Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 05:08, реферат
Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.
1. Состав и структура программы социально-экономического развития региона
2. Социально-экономический потенциал развития Республики Саха(Якутия)
3. Литература
Миграционные процессы по республике стабилизировались к началу XXI века: желавшие выехать (в основном русскоязычное население промышленных районов) уже покинули регион, число приезжающих (в большинстве случаев трудовые мигранты) оставалось неизменным на протяжении нескольких лет. В последние годы просматривается тенденция к сокращению мигрантов: миграционная убыль составила в 2006 году 581 человек, в 2007 г. - 530 человек. Наиболее активные процессы перемещений происходят в столице - городе Якутске, где в 2006-2007 году сохраняется превышение пребывающих над выбывающими. В течение 2000-2007 годов в Республике Саха (Якутия) наблюдалась позитивная динамика валового регионального продукта, уровень реального ВРП значительно вырос.
Оценка социальной политики в регионе диктует необходимость обратиться к системе параметров, в ряду которых используются показатели экономической активности (занятости и безработицы), разнообразные уровневые и структурные показатели номинальных и реальных заработков и доходов, показатели стоимости жизни (прожиточный минимум, достаток и др.), обеспеченность жильем, уровень благоустройства жилищ и населенных пунктов, уровень социального обслуживания, характеристики личного имущества и др. К 1 апреля 2007 г. численность экономически активного населения в республике составила 499,5 тыс. человек, уровень безработицы к началу 2007 года - 9 % от экономически активного населения. Существует районная (улусная) дифференциация по уровню зарегистрированной безработицы, самые высокие показатели сохраняются в арктических сельскохозяйственных улусах.
Среднедушевые денежные доходы населения в январе-июне 2007 года составили 13716,3 рублей в месяц и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 14,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения к уровню прошлого года составили 103,5%.
В структуре формирования денежных доходов населения, основная доля приходилась на оплату труда. Среднемесячная номинальная увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21,1% и составила 17513,5 рублей, при этом ее реальный рост составил 109,9%.
На протяжении последних восьми лет наблюдалось сокращение просроченной задолженности по заработной плате. Она составила 7,6 млн. рублей и сократилась с начала года на 52%.
Однако, по уровню реальных располагаемых денежных доходов показатель по Республики Саха (Якутия) с 2000 года несколько ниже чем, по России в целом..
Использование денежных доходов населения характеризуется увеличением доли потребительских расходов (покупка товаров и оплата услуг) и сбережений (прирост (уменьшение) вкладов, приобретение ценных бумаг, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости) и снижением удельного веса прироста денег на руках у населения, включая вывоз денег за пределы республики.
Социальное развитие, уровень и качество жизни в субъекте характеризуются следующими показателями:
Обеспеченность населения в большинстве районов республики амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больничными койками, медицинскими кадрами остается на достаточно высоком уровне, однако сложной остается ситуация с обеспеченностью населения врачами, за исключением ряда улусов. Заболеваемость населения растет из года в год, не снижается заболеваемость отдельными болезнями социального неблагополучия, в тоже время снижается фиксируемая заболеваемость наркологическими расстройствами. В среднем на одного жителя республики приходится 19,5 метров площади жилищ это на 0,7 кв.м. меньше среднероссийского уровня и один из самых низких показателей в ДВФО. Растет охват детей детскими дошкольными учреждениями, однако, происходит снижение количества учащихся и школ, в основном за счет малокомплектных начальных школ.
На территории республики действовует 25 самостоятельных ССУЗов и 11 филиалов российских ССУЗов, а также 12 самостоятельных ВУЗов и 21 филиал республиканских и российских вузов, численность студентов на 10 тыс. населения в 2004 г. составляла 639 человек.
Сохраняется тенденция снижения числа массовых библиотек, культурно-досуговых учреждений, стационарных киноустановок; одновременно с этим в относительном выражении увеличился книжный фонд, число посещений театров, киносеансов, цирковых представлений, концертов. Наблюдается снижение уровня зарегистрированных преступлений, но одновременной и низкий уровень раскрываемости (чуть более половины преступлений); уменьшилось количество лиц, привлекаемых за совершение преступлений, но происходит увеличивание доли несовершеннолетних и молодежи среди осужденных за преступления. Величина прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц) постоянно повышается и составляет в настоящему времени (май 2008 г.) составила для трудоспособного населения 7104 руб., для детей 5264 руб., для пенсионеров - 5733 руб.
