Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в клубах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого процента безработных, отсутствия должного количества культурных заведений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-педагогические условия организации
досуговой деятельности молодежи в клубах

1.1. Специфика и содержание молодежного досуга
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в клубах

Глава 2. Современные молодежные клубные организации
в г. Мурманске

2.1. Виды молодежных клубных организаций г. Мурманске
2.2. Мурманская школа журналистики «Start»

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

 

Глава 1. Социально-педагогические условия организации

           досуговой деятельности молодежи в клубах

 

1.1. Специфика и содержание молодежного досуга

1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой

        деятельности молодежи в клубах 

 

Глава 2. Современные  молодежные клубные организации

           в г. Мурманске

 

2.1. Виды молодежных клубных организаций г. Мурманске

2.2. Мурманская школа журналистики «Start»

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость  постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов  ее осуществления и поиска новых  досуговых технологий.

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности

культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого процента безработных, отсутствия должного количества культурных заведений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.

 Свободное  время является одним из важных  средств формирования личности  молодого человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы как физического, так и эмоционального, психического здоровья. То есть, организация досуга молодежи имеет большое значение для общества в целом.

Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем ее культуры, круга духовных потребностей и интересов  конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и  игровую. Для большинства молодых людей социальные институты досуга являются основными сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами досуга для молодежи являются танцы, музыка, КВН, игры, однако не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодежи, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Организация молодежных клубов в современных условиях является актуальной проблемой. Ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в современных условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование учреждений сферы досуга и управление ими.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Интерес к проблемам  молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социологии, психологии, педагогике.

Значительный  вклад в исследование досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов. К изучаемой проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.и. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой  деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных авторов имеют крайне большое значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но ещё ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект исследования – молодежный досуг.

Предмет исследования – организация молодежных клубов в современных условиях в г.Мурманск.

Цель курсовой работы – изучить особенности  организации молодежного досуга в современных клубах в г.Мурманск и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Задачи исследования:

Определить  сущность и функции досуга молодежи.

Рассмотреть социокультурные  технологии молодежного досуга.

Проанализировать  деятельность молодежных клубов по организации  досуга.

Определить  пути совершенствования деятельности молодежных клубов.

Методы исследования:

Теоретический анализ специальной литературы;

Изучение опыта  деятельности молодежных клубов;

Проведение  беседы с организатором молодежной клубной организации;

Проведение  социологического опроса.

Структура работы представляет собой изучение организации досуговой деятельности молодежи в клубах в современных условиях, видов молодежных клубов и анализ их проблем на конкретном примере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КЛУБАХ

1.1.СПЕЦИФИКА  И СОДЕРЖАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы  общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает  свою способность к труду и  развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим  чертам молодости относится преобладание у неё поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой деятельности и с трудом приспосабливается к деятельности однообразной, специализированной. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Многочисленные исследования показывают, что успех молодежных культурно-досуговых мероприятий зависит от включения в их структуры игровых блоков1.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие  среды его протекания. Подавляющее  большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время в  компании сверстников.

Тяга к общению  со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных  контактах. Это общение можно  рассматривать как:

- необходимое  условие жизнедеятельности человека  и общества;

- источник творческого  преобразования индивида в личность;

- форму передачи  знаний и социального опыта;

- исходный пункт  самопознания личности;

- регулятор  поведения людей в обществе;

- самостоятельный  вид деятельности.

Примечательной  особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие её потребности:

- в эмоциональном  контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении  усилий для совместных действий.

Всё многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени  (кратковременные, периодические,  систематические);

- по характеру  (пассивные, активные);

- по направленности  контактов (непосредственные, опосредованные).

Необходимо  подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культуру досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец, имеет  значение культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. Особое внимание следует уделить творческой деятельности работников данных учреждений. Многое зависит от них, их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, её желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Основные особенности  культурного досуга молодежи – высокий  уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых  технологий и форм, методов, эстетически  насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Однако есть ряд  общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным.

Сегодня становится всё более широкой сфера культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Наличия только внешних условий, недостаточно для  реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных интересов и способностей людей. Досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В современных  культурно-досуговых учреждениях  нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то, но только не они сами.

Деятельность  культурно-досугового учреждения и  её улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и  от учёта психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества.

Но в таких  условиях нельзя отказываться от общих  методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отделении и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение.

Система организации  досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Удовлетворение одной потребности порождает новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко всё более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.

Информация о работе Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в клубах