Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого процента безработных, отсутствия должного количества культурных заведений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.
Введение
Глава 1. Социально-педагогические условия организации
досуговой деятельности молодежи в клубах
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в клубах
Глава 2. Современные молодежные клубные организации
в г. Мурманске
2.1. Виды молодежных клубных организаций г. Мурманске
2.2. Мурманская школа журналистики «Start»
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
Глава 1. Социально-педагогические условия организации
досуговой деятельности молодежи в клубах
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в клубах
Глава 2. Современные молодежные клубные организации
в г. Мурманске
2.1. Виды молодежных клубных организаций г. Мурманске
2.2. Мурманская школа журналистики «Start»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности
культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого процента безработных, отсутствия должного количества культурных заведений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.
Свободное
время является одним из
Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для большинства молодых людей социальные институты досуга являются основными сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами досуга для молодежи являются танцы, музыка, КВН, игры, однако не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодежи, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Организация молодежных
клубов в современных условиях является
актуальной проблемой. Ее решение должно
идти активно по всем направлениям:
совершенствование
Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социологии, психологии, педагогике.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов. К изучаемой проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.и. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют крайне большое значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но ещё ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
Объект исследования – молодежный досуг.
Предмет исследования – организация молодежных клубов в современных условиях в г.Мурманск.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации молодежного досуга в современных клубах в г.Мурманск и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции досуга молодежи.
Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
Проанализировать деятельность молодежных клубов по организации досуга.
Определить пути совершенствования деятельности молодежных клубов.
Методы исследования:
Теоретический анализ специальной литературы;
Изучение опыта деятельности молодежных клубов;
Проведение беседы с организатором молодежной клубной организации;
Проведение социологического опроса.
Структура работы представляет собой изучение организации досуговой деятельности молодежи в клубах в современных условиях, видов молодежных клубов и анализ их проблем на конкретном примере.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КЛУБАХ
1.1.СПЕЦИФИКА
И СОДЕРЖАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО
Досуг – деятельность
в свободное время вне сферы
общественного и бытового труда,
благодаря которой индивид
От умения направлять
свою деятельность в часы досуга на
достижение общезначимых целей, реализацию
своей жизненной программы, развитие
и совершенствование своих
К специфическим
чертам молодости относится
К другим особенностям
молодежного досуга относится своеобразие
среды его протекания. Подавляющее
большинство молодых людей
Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Это общение можно рассматривать как:
- необходимое
условие жизнедеятельности
- источник творческого преобразования индивида в личность;
- форму передачи знаний и социального опыта;
- исходный пункт самопознания личности;
- регулятор поведения людей в обществе;
- самостоятельный вид деятельности.
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие её потребности:
- в эмоциональном контакте, сопереживании;
- в информации;
- в объединении
усилий для совместных
Всё многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени
(кратковременные,
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов (непосредственные, опосредованные).
Необходимо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культуру досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.
Наконец, имеет значение культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. Особое внимание следует уделить творческой деятельности работников данных учреждений. Многое зависит от них, их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, её желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Основные особенности
культурного досуга молодежи – высокий
уровень культурно-технической
У каждого человека свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным.
Сегодня становится всё более широкой сфера культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Наличия только внешних условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных интересов и способностей людей. Досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
В современных
культурно-досуговых
Деятельность культурно-досугового учреждения и её улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учёта психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества.
Но в таких условиях нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отделении и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Удовлетворение одной потребности порождает новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко всё более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.