Социальные функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:11, творческая работа

Описание

С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Содержание

1. Вступление………………………….. 3
2. Понятие культуры………………….. 3
3. Виды культуры……………………… 6
4. Понятие культуры в социологии…. 7
5. Функции культуры…………………... 8
6. Заключение…………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.29 Кб (Скачать документ)

С точки зрения деятельностного  подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его  части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение  подхода или аспекта, выделение  ценностного или деятельного  компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических  уровнях, используя методы двух наук.

Наиболее значительными  представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие  теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как  науки, можно считать М.Вебера и  А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции культуры.

К



ультура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. На это обратил еще в  XIX веке русский писатель Иван Тургенев: «Дикарь каменного периода, начертавший концом кремня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестает быть дикарем, животным».

Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Она выражена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального  опыта, а средство жесткого отбора и  активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции  чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности  приводит к потере социальной памяти.

Познавательная  функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает  способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым  благоприятные возможности для  его познания и освоения. Можно  утверждать, что общество интеллектуально  на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в  культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются  прежде всего по этому признаку.

Регулятивная  функция культуры связана прежде всего с определением различных  сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение  людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или  иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается  на такие нормативные системы, как  мораль и право.

Семиотическая или  знаковая функция, представляя собой  определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без  изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством  общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения  национальной культурой. Специфические  языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают  и естественные науки.

Ценностная, или  аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние  культуры. Культура как система ценностей  формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего  судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как  правило, выступает критерием соответствующей  оценки.

 

 

 

Культура и  сознание: менталитет.

С



ознание является источником внеприродного и в действительности делает надынстинктивное в жизни  людей. Всё, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или  иначе порождено и "отягощено" сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной  деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей — везде  мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т. д.

Естественно, культура связана  не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций — важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности  реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в  другом случае роль рационального, осознанного  приобретает доминирующее значение.

Культура чувств — это  способность управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными  произведениям. Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно  к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.

Навыки, умения до того как  отойти в область неосознаваемого, автоматического скрупулёзно прививались, контролировались нашим сознанием: "Так ли я это делаю, не лучше  ли сделать иначе?". Другое дело, что  мастерски крася окно, мы специальных  усилий уже не делаем.

 

Культура как феномен  соткана из сознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую  оно играет для становления и  развития социального, значимости ценностей  в функционировании социальных связей, институтов и общностей.

Но культура — это не всеобщее сознание, не отдельные его  элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоения действительности.

В поисках путей и вариантов  удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и  т. д.) человек, чаще всего встаёт перед  необходимостью оценки явлений, средств  их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого  или запретного и т. д. Другими  словами, активная, практически осмысленная  деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех  объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого  нет сознательного социального  действия. Способ, метод выявления  ценностей и есть культура. Культура — взгляд на мир сквозь призму добра  и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т. д.

Как способ освоения действительности, культура — это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя  проявляется в нескольких отношениях:

  • Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду культуры, то есть разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определённости восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей, — ментальности. Логически прослеживаемая определенность может характеризовать духовный мир как конкретного общества (культура американского общества, культура российского общества), представителей той или иной социальной общности (к примеру, территориальной: москвичи, одесситы, петербуржцы; этнической: русские, казахи и т. д.), так и отдельной личности.
  • Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура — это не мертвый багаж невостребованных, нереализованных знаний, умений, четких убеждений. Она представляет собой своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.7

 

 

Культура и деятельность: образцы поведения.

 

К



ультура как способ ценностного  освоения действительности воплощается  в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и  учебной и т. д. Известно, что в  любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются  мотивы, тот смысл, который придают  люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет наполняет  внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные  с ней проекты, выборы, предпочтения и т. д. В этом проявляется ещё  одна характеристика культуры — это  элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:

  1. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный "виновник" содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как "сама в себе" и "для себя" сущность. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как ему действовать.

Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют  в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы — другой, у англичан одна система  поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Иными  словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.

И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере  производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного  общества, народа, группы людей. Если двух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми же красками, на одном  и том же холсте мы увидим достаточно различное изображение одной  и той же местности.

  1. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало её достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность, в том числе художественная, научная — это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.
  2. Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за "спиной" повторяющихся образцов поведения стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления.

Спорадическое, случайное, более  не повторяющееся к культуре относить не следует. Если из спорадического, нерегулярного  тот или иной момент жизнедеятельности  начинает превращаться в достаточно устойчивое, повторяющееся, то можно констатировать — происходят определённые изменения в культуре данного человека, группы людей, общества.

Так или иначе, из круга  явлений, описываемых понятием "культура", выпадают не только инстинктивные действия (или инстинктивная сторона действия) людей, но и те моменты, аспекты, которые  носят случайный, неустойчивый характер, то есть не ставшие образцом деятельности.

Принято в образцах деятельности разводить образцы (эталоны) элементарных действий (купание ребенка, приветствия, строгание дерева) и модели деятельности: модели социальных связей (тип взаимоотношений  в семье, на работе), институтов (тип  деятельности армии, государства и  т. д.), модели художественной деятельности и т. д.

Образцы деятельности обнаруживают себя как в производственной сфере, так и в быту, науке и отдыхе. Они проявляются как в смысловом  содержательном отношении, так и  в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы  служат близким целям, но готический храм не похож на православный или  мечеть. Как говорилось выше, пейзаж, выполненный в европейской художественной манере, не похож на пейзаж, выполненный  в манере, присущей изобразительному искусству народов Дальнего Востока.

Идет ли речь о способе  строгания дерева рубанком (у многих народов это делают движением  к себе, а не от себя), об организации  выборов, проведении заседаний парламента или манере пения, порядке подачи блюд во времени званного обеда —  образцы деятельности есть воплощение культуры, есть реально осуществляемая культура.

Информация о работе Социальные функции культуры