Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:11, творческая работа
С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Вступление………………………….. 3
2. Понятие культуры………………….. 3
3. Виды культуры……………………… 6
4. Понятие культуры в социологии…. 7
5. Функции культуры…………………... 8
6. Заключение…………………………….14
Содержание. Стр.
Вступление.
С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей.
Так как культура
— это неотъемлемая часть
Понятие культуры.
В
своем этимологическом
значении понятие культуры
Культуру часто
определяют как «вторую природу».
Такое понимание восходит к античной
Греции. Демокрит определял культуру
как «вторую натуру». Культура - прежде
всего природный феномен
Понятие «культура» в переносном значении аналогично понятию «хозяйство» и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация». Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М. Кантон написал трактат о земледелии, что в переводе «агрикультура». Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культура Вэнь» был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие «культура» Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя», то есть «образованность». Пайдея по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке. В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа.
Определение понятия культуры, данная Лесли А. Уайтом гласит: «Культура представляет собой организацию тех явлений и деятельностей (норм поступков), предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, аттитюдов, ценностей), которые связаны с использованием символов"2. Символический характер культуры, ее связь с коммуникацией фиксируется во многих дефинициях, и во многих из них этот аспект трактуется как нечто основное. Это подчеркивается и в приведенном здесь определении Л. А. Уайта, и еще более в следующей несколько сокращенной его дефиниции: «Под культурой мы подразумеваем непрерывность вещей и событий во времени и вне человеческого организма, которую поддерживает создание символов». Сходное воззрение представляет – подходя со стороны семиотики – Ю. М. Лотман, по мнению которого культура представляет собой «совокупность всех ненаследственных информаций, способов их организации и сохранения»3. Ряд ученых определяют понятие «культура», противопоставляя ее природе. Характерна в этом отношении, например, формулировка Арнольда Гелена: «Культура – это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности».
Известный русский
социолог Питирим Сорокин трактовал
культуру «…как некую совокупность,
которая создана или
«Понятие «культура»
означает исторически определенный
уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный
в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него.
Виды культуры.
К
ультура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать:
Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.
Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная практика.
К духовной культуре, связанной с объективациями знакового характера, относятся два вида деятельности: просвещение и коммуникация.6 Отличие просвещения от коммуникации можно обозначить тем, что просвещение, в сущности, направлено на подлинное создание, передачу, освоение, разработку и практическое применение объективаций, в то время как коммуникация направлена на заново создаваемое оформление, преобразование, восприятие, влияние, использование объективаций.
Понятие культуры в социологии.
К
ультура рассматривается
в социологии как сложное, динамичное
образование, имеющее социальную природу
и выражающееся в социальных отношения,
направленных на создание, усвоение, сохранение
и распространение предметов, идей,
ценностных представлений, обеспечивающих
взаимопонимание людей в
Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.
В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
В социологии под культурой
в широком смысле этого слова
понимают специфическую, генетически
не наследуемую совокупность средств,
способов, форм, образцов и ориентиров
взаимодействия людей со средой существования,
которые они вырабатывают в совместной
жизни для поддержания
О социологии культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.
Социология культуры или
социальная культура- это одно из ведущих
направлений в западной культурологии,
сложившееся к началу XX века как
результат интенсивного развития наук
об обществе и месте в нем человека,
и введенное впервые как