Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 05:08, реферат
Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.
1. Состав и структура программы социально-экономического развития региона
2. Социально-экономический потенциал развития Республики Саха(Якутия)
3. Литература
Содержание
1. Состав и структура программы социально-экономического развития региона
2. Социально-экономический потенциал развития Республики Саха(Якутия)
3. Литература
Содержание
Введение
Гл.1 Состав и структура программы социально-экономического развития региона
Гл.2 Социально-экономический потенциал развития Республики Саха(Якутия)
Заключение
Литература
Введение
Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.
В первой главе реферата рассматривается cостав и структура программы социально-экономического развития региона.
Во второй главе реферата рассказывается о социально-экономического развития Республики Саха(Якутия).
В работе были использованы труды таких ученых, как Ионина Л.Г., Васильев Я.Т., Фетисов Н.Т.и другие.
1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Под термином "развитие" обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Экономическое развитие обычно рассматривается совместно с развитием социальным, так как и существование, друг без друг друга невозможно.
Программу комплексного социально-экономического развития региона должна разрабатывать местный орган власти, но при поддержке Правительства РФ и органов власти субъекта Федерации.
В условиях многоукладной собственности орган власти обязан учитывать планы развития частных компаний и населения.
Программа социально-экономического развития представляет собой систему планов: стратегический, долгосрочный, среднесрочный, текущий.
Поэтому и разрабатывается он непрерывно: в конце каждого года подводится итог выполнения текущего плана и вносятся корректировки во все остальные.
Реализация такого подхода позволяет обеспечивать преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; рационально подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптируя их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
Инициатором разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования должен быть глава местного самоуправления (мэр). Его представления и приоритеты в существенной степени повлияют на успех (неуспех) реализации разработанной стратегии.
Разработку стратегию должна вести целевая группа из специалистов городской администрации (ведущая роль здесь во многом должна принадлежать экономистам и градостроителям, архитекторам) с привлечением экспертов из различных организаций. При этом разработкой подобной стратегии могут заниматься как муниципальные служащие, так и специалисты научных учреждений, привлекаемые для выполнения подобной работы.
Периодичность разработки и принятия программ развития может быть различной в зависимости от потребностей муниципального образования. Традиционно программы могут быть разделены на краткосрочные (не более одного финансового года, что связано со спецификой ежегодного утверждения бюджета) и долгосрочные (свыше одного года либо свыше срока полномочий представительного органа).
Структура разрабатываемой программы социально-экономического развития состоит из следующих этапов:
1. Цели и приоритеты развития (концепция развития).
2. План основных шагов по направлению к поставленной цели.
3. План конкретных мероприятий на определенный период с жестким закреплением источников финансирования (бюджет развития).
4. Порядок, сроки и механизм контроля исполнения принятых программ и анализ эффективности данной программы.
Комплексная программа социально-экономического развития должна содержать следующие элементы:
Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.
Финансовая ситуация и бюджетный процесс.
Социально-демографическая ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.
Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.
Региональная законодательная и нормативная базы.
Законодательная база, обеспечивающая программу социально-экономического развития региона представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.
Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах.
В-четвертых, на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.
7. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение.
8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программы социально-экономического развития
Наиболее важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.
9. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов.
Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
обеспечение стабильного развития экономики региона на основе эффективного использования его ресурсов и рационального природопользования;
законодательное обеспечение программы развития региона на основе системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов структурная перестройка инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и производительных сил региона обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ.
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)
Региональное социально–экономическое развитие Российской Федерации характеризуется:
ростом основных показателей экономического и социального развития регионов;
сохранением концентрации социально–экономического потенциала страны в высокоразвитых регионах;
сокращением межрегиональной дифференциации по темпам экономического и социального развития регионов;
расширением группы регионов со средним уровнем социально–экономического развития;
сохранением еще достаточно высокого уровня межрегиональных различий по уровню безработицы и доходов населения, производительности труда, объемам инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности регионов.
По уровню социально–экономического развития регионы по значению его интегральной оценки условно разделяются на 5 групп:
регионы с уровнем развития выше среднего (14 субъектов)
регионы со средним уровнем развития (24)
регионы с уровнем развития ниже среднего (16)
регионы с низким уровнем развития (23)
регионы с крайне низким уровнем развития (12)
Республика Саха (Якутия) относится к региону с уровнем развития ниже среднего.
Республика является крупнейшим субъектом Российской Федерации. входящая в состав Дальневосточного федерального округа, занимает огромную территорию (3083,5 тыс. кв. км),отличается экстремально-суровым климатом и неразвитой инфраструктурой.
Экономика РС (Я) является индустриально-аграрной. Важнейшая особенность Якутии развитое сельское хозяйство по сравнению с другими северными территориями. Основной интерес республика представляет как
сырьевой регион: на территории находятся богатейшие запасы полезных ископаемых (по приблизительным подсчетам - 1/3 мировых) и природных ресурсов.
Численность населения РС (Я) на 1 декабря 2006 г. года составила 950 тыс. человек, в столице республики проживают 266, 5 тыс. чел., третья часть населения (338,4 тыс. чел.) - жители сельской местности. Особенностью республики можно считать крайне малую плотность населения - 0,31 чел. На 1 кв. км. Республика является одним из немногих регионов России, где продолжает сохраняться естественный прирост, однако, с 1990 года – идет тенденция его снижения. Это обусловлено как снижением рождаемости в 1,3 раза, так и повышением смертности в 1, 5 раза. Однако, начиная с 1999 года, просматривается тенденция к небольшому росту рождаемости.
Одновременно происходил постепенный рост смертности. При абсолютном снижении численности трудоспособного населения, его доля за счет структурных сдвигов увеличивается. Возрастная структура, сложившаяся вследствие снижения доли лиц моложе трудоспособного возраста, роста доли трудоспособного населения, привела к уменьшению показателя демографической нагрузки в целом, то есть числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов.
При этом демографическая нагрузка детьми и подростками снизилась, а нагрузка лицами старше трудоспособного возраста увеличилась.
Существенным изменением в половой структуре республики является перераспределение населения в пользу женщин в городах и сельской местности. В межпереписной период между 1898 и 2002 годами смертность
мужчин трудоспособного возраста превышала смертность аналогичной категории женщин в 2,4 раза, при этом наибольшее превышение (в 2,7 раза) было отмечено в 1993 году. Увеличивается средний возраст населения.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин составила в 2003 году 58,1 года, у женщин 70,6 лет, по всему населению 64,0 года и имеет тенденцию к снижению. По данным показателям республика занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе, но несколько отстает от России в целом. Значительный разрыв между продолжительностью жизни женщин и мужчин характерен как для республики Саха (Якутия), так и для ДВФО и России в целом и обусловлен, прежде всего, более высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста.
Информация о работе Социально-экономический потенциал развития Республики Саха (Якутия)