По мнению председателя Федерации профсоюзов РС(Я), число граждан, проживающих за чертой бедности опустилось до 28% (в 2007 г. их было 24%) .Фактором напряженности среди наемных рабочих является отраслевая и профессиональная дифференциация, низкая оплата труда бюджетников, которая порождает такое явление как скрытый саботаж и не способствует нормативной идентификации населения.
С начала нового тысячелетия наблюдается стойкая отрицательная тенденция - усиление дифференциации по индексу Джинни. Доходы наиболее обеспеченной группы населения на протяжении последних лет превышает доходы наименее обеспеченной в 12 раз. По экономическому неравенству РС (Я) устойчиво занимает первое место в ранжировании субъектов Дальневосточного федерального округа.
Целостным ценностным критерием социального развития выступает социальное положение, то есть структурно оформленный (социальной дифференцированный) реально достигнутый исторический рубеж развития общества, составляющих его социальных групп и личностей; это итог его предшествующего культурного развития, накопленный уровень цивилизованности, одновременно и исходный (стартовый) рубеж дальнейшего развития критерия.
В целом социальная структура якутского социума к началу реформирования в середине 80-х годов соответствовала сложившейся в Советском Союзе модели: крестьянство, рабочие и интеллигенция.
Спецификой ЯАССР была диспропорция по этническому признаку в системе разделения труда. В промышленности наблюдалось преобладание русскоязычного населения, то есть категория рабочий класс пополнялась в основном за счет привлечения кадров из других регионов. Как указывает якутский социолог Р.А. Кузьмина, в массовом сознании существовал этнопрофессиональный стереотип, согласно которому якуты и другие представители местного населения могут успешно трудиться лишь в сельском хозяйстве или сфере образования, культуры и т.д. и совершенно не приспособлены для работы в нетрадиционных для них индустриальных видах труда. Особенностью советского этапа стали активное формирование рабочего класса среди местного населения и ускоренный рост местной интеллигенции учителей, фельдшеров, врачей, кульпросветработников.
Социальная структура в Якутии по сравнению с доперестроечными временами претерпела серьезные, глубинные трансформации. Бывшие советские классы изменились качественно и количественно. На основе социоструктурного подхода Л.Г. Ионина, постсоветский социум республики может быть разделен на несколько слоев (моделей) по образу жизни
1.Модель (образ) жизни Высшей городской экономической страты, которая малочисленна, 55% страты составляют служащие государственных учреждений (МВД, Правительство, добывающие отрасли промышленности и жизнеобеспечивающие структуры- монополисты и т.п.) и частных фирм (директора, топ-менеджмент), 45% - бизнесмены. 100% представителей страты имеют высшее образование, и даже по 2 диплома. В этой страте отмечается самый высокий доход по выборочной совокупности, то есть работников можно назвать обеспеченными и даже состоятельными.
2. Модель жизни среднего городского слоя, в который входят в основном рядовые городские служащие (бухгалтера, специалисты промышленных фирм, медицинские сестры, врачи, секретари-делопроизводители, мелкие предприниматели, шофера, директора фирм с небольшим доходом) и среднеквалификацированные рабочие. Средний слой обладает профессиями средней степени престижности , получает относительно высокие заработки, которые, однако, свидетельствуют о малой и средней обеспеченности. Они демонстрируют также активную гражданскую позицию.
3. Модель (образ) жизни базового городского слоя самого густонаселенного (рабочие и мелкие служащие). Слой представлен главным образом рабочими, 73% - со средне-специальным и средним образованием (строительные рабочие, водители, полиграфисты, огранщики алмазов, уборщики мусора и др.) Из служащих: инженеры и младшие научные сотрудники. Этот образ жизни весьма демократичен, широко распространен в обществе. Представители базового городского слоя посредственно и не всегда последовательно участвуют в трудовой, политической, культурной жизни, хотя они являются ядром наемного персонала предприятий, основными производителями материальных благ социума.
4. Маргинальный образ жизни. Объективно наиболее неизученный слой общества, объединяющий в себе студентов, пенсионеров, безработных среднего возраста, инвалидов). Несмотря на культурные различия всех представителей слоя объединяет отсутствие постоянной работы.
