Социальные функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:11, творческая работа

Описание

С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Содержание

1. Вступление………………………….. 3
2. Понятие культуры………………….. 3
3. Виды культуры……………………… 6
4. Понятие культуры в социологии…. 7
5. Функции культуры…………………... 8
6. Заключение…………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.29 Кб (Скачать документ)

Культура воплощается, объективируется  в различных продуктах деятельности. Естественно, раз речь идет об объектировании, то значит, речь идёт о материальном воплощении. Здесь надо сделать одно пояснение. Долгие годы было признанным делить культуру на материальную (станки, здания, экономику) и духовную (науку, мораль, искусство). Но в последнее  время социологов это деление  не устраивает. И вот почему. Разве  станок не воплощение и научной идеи, и художественного вкуса? Или  автомобиль. Разве его внешний  вид, дизайн не свидетельство определённых эстетических привязанностей, а качество исполнения его деталей — нравственной культуры тех, кто его произвел?

Более точно было бы делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания и т. д., в  которых воплощаются и технические  знания, и художественные вкусы, и  нравственные нормы; и символически-знаковые. Под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи и устное народное творчество; научно-популярные книги и художественная литература; картины, фрески, ноты, схемы, чертежи  и т. д.8

 

 

 

 

 

Культура: преемственность  и социализация.

 

Б



лагодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется  в вещественно-предметных и знаково-символических  формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического  опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и  значения, технология и навыки могут  быть переданы другому человеку, другому  поколению.

Культура тем самым  выявляет ещё один штрих своего социологического осмысления: как средство, метод  формирования прошлым, накопленным  опытом, традициями наших сегодняшних  представлений и более широко — нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Подчеркнутая преемственность  отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней  мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший  признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность  новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты  традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как  бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие  социального риска блокирует  инновации.

Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки  новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью  к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего её воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам  генетической наследственности. Ею можно  овладеть лишь в ходе социального  наследования. Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает  определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые  его научают как жить, строить  отношения с другими, как пользоваться теми материальными, вещественными  предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами  деятельности, принятыми в обществе) и самое главное, осуществляя  собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим  собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Р



ассмотрев понятие  и сущность культуры и ее значение, подводя итог, мне хочется отметить важность культуры для социологии. Изучение культурных памятников позволяет  ученым воссоздавать структуру общества, его особенности во время создания эитх памятников. О социальном неравенстве и делении общества на группы и классы можно судить по неравенству имущественного положения, которое обнаруживается учеными при раскопках древних захоронений; по дошедшим до нас памятникам древнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях на классовой, религиозной, этнической почве.

Весь этот материал позволяет не только исследовать  прошлое, но и помогает в изучении современного общества, так как в  культуре находят отражение все  общественные отношения и противоречия.

Поэтому, по моему  мнению, будет справедливо утверждение, что чем лучше мы изучим культуру человечества, как древнюю, так и  современную, тем лучше поймем суть проблем и противоречий, которые  не позволяют человечеству развиваться  без конфликтов и потрясений во всех сферах  деятельности.

 

 

 

 

 

 

1 «Мировая художественная культура» М.2001. под ред. проф. Б. А. Эренгроса с.7

2 Витаньи И. «Общество, культура, социология» М 1984 с. 95

3 Витаньи И. Указ. Соч. с. 96

4 Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика» СПб. 2000. с.19.

5 Философский энциклопедический словарь М. 1983г. с.292-293.

6 Витаньи И. Указ. Соч. с. 100

7 Ерасов Б. С. «Социальная культурология». М. 1996.

8 Ионин М. Г. «Социология культуры». М.1998.

9 Ерасов Б. С « Социальная культурология». М.: 1996.


Информация о работе Социальные функции культуры