Социальные гарантии и безработица в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является изучение действующих в современном российском обществе социальных гарантий и безработицы в условиях рынка, выявление проблем и механизмов их реализации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
-рассмотреть социальные гарантии как основу социальной защиты населения;
-исследовать сущность безработицы и показатели ее измерения;
-рассмотреть социальные последствия безработицы в России;
-определить проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их решения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Социальные гарантии как основа социальной защиты населения
1.2 Сущность безработицы и показатели ее измерения
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
2.1 Социальные последствия безработицы в России
2.2 Обеспечение социальных гарантий в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

основа экономика и социология труда.docx

— 113.13 Кб (Скачать документ)

Экономические последствия  безработицы на уровне общества в  целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Рассмотрим уровень ВВП  по России и Ставропольскому краю. Проанализируем индексы физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности по России и отразим это в таблице 8.( см. Приложение Б). Из таблицы 8 видно ,что ВВП в рыночных ценах составляет в втором квартале 2010 года 105, 2 % это самый высокий показатель, а наименьший в втором квартале 2009года. Отразим наглядно в виде диаграммы индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности России за 2009 и 2010 гг. [12]

Рисунок 4 - Индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности России за 2009 и 2010 гг.

Рассмотрим индексы физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности по Ставропольскому краю и отразим это в таблице 9.( см. Приложение В). Анализируя  таблицу 9 видно , что ВВП в рыночных ценах составляет в 2010 году на 39637,9 млн.рублей больше  чем в 2009году, а структура ВРП (Внутреннего регионального продукта) равна 100%.. [12] Отразим наглядно в виде диаграммы индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности в Ставропольском крае за 2009 и 2010 гг.

Рисунок 5- Индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности Ставропольского края за 2009 и 2010 гг.

Далее целесообразнее провести анализ и сравнить индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности России и Ставропольского края за 2009 и 2010 гг. Данные  анализа мы наглядно представили на рисунке 6.

Рисунок 6 – Сравнительный  анализ индекса физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по финансовой деятельности России и Ставропольского края за 2009 и 2010 гг.

2.2  Обеспечение социальных  гарантий в России 

 

Определяющее значение в  успехе решения проблем социальных гарантий будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных  на эти цели, потребностям людей. Сложившееся  государственное централизованное финансовое обеспечение привело  к непомерной нагрузке на государственный  бюджет и неисполнению государственных  обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан  и социальную напряженность в  обществе. Для изменения такого положения  необходимо создать механизм финансового  обеспечения этой сферы на принципах  дифференцированного социального  налогообложения и социального  обязательного и добровольного  страхования при условии сохранения социального вспомоществования  только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социальной опеки. Необходимо постепенно отойти от государственных  дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные  заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального  заказа следует всех желающих юридических  и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать  их управляемыми и контролируемыми  соответствующими государственными органами и общественностью. [11]

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует  серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов  социальной помощи населению, оценки действующих  служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально - технических, инструментальных, организационных ).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально  для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам  находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях  должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным  органам социальной защиты совместными  усилиями с другими заинтересованными  службами решить проблемы организации  домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях  России отмечаются  отличия в  материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения. [11]

Рассматривая систему государственных минимальных стандартов можно выделить определенные области , это оплаты труда; пенсионное обеспечение; образование; здравоохранение; культура; социальное обслуживание; жилищно-коммунальное обслуживание. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты туда, рассмотрим и отразим данные в таблице 10.

