Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать проблему профилактики табакокурения у подростков, подобрать средства и разработать систему социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков и апробировать ее.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Причины и последствия табакокурения у подростков……………………..6
§2. Средства социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков……………………………………………………12
Глава 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
§1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….18
§2. Модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников………………………………………..….29
Приложение……………………………………………………………………....31
Анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.
С целью исследование потребления табака в подростковой среде общеобразовательных учреждений нами была разработана анкета (см. Приложение).
В исследовании участвовали дети и подростки: МОУ СОШ №176 - 12 человек в возрасте 14-17лет. Среди них 50 % - девочки, 50% - мальчики.
На вопрос «Знаете ли Вы о вреде курения?» положительно ответили 11 человек (96,4 %), т.е. практически 100 % учащихся из всех возрастных подгрупп осведомлены о вреде курения. Всего 1 человек (3,6 %) сказал, что не знает (таблица 1).
Таблица 1- Представление подростков о вреде курения
Знают |
Не знают | |
Вся выборка % |
96,4 |
3,6 |
Юноши, % |
100 |
0 |
Девушки, % |
99,4 |
0,6 |
Информация, полученная на вопрос анкеты «Курите ли Вы в настоящее время?», требует отдельного рассмотрения и осмысления. Общий процент курящих составил - 68,3% (8 человек). Из них: юноши - 5 человек (83,3% от общего количества юношей), девушки - 3 человека (50% от общего количества девушек). (Рисунок 1)
Заявили что курят постоянно сигареты 5 подростков (42,5%). Из ответивших «нет» на вопрос о курении сигарет - 4 подростка (31,7%) (из них 1 юноша (15% от общего количества юношей), 3 девушка (48,3% от общего количества девушек), 1 человек (12,5%) имел пробы курения в прошлом. Таким образом, вообще не курит 2 человека опрошенных (19,2) (таблица 2).
Таблица 2 - Отношение к
курению сигарет среди
Курят сигареты |
постоянно |
иногда |
не курят |
Вся выборка % |
42,5 |
12,5 |
19,2 |
Юноши % |
48,3 |
11,7 |
11,7 |
Девушки % |
23,9 |
13,3 |
19,2 |
На вопрос «Зависите ли Вы от курения?» ответы распределились следующим образом: считают себя зависимыми от курения 7 молодых людей из общего числа курящих подростков (56,1%) (юноши - 5 человека (52,3%) и девушки - 1 человек (13,2%) (таблица 3).
Таблица 3 - Подростки, признающие зависимость от курения
Считают себя зависимыми от курения |
Курящие |
Юноши % |
52,3 |
Девушки % |
13,2 |
Вся выборка % |
56,1 |
Интересно, что количество выкуренных сигарет в день у курящих юношей (13,9) не намного больше, чем у курящих девушек (10,7) В среднем курящий подросток в день выкуривает 12,3 сигареты.
Основным мотивом начала курения является желание приобрести друзей, стать «своим» в компании сверстников или старших ребят (курящие юноши - 2 человек (36,4%), курящие девушки - 1 человек (23,7%)). Сигарета для подростков является своего рода паролем, благодаря которому подросток может попасть на желаемую территорию и быть уверенным, что его примут. Куря, подросток показывает членам референтной группы, что он такой же, как они (таблица 4).
Таблица 4 - Мотивы начала курения, по мнению подростков
Вид мотива курения |
Слабость воли |
Личные проблемы |
Подражание, мода, курение родителей |
Любопытство |
Желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета |
Доказать свою взрослость и независимость | |
Курящие |
Юноши % |
9,2 |
9,2 |
23,8 |
20,1 |
36,4 |
4,7 |
Девушки % |
10,3 |
14,1 |
30,6 |
15,4 |
23,7 |
8,4 | |
Некурящие |
Юноши % |
10,8 |
3,3 |
22,4 |
22,4 |
20,5 |
23,3 |
Девушки % |
5,4 |
12,5 |
30,9 |
5,4 |
22,7 |
27,3 |
Для понимания важности вопроса
возраста подростка, в котором следует
его уже активно
Ни для кого не секрет, что чаще курят подростки, воспитывающиеся в семьях курящих родителей. Наши данные еще раз подтверждают этот тезис (таблица 5). Мы проанализировали значение курящих отца, матери, обеих родителей и других близких в инициации курения подростка. Сравнение семей некурящих подростков показывает, что распространенность курения среди их родителей ниже таковой в семьях постоянно курящих молодых людей практически по всем анализируемым показателям.
