Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:11, творческая работа
С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Вступление………………………….. 3
2. Понятие культуры………………….. 3
3. Виды культуры……………………… 6
4. Понятие культуры в социологии…. 7
5. Функции культуры…………………... 8
6. Заключение…………………………….14
Культура воплощается, объективируется
в различных продуктах
Более точно было бы делить
материальные продукты культуры на вещественно-предметные:
станки, автомобили, здания и т. д., в
которых воплощаются и
Культура: преемственность и социализация.
Б
лагодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.
Культура тем самым выявляет ещё один штрих своего социологического осмысления: как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко — нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.
Подчеркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокирует инновации.
Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего её воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научают как жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материальными, вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.9
Заключение.
Р
ассмотрев понятие и сущность культуры и ее значение, подводя итог, мне хочется отметить важность культуры для социологии. Изучение культурных памятников позволяет ученым воссоздавать структуру общества, его особенности во время создания эитх памятников. О социальном неравенстве и делении общества на группы и классы можно судить по неравенству имущественного положения, которое обнаруживается учеными при раскопках древних захоронений; по дошедшим до нас памятникам древнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях на классовой, религиозной, этнической почве.
Весь этот материал позволяет не только исследовать прошлое, но и помогает в изучении современного общества, так как в культуре находят отражение все общественные отношения и противоречия.
Поэтому, по моему мнению, будет справедливо утверждение, что чем лучше мы изучим культуру человечества, как древнюю, так и современную, тем лучше поймем суть проблем и противоречий, которые не позволяют человечеству развиваться без конфликтов и потрясений во всех сферах деятельности.
1 «Мировая художественная культура» М.2001. под ред. проф. Б. А. Эренгроса с.7
2 Витаньи И. «Общество, культура, социология» М 1984 с. 95
3 Витаньи И. Указ. Соч. с. 96
4 Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика» СПб. 2000. с.19.
5 Философский энциклопедический словарь М. 1983г. с.292-293.
6 Витаньи И. Указ. Соч. с. 100
7 Ерасов Б. С. «Социальная культурология». М. 1996.
8 Ионин М. Г. «Социология культуры». М.1998.
9 Ерасов Б. С « Социальная культурология». М.: 1996.