5.Модель жизни сельского мира, живущего в большинстве на уровне 1-2 прожиточных минимумов (водители, кочегары, доярки, огранщики алмазов, учителя и др.), где работа и неработа плавно перетекают друг в друга, и в дневное, и в вечернее время большинство занято крестьянским хозяйством, которое их кормит. 70% слоя общественно активны, регулярно занимаются профсоюзной работой. В этот слой оказались интегрированными маргиналы (38%), рабочие (25%), служащие (37%).
Таким образом, в якутском социуме самым активным образом идет формирование новых страт и слоев, новой культуры, особых типов повседневного поведения.
Можно резюмировать, что Республика Саха (Якутия) входит в число регионов с низко-средним уровнем ВВП (по международной классификации). В связи с этим рост ВРП не способствует повышению качества жизни, а переводит республику в регион с повышающимся уровнем экономического неравенства, что выражается в проявлении крайностей нищеты и богатства.
Основные проблемы социального развития в регионе – высочайшая социальная дифференциация, глубокий разрыв между немногочисленным слоем богатых и огромной массой бедных , неразвитость гражданского общества и среднего класса.
Для стабилизации социальной ситуации и улучшения качества жизни всех слоев и групп населения государственное управление осуществляется путем разработки и реализации программ, ориентированных на конкретные социальные проблемы, среди них:
- создание нормативно-правовой базы программ по улучшению качества жизни населения, включающую целый комплекс источников на региональном уровне;
- проведение структуризации государственных социальных расходов по приоритетам, главным из которых являются инвестиции в человеческое развитие;
- стабилизации доли расходов на социальную политику, образование, здравоохранение и физическую культуру;
- увеличение доли финансовой помощи на социальные программы из федерального бюджета;
- государственное регулирование в сфере оплаты труда: проведение мероприятий по обеспечению своевременности выплаты заработной платы и погашения имеющейся перед работниками задолженности. Также для поэтапного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения проводилось повышение минимального размера оплаты труда
- работа по упорядочению оплаты труда работников бюджетной сферы и по приведению размеров доплат и надбавок к заработной плате в соответствие с нормативами, установленными законодательством РФ;
- реализация политики активной занятости организация общественных работ, временной занятости несовершеннолетних, профессиональная подготовка и переобучение незанятого населения, субсидирование и микро-кредитование безработных граждан для обеспечения самозанятости и поддержка предпринимательской инициативы;
- работа по внутриреспубликанскому перераспределению трудовых ресурсов: жители отдельных улусов вахтовым методом и на сезонные работы направляются для работы на предприятия АК Алроса , золотодобывающей промышленности, на лесозаготовку и т.п.
- создание новых рабочих мест на рынке труда республики.
- комплекс социально-экономических мероприятий, направленных на сдерживание спада производства, стабилизацию и более эффективное функционирование сельского хозяйства;
- выделение кредитных ресурсов из республиканского бюджета на пополнение оборотных средств для закупа сырья на производство для пищевых и перерабатывающих предприятий;
- развитие кооперации и агропромышленной интеграции, которые являются важным условием снижения издержек производства и обращения;
- повышение доходов сельского населения по линии социальной миссии: предоставление льгот по социальной поддержке пайщиков и населения в виде выплат пайщикам дивидентов и процентов за пользование заемными средствами у населения, содержание в отдаленных наслегах планово-убыточных магазинов и хлебопекарен, доставка товаров первой необходимости, реализация хлеба ниже фактической себестоимости, отпуск товаров населению в кредит, спонсорство, прочие дополнительные льготы.
- развитие предпринимательской деятельности, надомного труда, личного подсобного хозяйства и образованием семейных предприятий на селе с целью формирования негосударственного, частного сектора агроэкономики. На селах наряду с сельскохозяйственным направлением стала развиваться сельская индустрия: появились первые крестьянские, семейные предприятия по огранке алмазов на дому, создаются сельскохозяйственные предприятия для глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, сбору и переработке лекарственных трав, пантов северных оленей, выделке кожи, деревообработке и т.д.;
Информация о работе Социально-экономический потенциал развития Республики Саха (Якутия)