Социальные институты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:36, реферат

Описание

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации, среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т. п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Содержание

Признаки и свойства социальных институтов ……………………………. 3-6
Признаки социальных институтов
Функции социальных институтов

Характеристика государства ……………………………………………….. 7-19
Государство, его признаки и функции
Формы государства и правления
Форма государственного устройства
Политико-правовой режим

Особенности политических партий, как института политики …………... 20-22

Работа состоит из  1 файл

1,2,3) Социальные институты и их виды. (3 вопр.)..doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

       Военный режим это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

       Признаками военного режима являются:

       1) переход власти в результате  военного переворота к хунте;

       2) отмена конституции и замена  ее актами военных властей;

       3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена  их военными;

       4) ограничение действия политических  прав и

свобод  человека;

       5) создание при хунте консультативных органов из технократов.

       Нередко военные перевороты происходят  под прогрессивными лозунгами  проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политические партии 

       Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подходов к определению понятия партии.

       В XIX — начале XX в. под партией, как правило, понимали объединение, группу сторонников какой-либо идеологии, добивающихся реализации своих целей посредством политики.

       Марксизм понимает под партией  наиболее активную часть класса или социального слоя, выражающую его политические интересы.

       В политологии XX в. партию определяют как институт политической системы общества. Политическая партия — это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.   Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

       История политических партий  в современном понимании этого  слова начинается с XVIII— XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.

       Первоначально политические партии  создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах. Сейчас партии возникают также в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют:

       1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

       2) функцию социального представительства  — выражение в политической  жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;

       3) функцию социальной интеграции  — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

       4) функцию политического рекрутирования  — подготовка и выдвижение  кадров для различных политических  институтов;

       5) идеологическую —   разработка  партийной идеологии и программы;

       6) электоральную — организация  и участие в избирательных  кампаниях;

       7) набор новых членов в партию  и их политическое воспитание.

       Партия — один из важнейших  институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

       Существует несколько классификаций  политических партий в соответствии с различными критериями:

       1) в зависимости от способа  связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

       2) в зависимости от степени  участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть как легальными (деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещенные государством, действующие подпольно);

       3) по устойчивости существования  политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

       4) по характеру членства политические  партии могут быть открытыми (со свободным членством  представителей  различных  социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

       5) по характеру целей и по  отношению к существующему   общественно-политическому   строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

       6) по месту в политическом спектре  общества партии можно условно  подразделить на левые (выступают  за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (отстаивают неприкосновенность  частной  собственности,  основы буржуазного   порядка,   сильную   государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

       Совокупность всех  существующих и  действующих в стране партий называется партийной системой.

       При авторитарных и тоталитарных  режимах у власти, как правило,  бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо  функционируют под жестким контролем правящей.

       Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

       В Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность.  С  другой стороны,  интересы не всех социальных групп представлены соответствующими партиями.

       В 2001 г. после многолетних дискуссий был принят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте политическая партия рассматривается как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Минимальная численность членов политической партии — 50 тысяч человек (при этом партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ). Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной,  расовой,   национальной  или  религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в государственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).

       Политические партии создаются  свободно, без разрешений органов  государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

       Членами политической партии  могут быть граждане Российской  Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами  политической партии иностранные граждане и лица

без гражданства.

       Важнейшим   фактором   развития   партийной системы Российской  Федерации являются выборы половины  состава депутатов Государственной  Думы и не менее половины членов законодательных органов власти субъектов РФ по пропорциональной системе (по партийным спискам). В конце 2004 г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий ликвидацию одномандатных округов и выборы  всех депутатов Государственной Думы по пропорциональной   системе.   Это   должно   содействовать активизации партийного строительства, укреплению  партийной  системы,  повышению  роли партий в жизни государства и общества, росту эффективности работы партий с населением. 
 
 

Информация о работе Социальные институты и их виды