Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретически обосновать проблему профилактики табакокурения у подростков, подобрать средства и разработать систему социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков и апробировать ее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Причины и последствия табакокурения у подростков……………………..6
§2. Средства социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков……………………………………………………12
Глава 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….18
§2. Модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников………………………………………..….29
Приложение……………………………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 67.70 Кб (Скачать документ)

Однако, главное последствие  курения - возникшая наркозависимость от никотина - не различает курильщиков  ни по возрасту, ни по полу. Этого нельзя сказать о других воздействиях никотиномании на здоровье, так как некоторые из них имеют специфику в зависимости, как от пола, так и от возраста. Остановимся на некоторых особенностях отрицательных последствий, специфичных для детей и подростков, пристрастившихся к курению.

Очень важным и тревожным  моментом является то, что курение  в детском и подростковом возрасте становится ступенькой к употреблению наркотиков. При этом, чем раньше ребенок начинает курить, тем больше вероятность его склонности к  наркомании.

Возможные другие отрицательные  последствия курения: повреждение  слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение  обоняния; преждевременное образование  морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение  нормального дыхания и снижение выносливости; снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Отрицательное воздействие  длительного курения на организм может вызвать следующие заболевания: рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и  мочевого пузыря; инфаркт миокарда; язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; заболевания системы кровообращения, инсульты; эмфизему; хронический бронхит.

Длительное курение приводит к тому, что человек часто болеет, у него снижаются работоспособность, внимание и физическая выносливость. У курящих людей повышается риск возникновения раковых заболеваний, которые ведут к преждевременной  смерти или инвалидности.

Таким образом, мы выяснили, что курение (табакозависимость) - это тяжелая болезнь, которая, к счастью, излечима, хотя избавиться от нее нелегко. Выяснили основные причины табакокурения у подростков: любопытство, подражание взрослым, самоутверждение, влияние компании, воздействие рекламы. Рассмотрели последствия табакокурения: наркозависимость от никотина, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости; снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям и другие.

§2. Средства социально-педагогической деятельности по профилактике                  табакокурения у подростков

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько  успешно удается сформировать и  закрепить в сознании принципы и  навыки здорового образа жизни в  молодом возрасте, зависит в последующем  вся деятельность, препятствующая раскрытию  потенциала личности.

Как считают Хриптович  В.А., Валитов М.А. сложившаяся система  школьного образования не формирует  должной мотивации к здоровому  образу жизни [7]. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Одной из составляющих здорового  образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных  напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые  возникают в результате этих пристрастий  существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя  должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Можно выделить основные направления  в деятельности социального педагога при работе с подростками, склонными к табакокурению:

1) деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  ребенка, склонного к табакокурению,  посредством его личностного  развития;

2) деятельность по профилактике  табакокурения, включающую противотабачное  обучение и воспитание детей  с целью формирования у них  отрицательного отношения к курению;

3) деятельность по просвещению  родителей с целью оздоровления  семьи, ее быта и культуры  взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной  реабилитации ребенка, имеющего  табачную психическую или физическую  зависимость;

5) посредническую деятельность  между ребенком и окружающим  им социумом по преодолению  явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций [11]:

- первая функция - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к курению, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, провоцирующих курение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс табакокурения, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий;

- вторая - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к табакокурению, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации;

- третья  - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования курящего ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;

- четвертая функция - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка;

- пятая - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к табакокурению, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к табакокурению;

- шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией;

- седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов табакокурения, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации [11].

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

· советника, информирующего семью о важности и возможности  бесконфликтного взаимодействия родителей  и детей в семье, рассказывающего  о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

· консультанта, разъясняющего  вопросы семейного, трудового, административного  и уголовного законодательства, а  также вопросы, касающейся области  психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

· защитника, действующего в  случаях нарушения прав ребенка  со стороны родителей или ближайшего окружения [12].

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными  к табакокурению, отводится антитабачному  воспитанию, являющемуся частью нравственного  и социального воспитания и нацеленному  на формирование у детей с раннего  возраста отрицательного отношения  к табаку.

Целью антитабачного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся  поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при табакокурении. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать  детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически  не было ничем не занятого времени; необходимо раскрыть безнравственность употребления табака. Следует опровергнуть мнение, что употребление табака - это признак взрослости и возмужания.

Деятельность социального  педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических  установок путем просвещения  родителей и внушения мысли о  личной ответственности родителей  за каждый случай табакокурения детьми. Противотабачная работа с родителями должна строиться в зависимости  от возраста ребенка, но конечным результатом  этой деятельности должно служить привлечение  родителей к антитабачному воспитанию детей.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в  форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских  организаций, чтобы дети могли выбрать  занятие по душе. Социальный педагог  должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

Антитабачное просвещение  педагогического коллектива школы  тоже является функцией социального  педагога. Ему необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали  антитабачным установкам и были примером здорового образа жизни, отрицательного отношения к табаку во всех ситуациях  школьной и внешкольной жизни.

В своих исследованиях  Сизанов А.Н., Хриптович В.А. описывают  следующие основные современные  подходы к профилактике злоупотребления табакокурению [13]:

- подход, основанный на распространении информации о курении табака - наиболее широко используемый подход, базируется на предоставлении информации о табаке, вредности и негативных последствиях табакокурения.

- подход, основанный на эмоциональном обучении - базируется на том, что зависимость от табака чаще развивается у людей, имеющих низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений, трудности в определении и выражении эмоций.

- подход, основанный на роли социальных факторов - базируется на теории социального научения А. Бандуры. Согласно этой теории важнейшим фактором формирования поведения является среда как источник обратных связей.

- подход, основанный на формировании жизненных навыков - использует методы поведенческой модификации и терапии. Основой этого направления являются теория социального научения А.Бандуры и теория проблемного поведения Р.Джессора.

- подход, основанный на альтернативной табакокурению деятельности - базируется на предположении, что снижению количества подростков, зависимых от табака, способствует значимая альтернативная деятельность (специально организованные путешествия, занятия спортом, интеллектуальная активность и т.п.).

- подход, основанный на укреплении здоровья - основан на формировании жизненной компетентности человека, развитии здоровой личности, поведение которой рассматривается вместе с ее социальным окружением.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными средствами социально-педагогической деятельности по  профилактики табакокурения у подростков являются распространение информации о вреде курения табака, наибольшая занятость подростков (кружки, секции т.д.), беседы с родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Делая вывод по первой главе  работы, можно сказать, что проблема табакокурения детей - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

 

Глава 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ  У ПОДРОСТКОВ

§1.  Характеристика выборки  и методов исследования

Для проведения констатирующего  этапа эксперимента мы использовали метод анкетирования.

Анкетирование - метод эмпирического  исследования, основанный на опросе значительного  числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения у подростков