 

 

Таблица 10 – Размеры основных социальных гарантий , установленных  законодательством РФ, в соотношении  с величиной прожиточного минимума по России за 2008 -2010 годы (на 1 января; в процентах)

 

Показатели

Годы

2008 г

2009 г

2010 г

Минимальный размер оплаты труда

48,4

78,8

72,7

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы

-

-

-

Размер базовой части  трудовой пенсии2):

по старости

44,5 

44,4 

62,6

по инвалидности: 

  I степени

22,2 

22,2

31,3

 II степени 

44,5

44,4

62,6

III степени 

88,9

88,7

125,3 

по случаю потери кормильца: 

детям, потерявшим обоих  родителей,

  или детям умершей  одинокой матери  (круглым сиротам),

 на каждого ребенка 

44,5 

44,4 

62,6

 другим нетрудоспособным  членам  семьи умершего кормильца,  на  каждого члена семьи 

22,2 

 

22,2

31,3

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

-

-

-

по уходу за первым ребенком 

38,6

38,6 

38,8

по уходу за вторым и  последующими детьми  

77,2

77,1

77,6

Минимальный размер стипендии: 

студентов федеральных государственных

высших учебных заведений3) 

18,9 

20,0

18,5

студентов и учащихся федеральных  государственных образовательных  учреждений начального и среднего профессионального    образования3)

6,6 

7,3 

6,7


1) В расчетах использована  величина прожиточного минимума  для соответствующей социально-демографической  группы населения, установленная  Правительством Российской Федерации  за I квартал соответствующего года.

2) 2010 г. - в расчетах использован  размер базовой части трудовой  пенсии по состоянию на конец  2009 г. в соотношении с величиной  прожиточного минимума пенсионера  за IV квартал 2009 г.

3) Обучающихся по очной  форме обучения.

  Таким образом, рассмотрев размеры основных социальных гарантий , установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума можем наблюдать, что минимальный размер оплаты труда в 2008 году составляет 48,4% это на 24,3 %меньше, чем в 2010 году, а минимальный размер стипендии у студентов учащихся по очной форме обучения в ВУЗах составляет в 2009 году – 20 % и в 2010 году 18,5 %. [12] Рассмотрим динамику минимальных размеров оплаты труда и минимальной стипендии и отразим на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Динамика минимального размера оплаты труда и минимальной  стипендии.

Далее рассмотрим основные социальные гарантии, установленные  законодательством РФ (на 1 января; тыс. руб.) отразим в таблице 11.(см.Приложение Г). Анализируя, таблицу 11 мы видим минимальный размер оплаты труда в 2010 году составляет 4330,0 тыс.рублей а минимальный размер пенсии по старости в 2010 году  2562,0 тыс.рублей и в 2008 году 1560 тыс.рублей, минимальная стипендия в 2010 году составила 1100 тыс.рублей.

В таблице 12 мы отразили объем  социальных выплат населению и налогооблагаемые денежные доходы населения ставропольского  края за 2010 год.

Таблица 12 - Объем социальных выплат населению за 2010 год по Ставропольскому  краю

 

Объем социальных выплат населению  и налогооблагаемых денежных доходов  населения

В том числе

 

 

Всего,

млн. руб.

 

В расчете на одного жителя в месяц, рублей

 

Налогооблагаемые денежные доходы физических лиц и  индивидуальных предпринимателей

Социальные выплаты

 

 

Всего,

 млн. руб.

из них выплаченные населению

 

пенсии

пособия

Ставропольский край  всего 

279 673

8370

204 529

75 144 

57 668 

17 477

Муниципальные районы

108 053

5602

65 887 

42 166 

31 792 

10 374

Городские округа 

171 620

12150 

138 642

32 978 

25 876

7 102


 Таким образом по  муниципальным районам выплаты  составляют 5602 тыс.рублей а по  городским округам 12150 тыс.рублей  и по ставропольскому краю 75 144 миллиона рубля. Рассмотрим наглядно в диаграмме объем социальных выплат населению за 2010 год по Ставропольскому краю по муниципальным районам и городским округам.

Рисунок 8 - Объем социальных выплат населению за 2010 год по Ставропольскому  краю

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы  социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются  государством в соответствии с законодательством  и возможностями их финансового  обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование  обеспечения занятости и трудоустройства  является не только защитой и помощью  ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая  в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому  лицу, признанному безработным по закону.

