Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 05:08, реферат
Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.
1. Состав и структура программы социально-экономического развития региона
2. Социально-экономический потенциал развития Республики Саха(Якутия)
3. Литература
- увеличение финансирования жилищного строительства, как одного из главных направлений государственной национальной политики. Основными направлениями данной программы являются развитие многоквартирного и индивидуального жилищного строительства, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, финансовая поддержка горожан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечение жильем молодых семей, выпускников детских домов, молодых ученых, ветеранов ВОВ. Одним из наиболее перспективных методов решения жилищной проблемы определено ипотечное кредитование населения;
- увеличение расходов по финансированию социальных льгот ветеранам, инвалидам и другим отдельным категориям граждан через Фонд целевых субвенций для дополнительной помощи высокодотационным регионам, Фонд компенсаций для финансирования детских пособий и льгот инвалидам. Создан Фонд софинансирования социальных расходов, из которого возмещаются расходы на повышение заработной платы и выплату жилищных субсидий;
- поддержка малого предпринимательства и развития занятости в РС (Я) по нескольким направлениям: практическое содействие в создании новых рабочих мест; информирование о предпринимательской деятельности с учетом четкого определения целевых аудиторий и использования всех доступных средств передачи информации; содействие в самозанятости для развития предпринимательской активности безработных и незанятого населения; организация обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности в форме выездных обучающих семинаров; финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов традиционных отраслей народных промыслов и ремесленничества и т.п.
- развитие платных услуг населения на основе принятой в 2002 году Республиканской целевая программа Развитие предпринимательства и потребительского рынка товаров и услуг в РС (Я) на 2003-2006 годы .
Препятствием на пути стабилизации социальной ситуации является рост бедности, превращение его в неуправляемый процесс. Для Якутии важность контроля за бедностью связана с особенностями территориального расселения различных этнических групп. Особую тревогу вызывает население районов Крайнего Севера и в особенности малочисленных народов Севера. Хотя в экстремальных условиях Арктики проживает небольшая часть населения республики, но происходящее истощение богатств Крайнего Севера, хищническая добыча сырья, алкоголизация населения, ухудшение инфраструктуры ведут к негативным последствиям в экономической, социальной и духовной сферах . Как указывает Я.Т. Васильев, с теоретической точки зрения отношение к жителям циркумполярного пояса строится на основе двух подходов. Одна концепция предполагает консервацию образа жизни, закрепление малочисленных народов Севера в традиционных отраслях оленеводстве, охотничьем, рыбном и морском зверобойном промыслах.
Другая - предлагает отход значительной части малочисленных народов от исконных занятий, перевод на оседлый образ жизни в городах и поселках. До рыночных реформ политика строилась в основном на основе второй концепции, перевод жителей на оседлый образ жизни, но, к сожалению, ускоренное промышленное освоение Севера не привело к успеху. Попытка консервации образа жизни (опыт США) также не является панацеей от бед. Промышленное освоение этих регионов вступило в резкое противоречие с традиционным укладом жизни коренного населения. Новая техника и технологии практически не коснулись традиционных отраслей, они ведутся старыми, архаичными способами, а сами оленеводы и промысловики очень слабо заинтересованы в увеличении добычи продукции и продолжают жить в тяжелых жилищно-бытовых условиях. Значительная часть трудоспособного аборигенного населения, в особенности женщины и молодежь, не обеспечены рабочими местами. Большинство рабочих и служащих (67,1%) из числа народов Севера представлено в агропромышленном комплексе. Исключительно низка занятость в промышленности (1%), строительстве (0,9%), транспорте (0,5%). Несколько выше занятость в торговле, образовании, здравоохранении, жилищно- коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании.
В настоящее время дети школьного возраста, чьи родители ведут кочевой образ жизни в арктических улусах, находятся на полном государственном обеспечении в центральных усадьбах, вдали от мест труда родителей и их будущего труда, что приводит к негативным социальным последствиям: молодежь не имеет элементарных профессиональных навыков, не ориентированы на работу в оленеводстве и промыслах, настроены иждивенчески. Работать в традиционных отраслях они не хотят и не умеют, поэтому во многих случаях остаются без работы и без шансов ее получить. Опасность данной ситуации в том, что представители коренного населения циркумполярной зоны являются поставщиками кадров для маргинальной, криминализированной среды по месту жительства и в крупные города региона (Якутск, Мирный, Нерюнгри).
Кроме того, культура бедности становится самостоятельной и воспроизводящей силой, сохраняющей бедность даже при благоприятных условиях, которая приобретает массовый характер в России, что связано не только с экономическими причинами бедности, но и с ценностями и нормами, оправдывающими пассивность и иждивенчество Дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и определенного места жительства: беженцев из бывших республик СССР, а также участников преступных группировок.
Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обусловливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус. Последствия этих процессов видны уже сегодня формирование взаимоисключающих интересов.
На рубеже веков Республика Саха (Якутия), находясь в русле тенденций, свойственных всей Российской Федерации, находится в состоянии переходном, ситуация в регионе характеризуется социальной неопределенностью.
