Социальное прогнозирование и проектирование как технология социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

Работа состоит из  1 файл

контрольная соц.менеджмент.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

     Весь этап прогнозирования можно подразделить условно на три части:

     - определение исследовательского прогноза;

     - определение нормативного прогноза;

     - верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.

     Исследовательский прогноз характеризует тенденции  развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства  людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

       Нормативный прогноз — это  движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование  на основе заданных целей, задач, норм, идеалов. Нормативные прогнозы разрабатываются на основе нормативной базы, состоящей из плановых технико-экономических и социально-экономических нормативов – расчетных величин чего-то необходимого сообразно установленной норме (понимаемой в данном случае как единица отсчета для сравнений или для достижения желательного по заранее заданным критериям состояния). Здесь наблюдается идея более сложная, чем при разработке поискового прогноза: не просто экстраполяция в будущее известных тенденций, но и оптимизация – выбор наилучшего из возможных значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания. В методологическом отношении важную роль в нормативном прогнозировании играет оптимизационное моделирование, включенное в состав многих компьютерных программных продуктов. В качестве заданного критерия могут выступать и некоторые плановые показатели. При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе с целью принятия решения по видоизменению ситуации.

            Однако надо иметь в виду, что в человеческом обществе далеко не все можно просчитать и выразить в цифрах. Например, когда речь идет о социальной защите лиц, пострадавших в результате экологических бедствий, должны учитываться как медико-биологические, так и правовые параметры. Довольно сложно прогнозировать результаты социально-психологической реабилитации. В некоторых случаях следует использовать данные из естественнонаучной сферы. То есть в деле прогнозирования, как технологии социального менеджмента, требуется соблюдение и проведение целого комплекса мер из разных областей знаний и жизнедеятельности людей, что находит свое выражение в различных планах, программах и проектах.2 
 
 
 
 
 
 
 

          1.4 Базовые принципы

          Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

     К числу важнейших из них относятся:3

  • выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
  • выявление на основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

      экстраполяция этих тенденций на будущее;

  • синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;
  • интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
  • составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
  • непрерывная корректировка прогнозов.

     К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

  • глубину и объективность анализа;
  • знание конкретных условий;
  • оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

     Особое  значение в социальном прогнозировании  имеет информация, банк данных статистического материала.

     В теоретико-методологическом отношении  необходимо учитывать ряд важнейших  положений:

     - восприятие социальных процессов  как объективной реальности;

     - использование целостного, системного подхода к исследованию.

     1.5. Методы социального прогнозирования

          Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

     Степень формализации в методах прогнозирования  в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения  прогнозной информации многозначны, к  ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы. 

     Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.

     Экстраполяционный метод отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого, это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

     Моделированиеэто метод исследования объектов познания на их аналогах, вещественных или мысленных.

     Аналогом  объекта может быть, например, его  макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные  модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

     Самый практикуемый метод прогнозирования  – экспертная оценка. По мнению Е.И. Холостовой,4 «экспертиза есть исследование трудно формализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

     Существуют  такие сферы социальной жизни, в  которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая  и достаточная информация о прошлом.

     При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего это оценка исходной ситуации:

     - факторы, предопределяющие неудовлетворительное  состояние;

     - направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

     - особенности, специфика развития наиболее важных составляющих;

     - наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется  деятельность.

     Второй  блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

     Экспертную  оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

     Методика  экспертной работы включает в себя ряд этапов:

     - определяется круг экспертов;

     - выявляются проблемы;

     - намечается план и время действий;

     - разрабатываются критерии для  экспертных оценок;

     - обозначаются формы и способы,  в которых будут выражены результаты  экспертизы (аналитическая записка,  «круглый стол», конференция,  публикации, выступления экспертов). 

     Выводы:

       Социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

       Прогнозирование является составной  частью процесса разработки социального  проекта. В отрыве от проектирования  прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование. 

 

          ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 

          2.1 Этапы становления

     Социальное  проектирование — термин, который  стал употребляться относительно недавно  — с 70–80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной  из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека — каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования — проектирование ребенка нового типа».

     Социальное  проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

     На  первых этапах своего становления оно  было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.  
 

     2.2 Основы социального проектирования

     Проектирование происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

     Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.5

     Проектирование  означает определение версий или  вариантов развития или изменяемого или иного явления.

     Человек или организация, прежде чем предпринять  какое-либо действие, всегда сначала  обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления  отдается предпочтение.

     Проектирование, будучи одной из форм выработки и  принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Эта задача несколько изменяется, когда  речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов  или социальных институтов на принципиально  иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Информация о работе Социальное прогнозирование и проектирование как технология социального менеджмента