Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать проблему профилактики табакокурения у подростков, подобрать средства и разработать систему социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков и апробировать ее.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Причины и последствия табакокурения у подростков……………………..6
§2. Средства социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков……………………………………………………12
Глава 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….18
§2. Модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников………………………………………..….29
Приложение……………………………………………………………………....31
Задачи:
1. Формирование представлений о вреде табакокурения, причинах и последствиях.
2. Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля.
Субъектами социально-
Данная модель предствалена
двумя блоками: «Работа с родителями
подростков» и «Работа с
- информирование родителей о существовании проблемы табакокурения у подростков;
- беседы о причинах, признаках табакокурения у подростков, пропаганда здорового образа жизни;
- создание оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.
Задачи Блока 2 «Работа с подростками»:
- беседы о причинах и последствия табакокурения у подростков («Вредные последствия курения табака для здоровья человека. Правда о мифах, связанных с табакокурением. Законодательство и табачная реклама. Пассивное курение»);
- организация занятий, дающих подросткам возможность эффективно действовать в сложных ситуациях, преодолевать трудности и стрессы, сохраняя свое здоровье («Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля. Я-концепция, самооценка. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию»);
- проведение групповых тренингов, личных консультаций, направленных на борьбу с табакокурением («Тренинг личностного роста и развития коммуникативных навыков»);
- проведение конкурсов, концертов, встреч, направленных на профилактику табакокурения.
Таким образом, эффективное взаимодействие субъектов социально-педагогической деятельности приведет к достижению поставленных целей – снижению уровня табакокурения у подростков и их мотивацию на здоровый образ жизни.
Заключение
Табакокурение, как разновидность девиантного поведения - всегда следствие определенных внешних и внутренних предпосылок. Вся работа с такими детьми должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков и работников правоохранительных органов.
В первой главе мы выяснили, что курение (табакозависимость) - это тяжелая болезнь, которая, к счастью, излечима, хотя избавиться от нее нелегко. Выяснили основные причины табакокурения у подростков: любопытство, подражание взрослым, самоутверждение, влияние компании, воздействие рекламы. Рассмотрели последствия табакокурения: наркозависимость от никотина, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости; снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям и другие.
Нами были выявлены основные средства социально-педагогической деятельности по профилактики табакокурения у подростков. К ним относятся: распространение информации о вреде курения табака, наибольшая занятость подростков (кружки, секции т.д.), беседы с родителями, пропаганда здорового образа жизни.
Во второй главе работы дается характеристика выборки и, используемого нами, метода исследования.
Результаты исследования потребления табака в подростковой среде наглядно показывают, что среди подростков 14-17 лет очень многие хотя бы раз пробовали курить (8 человек из 12 опрошенных, что составило 68,3%) и достаточно большое число (5 подростков) являются постоянными курильщиками. Слова «курение» и «курить» вызывают у подростков ассоциации с друзьями, дискотекой, тусовкой, компанией, подъездом, школьной переменой, рыбалкой и т. д.
Так же, можно констатировать тот факт, что современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они устойчиво видят положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы. Основным мотивом начала курения подростки считают: желание приобрести друзей; влияние сверстников; чувство взрослости и независимости; курение родителей; любопытство.
Подростки достаточно убедительно указывают мотивы отказа от курения: ухудшение здоровья, отсутствие денег и нежелание их тратить на курение, страх перед родителями, желание не быть как все. Объяснения причин курения подростков значительно не отличаются по содержанию в высказываниях взрослых и самих подростков. В некоторых случаях подростки лучше разбираются, чем взрослые, в причинах их собственного курения.
На основе проведенного теоретического и практического исследования была составлена модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков.
Список использованных источников
1 Вопросы социологии и социальной педагогики / под ред проф. А. Н. Ростовцева: Изд-во РГПУ, 2006. - 188 с.
2 Рекомендации по мониторингу табачной эпидемии и борьбе с ней / ВОЗ-2011. - 106 с.
3 Ситуация, связанная с
курением табака в России. Пассивное
курение. Лечение табачной
4 Деларю, В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю - М. : Педагогика, 2007. - 54 с
5 Науманн, Ф. Курение без вреда для здоровья. / Ф. Науманн: пер. с нем. Н.А. Чупеева. - М. : Изд-во РГПУ, 2001. - 159 с.
6 Распространенность курения в России: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья / Шальнова С.А. [и др.] - М. : изд. «Ось-89», 2008.- 49 с.
7 Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов- Гомель. : Знание, 2008. - С.91-93.
8 Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. - М., 2006. - №4. - С. 35-42.
9 Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. [и др.] - М. : Владос, 2006. - 249 с.
10 Балашова, Т.П. Некоторые социально психологические аспекты вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ / Т.П. Балашова // Актуальные вопросы психоатрии и наркологии.- 2005 - №6 - с.20-25
11 Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие / Л. В. Мардахаев [и др.], 2006. - 192 с.
12 Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии: учебное пособие для студ., обуч. по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика» / Г.К. Селевко [и др.] - М. : Педагогика, 2002. - 196 с
13 Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни / Сизанов А.Н., Хриптович В.А. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С.4-8.
14 Выготский, Л.С. Психология подростка: хрестоматия / Л.С. Выготский: сост. Ю.И.Фролов - М. Просвещение,1997. - С.232-384
15 Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М. : Знание, 2000. - 453 с.
16 Хриптович, В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни / В.А. Хриптович - Мн., 2001. - 239 с.
17 Цилуйко, М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков / М.В. Цилуйко //Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 2006.- № 4.- С.34-46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1. Пол, возраст
2. Знаете ли Вы о вреде курения?
а) да;
б) нет
3. Курите ли Вы в настоящее время?
а) постоянно;
б) иногда;
в) нет
4. Зависите ли Вы от курения?
а) да;
б) нет
5. Если курите, то, сколько сигарет в день?
а) 1-2 штуки;
б) до 5 штук;
в) до 10 штук;
г) до 20 штук;
д) более пачки в день
6. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)
а) желание повзрослеть
б) влияние компании
в) хотел попробовать
г) свой ответ
7. С какого возраста Вы начали курить?
а) с 8-12 лет
б) с 12-15 лет
в) с 16 -18 лет
8. Курят ли Ваши родители?
а) нет
б) мать
в) отец
г) оба
9. Вам нравятся курящие люди, запах дыма?
а) да
б) нет
10. Вы хотите бросить курить?
а) да
б) нет
11. Какие последствия курения Вы знаете?
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения у подростков