Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в клубах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого процента безработных, отсутствия должного количества культурных заведений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-педагогические условия организации
досуговой деятельности молодежи в клубах

1.1. Специфика и содержание молодежного досуга
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в клубах

Глава 2. Современные молодежные клубные организации
в г. Мурманске

2.1. Виды молодежных клубных организаций г. Мурманске
2.2. Мурманская школа журналистики «Start»

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  МОЛОДЕЖНЫЕ КЛУБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В Г.МУРМАНСКЕ

2.1. ВИДЫ МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. МУРМАНСКЕ

В Мурманске, как  и во всех крупных городах Российской Федерации, существует проблема незанятости  молодежи. По мнению людей старшего поколения, подавляющее большинство молодых людей города не имеет определенного вида деятельности в свободное время.

Но в данном случае речь идет о незаинтересованности молодежи в заполнении своего свободного времени, а не о недостатке в городе культурно-досуговых учреждений.

В Мурманске  существует множество учебных заведений дополнительного образования, спортивных секций и школ, скаутских организаций и общественных объединений.

Некоторые из этих клубных организаций не только заполняют  досуг молодежи, но и приносят непосредственную пользу обществу. Например, экологическое общественное объединение «Природа и Молодежь». Молодые люди, состоящие в этой организации, устраивают акции по сбору мусора на территории города, проводят пикеты в защиту окружающей среды, выступают против открытия на Кольском полуострове атомной электростанции, занимаются охраной леса.

Кроме того, в  Мурманске существуют клубные организации, занимающиеся исследованием флоры, фауны и ихтиофауны Кольского полуострова, что зачастую не только расширяет кругозор участников экспедиции, но и играет важную роль в науке, т.к. по результатам этих исследований составляются карты, вносятся поправки в энциклопедии и т.д.

Существование этнографических и исторических клубов, исследующих историю, быт  народов Севера, и Кольского полуострова  в частности, позволяет дополнять сведения истории Мурманска и мурманской области.

Одну из важнейших  ролей в организации молодежного  досуга играют учебные заведения  дополнительного образования. Их в  Мурманске много. Молодой человек  может получить навыки во множестве  различных сфер, начиная с иностранных языков и заканчивая компьютерным программированием. При этом большинство из этих учебных заведений по окончании учебного курса выдает выпускнику диплом или сертификат, подтверждающий прохождение полного курса и получение квалификации. Этот документ может помочь в дальнейшем, например, при устройстве на работу. Таким образом, этот вид клубов становится не только полезным досугом, но и надежным подспорьем на будущее.

Талантливые молодые  люди имеют возможность развивать  свои задатки в художественных и танцевальных кружках, музыкальных школах и на литературных встречах.

Отдельное внимание стоит уделить спортивным секциям. Из-за неблагоприятного климата, здоровье мурманчан всегда находится под угрозой. Именно поэтому многие жители города, особенно молодые люди, в качестве закаливания выбирают занятия спортом. Администрация города поддерживает мурманчан в этом, и в городе появляются новые спортивные центры, в спортивные школы привозят новое оборудование и даже общеобразовательные школы могут гордиться недавно построенными спортивными площадками и стадионами.  В Мурманске очень часто проводятся спортивнее соревнования среди молодежи. Ни один городской праздник не обходится без традиционного марафона, в котором соревнуются обычно представители средних и высших  учебных заведений города. Главным стимулом для соревнующихся становится возможность принести своему коллективу победу и почет. Это развивает коллективный дух молодежи.

Многообразие  молодежных клубов города дает возможность  каждому молодому человеку найти своё место в обществе. Нередко увлечения молодости становятся решающим фактором при выборе дальнейшей профессии.

К сожалению, существует ряд проблем, которые ограничивают развитие культурно-досуговых учреждений в Мурманске. Одна из важнейших – средства к существованию. В городе крайне мало молодежных клубов, получающих финансовую поддержку от государства. Чаще всего клубы существуют за счет членских взносов, что резко ограничивает доступность вступления для некоторых слоев населения. Стоит отметить, что редкие организации существуют за счет меценатства. Чаще всего – скаутские организации.

Другой немаловажной проблемой может являться психологическое  давление со стороны старшего поколения. Клубная деятельность может приносить  удовлетворение и быть полезной, как для индивида, так и для общества, только при условии добровольности выбора. Старшее поколение, чаще всего родители, стремясь увлечь молодого человека чем-то полезным, выбирают для него клубное учреждение на свой вкус, зачастую не заботясь об интересах и склонностях подростка. В результате, молодой человек, занимающийся неинтересным для него видом деятельности, начинает испытывать неприязнь к клубам вообще.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в  Мурманске в достаточном количестве существуют различные молодежные клубы  и организации. Но количества недостаточно, необходимы ещё качество и доступность. Иначе у клубов крайне мало шансов привлечь молодежь. Для решения этих проблем нужна более гибкая политика государства в отношении молодежного досуга и активная деятельность организаторов клубов по привлечению спонсоров и меценатов.

 

 

 

 

2.2. МУРМАНСКАЯ ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ «START»

Один из примеров деятельности молодежных клубов на территории города Мурманска – школа журналистики «Start».

