Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа
Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.
Курсовая работа на тему «Социальное прогнозирование и проектирование как технология социального менеджмента» состоит из трех глав, две главы состоят из подглав. В курсовой работе рассмотрена система реализации социального прогнозирования и проектирования в сфере социального менеджмента.
В первой главе «Сущность и методы социального прогнозирования» изучена история возникновения, рассмотрены этапы, базовые принципы и методы социального прогнозирования.
Во второй главе «Сущность и методы социального проектирования» рассмотрены этапы становления, основы, этапы, алгоритм и базовые принципы социального проектирования.
В
третьей главе «Проблемы
Курсовая работа состоит из 31 страницы, использовано 7 литературных источников. В первой главе использована схема классификации методов.
На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России.
Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук.
Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения. Социальное проектирование - как процесс управления, так как социальное проектирование - это разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, обработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы.
Важную
роль в деятельности социальных сфер
играют технологии прогностических исследований
и социального проектирования, задачи
которых состоят в выработке организационных
моделей решений социальных проблем, координация
механизмов и их реализации. Такие технологии,
применяются для развития социальной
сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные
перспективы развития и функциональную
насыщенность.
ГЛАВА
1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ
СОЦИЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1. История возникновения
В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.
Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.
Сегодня
социальное прогнозирование является
важнейшей технологией социальной работы
и социального менеджмента.
1.2 Основы социального прогнозирования
Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Сегодня
как никогда необходим
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Следует
учитывать, что для успешного
прогнозирования и
Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике» и др.
Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
- в каком
направлении желательно
- как действительно может протекать развитие;
- каков
механизм преодоления
В обобщенном плане можно
Зарубежный опыт (в частности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет – 52%; на 5 – 25 лет – 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.
В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:
- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
- дальнесрочные (свыше 15 лет).
Сам
процесс прогнозирования
- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
-
оценки экспертов по ведущим
научным исследованиям в
При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.
Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:
- создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;
- определение методов, объектов исследования;
-
разработка методики
-определение методов исследования ЭВМ, социологические
исследования.
1.3 Этапы социального прогнозирования
Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:
-экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;
-моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;
-прогнозная оценка эксперта.
Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
- анкетирование (интервьюирование, опрос);
- экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;
- моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
-
в каком направлении
-
как действительно может
- каков механизм преодоления негативных тенденций.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.1
Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.