Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:52, контрольная работа
Организационное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Сам термин «Организационное поведение» в самом общем виде означает понимание и объяснение причин поступков людей, работающих в организации (фирме, банке, госучреждении), прогнозирование тех или иных поведенческих моделей в различных ситуациях, контроль модификаций поведения работников и стимуляцию таких мотивов, которые повышали бы производительность труда и улучшали бы результативность работ.
Введение ………………………………………………………. 3
1. Основы сотрудничества …………………………………… 4
2. Баланс сотрудничества в организации …………………… 9
3. Управленческая концепция руководства ……………….. 15
Заключение …………………………………………………... 21
Список литературы ………………………………………...... 22
закупок, руководитель которого формировал заказы поставщикам на новые товары. Они завозились через какое-то время на склад, а директор сбытовых подразделений должен был организовывать их продажи через эти три отдела. Но не все товары продавались так, как прогнозировал
директор маркетинговой службы. Он считал, что менеджеры отделов сбыта
виноваты в том, что новый товар «плохо продается», а те обвиняли в этом
руководителя службы маркетинга. Проблема была вынесена на совет ди
ректоров, где посредническую функцию взял на себя президент — владе
лец фирмы. Он не нашел ничего лучшего, как объявить выговор директору
маркетинговой службы и оштрафовать директора по сбыту, и тогда оба
топ-менеджера сели за стол переговоров.
Посредничество вышестоящего руководителя оказалось со знаком «минус»,
что парадоксальным образом привело к поискам вариантов сотрудничества
двух служб. Ситуация на время разрешилась в тактике взаимных уступок: «Вы
ограничиваете заказы новых товаров, не особенно забегая вперед, а мы прила
гаем большие усилия для их продвижения на старых и новых рынках». Но как
выяснилось, менеджеры по продажам не были в этом заинтересованы, посколь
ку от них требовались дополнительные усилия, а так как партии нового товара
были небольшими, то их процент от сделок оказывался незначительным. Больше
всех в сотрудничестве был заинтересован директор маркетинговой службы, пос
кольку отчитывался перед президентом за обоснованность избранной наступа
тельной стратегии, которая в условиях усиливающейся конкуренции была, по его
мнению, наиболее приемлемой, хотя менее прибыльной.
Из этой ситуации
можно сделать вывод, что
В каждой организации,
особенно коммерческой, существует
определенная среда
В объяснении феномена
сотрудничества как главной
Ригористическая установка обычно проявляется как требование поступать в соответствии со своими обязанностями, записанными в должностной инструкции или же зафиксированными в другом специфическом инструктивном документе. Это могут быть и просто требования, которые формируются на основе предыдущих контактов работника в определенных «деловых связках», т.е. он обязан это делать по должности. При организации совместного дела взаимные ожидания работников перерастают в определенные требования, если в конце концов не оправдываются. Зачастую работник возмущается, если тот, от кого зависит решение, халатно относится к своим обязанностям, причем такие высказывания адресуются к работнику, занимающему более низшую ступеньку в служебной иерархии. Но бывает и прямо противоположный тип ригористического поведения. Так, финансисты, юристы, кадровики, оказывающие постоянные услуги другим сотрудникам в фирме, зачастую считают своим долгом оказывать им опережающую помощь. Они чувствуют себя незаменимыми и практически навязывают свою помощь («Я должен!»), и их, действительно, «рвут на части».
Конвенциалистская установка
проявляется как результат
Функциональная установка формируется как необходимость сотрудничества работников друг с другом в вьшолнении служебных обязанностей. Специализация труда объективно требует объединения работников для решения общих дел. Чем более расчленена фирма по функциям управления, тем сильнее выражена потребность в согласованном организационном поведении. В фирме всегда существуют приоритетные по важности направления работ, которые напрямую обеспечивают ее жизнедеятельность: служба финансового директора, контролирующая бюджет через оценку и корректировку бизнес-планов подразделений; служба сбыта, организующая торговлю; торговые точки, получающие прибыль от продаж, и др. Важность деловых контактов определяется долгосрочными, краткосрочными и сиюминутными факторами, которые объективно требуют либо совместного решения, либо решения того лица, от которого зависит ожидаемый результат.