Несмотря на имеющиеся  недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей  стране отлажена и довольно неплохо  работает. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

В соответствии с Федеральным  законом «О занятости населения  в Российской Федерации» государство  гарантирует безработным гражданам:

- бесплатное получение  информации и услуг при содействии  в подборе подходящей работы  и трудоустройстве при посредничестве  службы занятости; 

- бесплатное получение  услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной  подготовке, переподготовке и повышение  квалификации по направлению  службы занятости; 

- выплату пособия по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации  по направлению службы занятости,  в том числе в период временной  нетрудоспособности;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах. 

Правом на получение пособия  по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением  пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем  размер пособия по безработице, установленный  законодательством о занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адамчук В.В., «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. [Текст] / О.В. Ромашов , М.Е.Сорокина / Москва: ЮНИТИ, 2009.
  2. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. [Текст] / М.Г Завельский / Москва: Палиолит: Логос, 2008.
  3. Николаевой И.П. «Экономическая теория» : учебник для вузов по экономическим специальностям. [Текст]  Москва: Финстатинформ, 2007.
  4. Рощин С.Ю. «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: учебное пособие. [Текст] / Разумова Т.О / Москва: ИНФРА-М, 2010.
  5. Фишер С.Ф, «Экономика». [Текст] /Дорнбуш Р.И, Шмалензи Р. А / Москва: Дело, 2009.
  6. Монусова Г.А., «Незанятость в России: вынужденная или добровольная?» [Текст] / Г.А. Монусова / М. 2007.
  7. Комарова Е.И, . « Менеджмент социальной работы»  [Текст] / под ред. А.И. Войтенко /. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  8. Волгина Н.А.  «Социальная политика»  [Текст] / под ред. Н.А. Волгина / – М.: Экзамен, 2007.
  9. Холостовой. Е.И. «Технологии социальной работы» [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой /. –М.: Инфра-М, 2009.
  10. www.gazeta.ru
  11. www.lenta.ru
  12. www.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 5 – Распределение численности безработных по возрастным группам         (в процентах к итогу) по России

Приложение А 

 

Безработные - всего

В том числе в возрасте, лет

Средний возраст безработных, лет

 

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего

2008

100

9,2

20,2

12,2

11,8

9,9

9,2

10,5

9,6

5,1

2,4

34,9

2009

100

6,5

21,4

14,5

10,9

9,9

8,9

10,9

9,5

5,4

2,0

35,0

2010

100

6,2

21,3

15,0

11,5

9,3

8,6

10,8

9,9

5,4

2,0

35,1

изменения 2010 г. к 2008г.

 

-3

1,1

2,8

-0,3

-0,6

-0,6

0,3

0,3

0,3

-0,4

0,2

Мужчины

2008

100

9,8

20,6

12,5

12,8

9,3

8,2

9,6

9,4

5,3

2,5

34,5

2009

100

6,3

21,6

14,3

11,2

10,1

8,9

10,7

8,9

6,2

1,9

35,1

2010

100

6,3

21,6

14,9

11,6

9,4

8,3

10,4

9,3

6,2

1,9

35,0

изменения 2010 г. к 2008г.

 

-3,5

1

2,4

-1,2

0,1

0,1

0,8

-0,1

0,9

-0,6

0,5

Женщины

2008

100

8,4

19,8

11,9

10,5

10,6

10,3

11,5

9,9

4,8

2,3

35,4

2009

100

6,9

21,2

14,8

10,6

9,6

8,8

11,3

10,2

4,6

2,1

35,0

2010

100

6,1

20,8

15,0

11,3

9,2

9,1

11,4

10,6

4,3

2,1

53,2

изменения 2010 г. к 2008г.

 

-2,3

1

3,1

0,8

-1,4

-1,2

-0,1

0,7

-0,5

-0,2

17,8

Информация о работе Социальные гарантии и безработица в условиях рынка