Социальные гарантии и безработица в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является изучение действующих в современном российском обществе социальных гарантий и безработицы в условиях рынка, выявление проблем и механизмов их реализации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
-рассмотреть социальные гарантии как основу социальной защиты населения;
-исследовать сущность безработицы и показатели ее измерения;
-рассмотреть социальные последствия безработицы в России;
-определить проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их решения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Социальные гарантии как основа социальной защиты населения
1.2 Сущность безработицы и показатели ее измерения
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
2.1 Социальные последствия безработицы в России
2.2 Обеспечение социальных гарантий в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

основа экономика и социология труда.docx

— 113.13 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования  Ставропольского края

ГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет 

                                               Кафедра экономики, менеджмента  и рекламы

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика и социология труда»

на тему «Социальные гарантии  и безработица в условиях рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………

3

ГЛАВА 1. теоретические аспекты социальных гарантий и безработицы в условиях рынка……….………

 

5

1.1 Социальные гарантии  как основа социальной защиты населения.......

5

1.2 Сущность безработицы и показатели ее измерения…………………

9

ГЛАВА 2. Проблемы реализации социальных гарантий и безработицы в условиях рынка ...……………………………

 

15

2.1 Социальные последствия  безработицы в России………………..……

15

2.2 Обеспечение социальных гарантий в России…………………………

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

33

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….

35

Приложение ……………………………………………………………...

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В Российской Федерации   сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, экономика  страны после длительного структурного  кризиса вступила в полосу  подъема. Вырос  объем производства, величина валового внутреннего  продукта, ликвидирован бюджетный  дефицит, увеличился  национальный  доход - главный источник материального  благосостояния граждан. Но в  тоже время сохраняется сложное  положение в социальной сфере  общества. Уровень жизни большинства  населения России по-прежнему  крайне низок. Существует и  продолжает углубляться имущественное  неравенство, поляризация в доходах  различных социальных групп населения,  усиливается расслоение общества  на богатых и бедных.

Во всех цивилизованных индустриально  развитых государствах мира названные  явления практически исключены  на основе существующих в каждом из них системы социальных гарантий. Аналогичная система существует и в Российской Федерации. В Конституции - Основном законе страны - зафиксированы  основные права граждан: право на труд, право на бесплатное образование  и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение  по возрасту и т.д. Однако провозглашенные  в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного  содержания социальных гарантий, процесс  их уменьшения, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для  граждан России. Поэтому сейчас главная  проблема заключается в обеспечении (законодательном, финансовом, экономическом  и т.д.) осуществления социальных гарантий, их претворения в жизнь, максимального повышения эффективности  их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России. 

Таковы основные факторы, определившие выбор нами темы курсового  исследования и ее актуальность.

Степень разработанности  проблемы. В российской литературе есть ряд публикаций, посвященных  анализу социальной политики государства  и отдельным конкретным ее проявлениям, таким, например, как социальная защита населения по ее основным видам. Среди  авторов следует назвать Б.В. Ракитского, С.В. Кадомцеву, Н.А. Волгина, И.Т. Назаренко, В.И. Жукова, Л.П. Храпылину, Ф.Э. Бурджалова, Е.И. Холостову, Е.Е, Мачульскую, В.Н. Бобкова, В.Д. Ройка, В.В. Травин и др. Работы этих ученых, безусловно, важны и полезны. Они оказывают определенное позитивное воздействие на социальное развитие общества.

Целью курсового исследования является изучение действующих в  современном российском обществе социальных гарантий и безработицы в условиях рынка, выявление проблем и механизмов их реализации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

-рассмотреть социальные  гарантии как основу социальной  защиты населения; 

-исследовать сущность безработицы и показатели ее измерения;

-рассмотреть социальные  последствия безработицы в России;

-определить проблемы  обеспечения социальных гарантий  в России и варианты их решения; 

Объект исследования –  безработица в условиях рынка.

Предмет исследования - социальные гарантии и безработица в российском обществе.

Теоретической основой курсового  исследования послужили отмеченные выше труды российских ученых по вопросам социальной защиты и безработицы  населения.

Структура курсовой работы предопределена целями, задачами и  логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка информационных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

    1. Социальные гарантии как основа социальной защиты населения.

 

В обществе рыночных отношений  главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как  главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и  находят своё подтверждение в  социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан, развивается  система социальных служб, устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты».

Социальные гарантии –  это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства  государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой  государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты  – это установленные законодательством  РФ нормы и нормативы, которые  закрепляют минимальный уровень  социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.[1]

Систему государственных  минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные  минимальные социальные стандарты  в области:

  • оплаты труда;
  • пенсионного обеспечения;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • социального обслуживания;
  • жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных  минимальных стандартах» самый  необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для  работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

В качестве государственных  минимальных стандартов в области  оплаты труда устанавливается минимальный  размер оплаты труда.

Минимальная заработная плата  – уровень заработной платы работника  неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия  воспроизводства. Она устанавливается  законодательством или специальным  соглашением.

Величина минимальной  заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных  потребностей в товарах и услугах  с учётом уровня цен, и должна соответствовать  ему.

В законе РФ «О минимальном  размере оплаты труда» было установлено  соотношение минимальной оплаты труда и стипендий студентам  и аспирантам, а также «соответствующие пособия и другие социальные выплаты»: процентное соотношение между минимальной  оплатой труда и минимальной  трудовой пенсией, детскими пособиями, пособиями по безработице, минимуме необлагаемой подоходным налогом оплаты труда, штрафами за нарушение правил дорожного движения и т.д.

В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих  обязательных функций: воспроизводственную  и стимулирующую.[2]

Одним из важных аспектов минимальных  социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении  этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и само занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка – с другой.

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение  безработного и его семьи.

Государство гарантирует  безработным:

  • выплату пособий по безработице;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • оплату в размере причитывающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В качестве государственных  социальных стандартов в области  пенсионного обеспечения устанавливаются  минимальные размеры государственных  пенсий. Государственное регулирование  сохраняется в важнейших элементах  пенсионной системы, связанных с  обеспечением необходимых государственных  гарантий.

Государственные стандарты  в области образования предполагают:

  • набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;
  • нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;
  • нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;
  • норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

Государственные гарантии в  области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социального  обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Специфическим видом государственных  социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению  на его содержание. Сфера жилищно-коммунального  хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы  предполагает сохранение дотации на содержание жилья. Дотирование остаётся как социальная поддержка незащищённых групп населения. [4]

Все минимальные государственные  гарантии должны определяться государственным  стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс  удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого  понятия – прожиточный минимум. Это показатель объёма и структуры  потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддерживания  активного физического состояния  взрослых, социального и физического  развития детей и подростков.

Прожиточный минимум и  бюджет прожиточного минимума как инструменты  социальной политики в условиях ограничения  материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

  • в качестве базы для адресной социальной поддержки;
  • в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоёв населения;
  • для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
  • для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
  • в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

Информация о работе Социальные гарантии и безработица в условиях рынка