В качестве барьера для осуществления мер социального реагирования можно выделить некоторые особенности российской государственности, наиболее ярко выраженные в суверенных субъектах-республиках:
отсутствие ориентации на длительную перспективу государственного благоустройства, чередование реформ и возврата к прежним установкам;
стремление к форсированному успеху, к внешнему блеску; преобладание патерналистских, насильственных методов;
склонность к революции сверху , манера приказным методом формировать гражданское общество ;
навязывание реформ сверху;
догоняющая стратегия;
несоответствие официальных деклараций реальной политике;
огромное влияние бюрократии (партократии), постоянно усиливающиеся в ходе административной реформы властных структур;
ограниченность влияния коллективов и выборных органов;
слабое развитие правосознания, идей свободной личности, свободного труда, отрицание рынка и парламентаризма;
решающая зависимость служебной карьеры от личных и деловых связей, от идеологической и личной лояльности, снижающие качество управления, профессионализм и объективную целесообразность принимаемых решений;
интеграция народов без достаточного внимания к специфике их жизни и управления при властных амбициях местной элиты.
Специфическим барьером для осуществления мер социального управления являются объективные причины: экстремально-суровый климат, огромная территория, обладающая географическим и ландшафтным разнообразием (Якутия-самый крупный субъект РФ), отсутствие нормальных регулярных транспортных коммуникаций при огромных расстояниях, малонаселенность. В качестве накопившихся негативных социальных тенденций в регионе можно отметить: разрушение демографического и трудового потенциала, потеря групп населения, имеющего профессионально-
- нечеткость и непоследовательность социальной и национальной политики;
- следование за ситуацией, отсутствие превентивных мер в социальном управлении;
- неопределенность прогноза вариантов развития, в связи с чем приоритеты в социальной политике меняются вслед за наметившейся неблагоприятной тенденцией;
- неравномерность и диспропорции социально-экономического развития внутри региона, разъединенность местного сообщества, отсутствие постоянно и устойчивой консолидации;
- чрезмерный упор на коллективизм и комсомольский задор , дефицит инициативы, ответственности, самодеятельности со стороны эмбриональных образований гражданского общества;
- личностный характер общественных связей;
- пренебрежение к закону, праву и административным порядкам, распространение и культивирование правового нигилизма.
- отсутствие целенаправленного контроля за дифференциацией доходов;
- недостаточная гибкость и социальная ориентированность налоговой политики;
- постоянный рост стоимости жизни, инфляционные тенденции;
- отставание роста доходов от стоимости жизни;
- игнорирование темпов нарастания неблагоприятных изменений;
- перевод реальной социальной политики на самого человека и (или) местные органы управления.
- отсутствие или малоэффективность механизмов социального партнерства;
- в основном земляческий характер служебных отношений;
- невыраженность ориентаций на определенные социальные группы;
- межэтническая разобщенность и недооценка особенностей этнической ситуации и стереотипов межнационального общения.
Можно согласиться с точкой зрения, что отсутствие ожидаемого эффекта связано с тем, что доминировавшие на старте российских реформ теоретико-методологические схемы не давали анализа всего переходного процесса, поскольку оперировали лишь отдельными аспектами изменений и, кроме того, практически игнорировали проблему культурной идентичности среды-реципиента и эффект траектории предшествующего развитию. В результате происходит периодическая смена приоритетов, акцентов на ту или иную функцию и социальная политика приобретает вид маятникового движения.
Заключение
По выполненной работе можно сделать выводы, что Республика Саха (Якутия) входит в число регионов с низко-средним уровнем ВВП (по международной классификации). В связи с этим рост ВРП не способствует повышению качества жизни, а переводит республику в регион с повышающимся уровнем экономического неравенства, что выражается в проявлении крайностей нищеты и богатства.
Для улучшения благосостояния Республики Саха (Якутия) нужно учитывать все недостатки и достоинства региона, опираться на размещение производственных сил, миграционные потоки, научно-технический и производственный потенциал региона.
Для надлежащего эффективного исполнения необходимо четкое разграничение функций местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти и прозрачное законодательство.
Литература
Мониторинг основных показателей экономики районов и городов. Январь-март 2008 года. Оперативные данные. Статистический бюллетень 78/7991. Якутск, 2008. С.56.
Александрова О.А. Социально-экономические интересы и ориентации формирующегося среднего класса.А/реф. Дисс к.э.н. М., 2005. - С.8.
Л.Г. Ионина., Рыбаковский Л.Л., Миндогулов В.В. Нелегальная миграция в приграничных районах Дальнего Востока: история, современность и последствия. М.: ИСПИ РАН, 2001.С.46.
Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. С. 112.
Подойницына И.И. Социокультурная ситуация в столице Республики Саха (Якутия) в начале XXI века /Общество в зеркале социологии: Сб. научн. тр. / Под ред. д.с.н. , проф. Подойницыной И.И. Вып. I. Якутск:Изд-во Якутского госун-та, 2003.С. 38-46.
Утвержден новый прожиточный минимум Якутии/ Газета Якутск вечерний - http://vecherka.ykt.ru
Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия). Статистический сборник.Якутск: Госкомстат, 2004. с. 188-190;
Основные показатели ЗОЖ населения РС (Я): Стат. Сборник /Комитет по статистике Республики Саха (Якутия). Якутск, 2004 С. 83.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА: Финансы и кредит
РЕФЕРАТ
На тему: Социально-экономический потенциал развития Республики Саха (Якутия).
Выполнила: студентка 3 курса
Факультет ИПК
Руководитель: к.э.н. доцент
кафедры ФиК
Маланов В.И.
Улан-Удэ
2011г
Информация о работе Социально-экономический потенциал развития Республики Саха (Якутия)