Таблица 5 - Распространенность
курения среди родителей
курения среди родителей подростка |
Курящий отец |
Курящая мать |
Оба родителя курят |
Курят родители и другие родственники | |
Постоянно курящий подросток % |
м |
47,0 |
35,8 |
24,0 |
78,7 |
ж |
54,5 |
36,4 |
21,2 |
75,8 | |
всего |
48,0 |
35,9 |
23,6 |
078,3 | |
Эпизодически курящий подросток % |
м |
39,9 |
19,7 |
8,9 |
70,8 |
ж |
52,5 |
28,1 |
19,3 |
80,7 | |
всего |
47,0 |
21,8 |
12,3 |
74,1 | |
Некурящий подросток % |
м |
42,1 |
19,9 |
9,9 |
72,7 |
ж |
27,0 |
26,9 |
10,4 |
70,8 | |
всего |
38,9 |
22,4 |
10,0 |
72,2 |
Следующий вопрос «Вам нравятся курящие люди, запах дыма?» был направлен на выяснение толерантности к проблеме курения, а именно -отношение подростков к курящим близким (таблица 6). Среди курящих доминирует безразличное отношение (55,6%), хотя достаточно высок процент (43,2%) не одобряющих курение близких. Некурящие подростки более негативно относятся к курению близких в 61,5%.
Эта же закономерность проявляется
и при анализе отношения к
чужому дыму. Последние данные особенно
интересны в связи с активно
обсуждаемой в средствах
Таблица 6 - Характеристика отношения подростков к курящим близким и чужому дыму
Группы |
курящие |
некурящие | |
Отношение к курящим близким |
безразличное |
55,6 |
33,7 |
отрицательное |
43,2 |
61,5 | |
положительное |
1,2 |
4,8 | |
Отношение к чужому дыму |
безразличное |
44,1 |
26,6 |
отрицательное |
52,6 |
71,6 | |
положительное |
3,3 |
1,2 |
На вопрос «Вы хотите бросить курить?» из той же группы курящих 5 подростков (43,9%), из них: юношей - 3 человека (52,3%) и девушек - 2 человек (39,5%) выразили желание бросить курить. 8 молодых людей (70,7%) (из них: 5 юноши (72,7%) и 3 девушек (31,6%)) из группы постоянно курящих уже пытались бросить курить самостоятельно.
24,4% подростков (юноши - 21,7%,
девушки - 15,2%) уже на момент
начала работы без
Таблица 7 - Подростки, желающие заниматься со специалистом
Подростки |
Курящие постоянно | |
Желают заниматься со специалистом |
Юноши % |
21,7 |
Девушки % |
15,2 | |
Вся выборка % |
24,4 |
Таким образом, результаты исследования
потребления табака в подростковой
среде общеобразовательных
Итак, проблема курения в
подростковой среде стоит достаточно
остро. Исследования показывают, что
современные подростки
- желание приобрести друзей;
- влияние сверстников;
- чувство взрослости и независимости;
- курение родителей;
- любопытство.
Подростки достаточно убедительно указывают мотивы отказа от курения:
- ухудшение здоровья,
- отсутствие денег и нежелание их тратить на курение,
- страх перед родителями,
- желание не быть как все.
Объяснения причин курения
подростков значительно не отличаются
по содержанию в высказываниях взрослых
и самих подростков. В некоторых
случаях подростки лучше
§2. Модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения у подростков
На основании результатов первичной диагностики была составлена модель системы по профилактике табакокурения у подротсков. (Рисунок 2)
В основе данной модели лежат следующие принципы:
· принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности.
· принцип максимальной активности всех участников.
· принцип максимальной достоверности информации.
· принцип партнёрского общения.
· принцип взаимодействия семьи и школы в процессе формирования навыков.
Цель: Профилактика табакокурения у подростков.
Рисунок 2
Модель системы социально-
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения у подростков