Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:11, творческая работа
С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Вступление………………………….. 3
2. Понятие культуры………………….. 3
3. Виды культуры……………………… 6
4. Понятие культуры в социологии…. 7
5. Функции культуры…………………... 8
6. Заключение…………………………….14
С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболее значительными
представителями социологии культуры,
чьи исследования поставили общие
теоретические и
Функции культуры.
К
ультура представляет
собой многофункциональную
Функцию трансляции
социального опыта нередко
Познавательная
функция связана со способностью
культуры концентрировать социальный
опыт множества поколений людей.
Тем самым она имманентно приобретает
способность накапливать
Регулятивная
функция культуры связана прежде
всего с определением различных
сторон, видов общественной и личной
деятельности людей. В сфере труда,
быта, межличностных отношений
Семиотическая или
знаковая функция, представляя собой
определенную знаковую систему культуры,
предполагает знание, владение ею. Без
изучения соответствующих знаковых
систем невозможно овладеть достижениями
культуры. Язык является средством
общения людей. Литературный язык представляет
собой важнейшее средство овладения
национальной культурой. Специфические
языки нужны для познания мира
музыки, живописи, театра. Собственными
знаковыми системами
Ценностная, или
аксиологическая функция
Культура и сознание: менталитет.
С
ознание является источником
внеприродного и в
Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций — важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другом случае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.
Культура чувств — это способность управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными произведениям. Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.
Навыки, умения до того как
отойти в область неосознаваемого,
автоматического скрупулёзно
Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей.
Но культура — это не всеобщее сознание, не отдельные его элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоения действительности.
В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т. д.) человек, чаще всего встаёт перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т. д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура — взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т. д.
Как способ освоения действительности, культура — это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях:
Культура и деятельность: образцы поведения.
К
ультура как способ ценностного
освоения действительности воплощается
в практической деятельности людей:
в производственной и бытовой, художественной
и политической, в научной и
учебной и т. д. Известно, что в
любой практической деятельности относительно
независимо взаимодействуют внутренняя
и процессуально-внешняя
Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:
Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы — другой, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей. Если двух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми же красками, на одном и том же холсте мы увидим достаточно различное изображение одной и той же местности.
Спорадическое, случайное, более не повторяющееся к культуре относить не следует. Если из спорадического, нерегулярного тот или иной момент жизнедеятельности начинает превращаться в достаточно устойчивое, повторяющееся, то можно констатировать — происходят определённые изменения в культуре данного человека, группы людей, общества.
Так или иначе, из круга
явлений, описываемых понятием "культура",
выпадают не только инстинктивные действия
(или инстинктивная сторона
Принято в образцах деятельности разводить образцы (эталоны) элементарных действий (купание ребенка, приветствия, строгание дерева) и модели деятельности: модели социальных связей (тип взаимоотношений в семье, на работе), институтов (тип деятельности армии, государства и т. д.), модели художественной деятельности и т. д.
Образцы деятельности обнаруживают
себя как в производственной сфере,
так и в быту, науке и отдыхе.
Они проявляются как в
Идет ли речь о способе строгания дерева рубанком (у многих народов это делают движением к себе, а не от себя), об организации выборов, проведении заседаний парламента или манере пения, порядке подачи блюд во времени званного обеда — образцы деятельности есть воплощение культуры, есть реально осуществляемая культура.