Социальные институты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:36, реферат

Описание

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации, среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т. п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Содержание

Признаки и свойства социальных институтов ……………………………. 3-6
Признаки социальных институтов
Функции социальных институтов

Характеристика государства ……………………………………………….. 7-19
Государство, его признаки и функции
Формы государства и правления
Форма государственного устройства
Политико-правовой режим

Особенности политических партий, как института политики …………... 20-22

Работа состоит из  1 файл

1,2,3) Социальные институты и их виды. (3 вопр.)..doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

       Таким образом; очевидно, что только  с помощью изучения латентных  функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

        Латентные функции, следовательно,  являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознавании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государство, его признаки и  функции 

       При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

       Так, древнегреческий философ  Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

       Сущность государства — это  то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в нашей науке господствовал марксистский подход к определению государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. Но после революции 1917 г. в России и Великой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капитализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях верховенства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.   

       Существование государства в  качестве политического института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

       Как структурная организация  государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

       Наконец, если негосударственные  организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

       В современной юридической науке  наиболее распространенным определением  государства является следующее: государство это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

       Любое государство характеризуется  целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки.

       1. Наличие особой публичной власти,  отделенной от общества и не совпадающей с ним.

       2. Государственная власть осуществляется  особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

       3. Территориальная организация власти  и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями, и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному  признаку.   Государственная  власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

       4. Налоги (займы). Ни одно государство  не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

       Вторая группа признаков отличает  государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

       1. Суверенитет   —   полновластие   государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливая и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами.

       Иногда суверенитет того или  иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

       2. Монополия на правотворчество,  подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

       Функциями государства  называются основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества.

       Формирование функций происходит  в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

       Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

       По объекту воздействия функции  государства могут быть разделены  на внутренние и внешние.  Внутренние функции это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

       1) функция охраны законности и  правопорядка, прав и свобод граждан государства;

       2) функция  легализованного   осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

       3) политическая функция (обеспечение  народовластия и государственного суверенитета);

       4) экономическая функция (выработка  экономической   политики,   формирование   государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

       5) социальная функция (создание  системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

       6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

       7) идеологическая функция (пропаганда  определенных идей и ценностей  с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

       Такой набор функций государства  — свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

       Внешние функции это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

       К внешним функциям относятся:

       1) защита страны от внешней  угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);

       2) взаимодействие с другими государствами  и международными   организациями   (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

       Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношении. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

       Охранительные функции это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

       Регулятивные функции это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

       Еще одним основанием классификации  функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

       И наконец, по важности в  общественной жизни функции делятся на основные и не основные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета.

       Государство осуществляет свои  функции в определенных формах. Они делятся на правовые и организационные.

       К правовым формам относятся:

       1) правотворческая форма (разработка  и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

       2) правоисполнительская   форма   (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

       3) правоохранительная   форма   (контроль   и надзор за соблюдением  и исполнением норм, а также  применение принудительных мер  к их нарушителям).

Информация о работе Социальные институты и их виды