Прагматическая установка
проявляется прежде всего как
выгода от контактов с другими
работниками, особенно в рыночной внутрифирменной
среде. Это может быть взаимная выгода
или выгода одного за счет другого.
Во внутрифирменной среде
Альтруистическая установка
характеризуется желанием работника
оказать помощь сотрудникам искренне,
а иногда даже в ущерб себе. Психологически
это объясняется тем, что работник
непроизвольно оказывается в
роли «мягкого лидера», с которым
хочется поделиться своими переживаниями.
Коммуникативное пространство такого
лидера может быть большим, к нему
многие обращаются и с личными, и
со служебными проблемами, а он не может
сказать «нет». Это характерно, например,
для службы управления персоналом,
особенно в тех случаях, когда
таким лидером оказывается
Новаторская
установка возникает у
инициативных работников как потребность
в творческом осмыслении происходящего.
Появление новых идей и предложений
вызывает желание поделиться с кем-то
из своих сотрудников, опробовать их
в различных ситуациях, представить
руководству как средство, способное
изменить существующее положение дел.
Это может завершиться
Феномен группового
творчества является высшим
3. Управленческая концепция руководства
Понятие «управленческая
концепция» описывает те
Управленческие концепции,
направленные на реорганизацию
сотрудничества, бывают как глобальными,
так и локализованными в
Понятие «управленческая концепция» включает:
осмысление проблемной ситуации («Туда ли мы идем?»);
стратегический замысел («Что хотелось бы?»);
общее видение перспектив развития организации («Каковы ее контуры?);
взвешенность наличных ресурсов («Что имеем на сегодня?»);
возможные способы их использования, наращивания и резервирования («Каким потенциалом располагаем?»);
многообразие ограничивающих условий («Что помешает его использовать?»);
веру в реализуемость стратегического замысла («Все получится!»).
Управленческая концепция
предполагает, как правило, переход
от менее эффективного
Пример:
На учебно-практическом занятии
с топ-менеджерами одной
отрабатывались варианты ее стратегического развития. Одна группа руко
водителей предложила развертывать дилерскую сеть как базу для роста
фирмы «вширь». Это было необходимо
в связи с усиливающейся
ленческих звеньев. Во-первых, необходимо было расширить производство,
осуществить переналадку технологии, принять новых рабочих. Во-вторых, важно было отладить работу отдела снабжения, так как объемы закупаемо
го сырья и материалов для производства увеличивались в 1,5—2 раза.
В-третьих, на их закупку не хватало оборотных средств, поэтому возникали
серьезные проблемы с финансовой службой. В-четвертых, это потребовало
бы перестройки отдела логистики, поскольку возникал новый цикл «товар —
деньги — товар», управлять которым становилось сложнее. В-пятых, одно
временно появилась проблема формирования корпоративной культуры: оп
ределения миссии, разработки системы ценностных ориентации, «выращивания» имиджевого самосознания работников и новых подходов к стимулиро
ванию и отработке норм служебной этики. В-шестых, развитие фирмы в та
ком направлении сразу
потребовало обучающей
Однако вторая группа топ-менеджеров предложила модель развития
фирмы «вглубь»: сначала маркет-исследования, т.е. изучение клиентуры, а
под это — оценка эффективности работы всей фирмы. И только потом —
поэтапное продвижение на рынок. И тогда обучающая программа «Со
трудничество» оказывалась другой. В этой ситуации столкнулись два подхо
да к выбору стратегических точек роста: экстенсивный (развитие дилерской сети) и интенсивный (обратная связь с клиентами). Тем самым возник психологический противовес двух проблемных групп. Необходимо было сба
лансировать обе точки зрения так, чтобы найти общую для всех базу
стратегического роста. В данном случае потребовалась бы другая обучающая программа.
Итак, столкнулись два
подхода к выбору
Сотрудничество в фирме,
банке, учреждении является
Однако бывает так,
что руководителю приходится
расформировывать прежнюю