций.

       В обобщенном плане можно говорить  о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

     Зарубежный  опыт (в частности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди  других областей исследования. По временным  параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет – 52%; на 5 – 25 лет – 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.

     В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они  бывают:

     - краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

     - среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

     - долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

     - дальнесрочные (свыше 15 лет).

     Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых  тенденций в отечественном и  зарубежном опыте); выявление проблем:

     -   уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

     - тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

     - оценки экспертов по ведущим  научным исследованиям в данной  области.

     При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

     Методологические  аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

     Неотъемлемой  составной частью социального прогнозирования  являются его организационные моменты, такие как:

     - создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

     - определение методов, объектов  исследования;

     - разработка методики прогнозирования;

     -определение методов исследования ЭВМ, социологические

       исследования. 
 

     1.3   Этапы социального прогнозирования

          Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

     Главная задача прогнозирования — научная  разработка прогнозов. Прогноз описывает  будущее состояние системы. Прогноз  как познавательная модель носит  дескриптивный (описательный) характер.

     В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

     -экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

     -моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

     -прогнозная оценка эксперта.

     Существуют  три дополняющих друг друга способа  разработки прогнозов:

     - анкетирование (интервьюирование, опрос);

     - экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

     - моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

     Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

     - в каком направлении желательно  развитие объектов в исследуемой  области;

     - как действительно может протекать  развитие;

     - каков механизм преодоления негативных тенденций.

     В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение  средств, способов, путей достижения целей.1

     Полный  цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Информация о работе Социальное прогнозирование и проектирование как технология социального менеджмента