Школа журналистики «Start» была основана инициативным и активным выпускником исторического факультета Мурманского Государственного Педагогического Университета Дмитрием Николаевичем Качаловым. В сентябре 2004 года школа начала свою деятельность. «Сразу началась активная работа. Учащиеся школы не только изучают теорию, но и осваивают полученные знания на практике. Активно сотрудничают с Управлением по делам молодежи МО, с молодежным порталом мурманской области www.4erdak.ru с журналом «Территория жизни», на грант Управления по делам молодежи Мурманской области выпускают молодежную газету «Бегемот». Воспитанники школы победители международных, всероссийских и городских фестивалей и конкурсов.»4

После разговора  с Д.Н. Качаловым выяснилось, что  идея создания школы родилась, когда  он учился в университете. Получение  специальности учителя истории  Д.Н. Качалов успешно сочетал с  увлечением журналистикой. Тогда и  возникла мысль об объединении двух любимых занятий. Будущий руководитель школы журналистики обратился в Первомайский Дом Детского Творчества города Мурманска к директору Р. Ткаченко с предложением выступить в роли преподавателя журналистики в Доме Творчества. Д.Н. Качалов получил согласие в июле, а уже к сентябрю. Написав программу, смог набрать первую группу учеников. Конечно, далеко не все молодые люди, учившиеся в школе журналистики «Start» пошли по стезе журналиста: многие поняли, что не готовы к такой работе. Но руководителя школы это не разочаровало. Он считает, что это нормально. Д.Н. Качалов уверен: то, что эти молодые люди попробовали себя в новой роли – уже хорошо, пусть даже эта роль им не подошла.

Каждый год в сентябре – октябре школа журналистики «Start» открывает свои двери для молодых людей 14 – 18 лет, желающих попробовать себя в журналистике. Программа каждый год меняется в зависимости от возраста учеников и от того, с кем сотрудничает школа – с радиостанцией или газетой. Изменения в программе не только привлекают новых учеников, но и заинтересовывают выпускников школы журналистики настолько, что они порой приходят на занятия и узнают много нового наравне с новыми учениками. Но главное в школе остается неизменным. Во время обучения учащиеся получают редакционные задания, публикуются в СМИ, посещают массу фестивалей, концертов, премьер, выставок.

Таким образом, благодаря инициативе одного молодого человека в Мурманске существует, на сегодняшний день уже престижная, школа журналистики, в которую хотят попасть очень многие подростки. Свобода общения и самовыражения делают  «Start» привлекательной для молодежи. Но государственного финансирования у школы нет. Первомайский Дом Детского Творчества предоставляет школе возможность проводить занятия в своих помещениях бесплатно. В остальном же «Start» вынуждена существовать на членские взносы. Несмотря на то, что сумма запрашивается небольшая, платность обучения всё же является достаточно важной причиной для отказа от поступления в школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение деятельности молодежных клубов подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений, вследствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий устарели и др. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека регулировать эту деятельность. В работе было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в клубных учреждениях, и ставились следующие задачи:

Определить  сущность и функции досуга. 

При решении  этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило  рассмотреть структуру досуга и  раскрыть его основные функции. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия  – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:

 Сфера молодежного  досуга имеет свои особенности.  Досуг молодежи существенно отличается  от досуга других возрастных  групп в силу его специфических  духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи.

В результате исследования можно сказать, что одной из основных проблем организации молодежного  досуга в клубных учреждениях  города Мурманска является слабая финансовая помощь со стороны государства. Имея стороннюю поддержку, клубы смогли бы привлекать молодежь не только отсутствием необходимости материальных вложений, но и технической оснащенностью, актуальностью, квалифицированными кадрами.

Другой проблемой  можно считать «закостенелость» некоторых клубных деятелей. В результате их неумения ориентироваться на переменчивые, растущие и усложняющиеся с огромной скоростью, потребности молодежи, клубные учреждения перестают интересовать молодых людей. Эту проблему можно решить, изменив требуемый уровень квалификации клубного работника. Требования к уровню мобильности, гибкости ума и скорости принятия решений необходимо повысить.

Падение интереса к клубным учреждениям у молодежи можно объяснить неумением культурно  и с пользой проводить свободное время. Эта проблема одна из самых трудноразрешимых, т.к. её причины кроются в воспитании. В этом случае небольшая неприятность в отношении клубных учреждений становится сигналом большой проблемы социума в целом.

Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) http://dom-molodej.spb.ru/

2) http://molodoy.info/content/view/106/167/

3) http://nabchelny.ru/invalid-rehabilitatio/molodezhnyi_klub_nika/2007-10-24/deiatelnost_kluba

4) http://tanais.rsu.ru/

5) http://www.4erdak.ru/news/3076

6) http://www.erudition.ru/referat/ref/id.57254_1.html

7) http://www.mosportal.ru/mdoo/12/6/3/i5_1970.htm

8) http://www.uzlidep.uz/page/youth_wing/844

9) http://www.zarubegom.com/prog/youthclub.html

10) Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2007.

11) Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение , 2006.

 

1 По данным сайта molodoy.info

2 Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение, 2006. – с.27

3 Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: «Юрайт-М», 2007.-С.163

4 По данным сайта www.4erdak.ru


Информация о работе Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в клубах