Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:23, реферат

Описание

Социология организаций в структуре отечественной социологической теории - сравнительно молодая отрасль социологических знаний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и эмпирический материал по изучению различных видов социальных организаций, российские социологи приступили к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………...............3
1.Понятие социального института………...…………………...........................4
2. Семья как социальный институт………………..……………………………..6
3. Образование и наука…………………………………..…………………….…11
4. Религия………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

социология печать.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение……………………………..…………………………………...............3

1.Понятие социального института………...…………………...........................4

2. Семья как социальный институт………………..……………………………..6

3. Образование и наука…………………………………..…………………….…11

4. Религия………………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………..23

Список используемой литературы……………………………………………….24
Введение

Социология организаций в структуре отечественной социологической теории - сравнительно молодая отрасль социологических знаний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и эмпирический материал по изучению различных видов социальных организаций, российские социологи приступили к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.

Актуальность социологического подхода к изучению организаций обусловливается целым рядом причин не только чисто познавательного, но и практического характера. Процесс перехода России к рыночному обществу вызвал необходимость глубоких качественных преобразований во всех сферах общественной жизни, изменений самой социальной структуры общества, в том числе и функционирования его институтов и организаций.
1.Понятие социального института.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum—установление, устройство. Со временем он приобрел два значения—узкофункциональное (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений).

Социологи наделили это понятие новым содержанием. Добавились новые, сугубо социологические детали, но стержень—совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, остался прежним.

Социальных институтов пять:

-институт семьи и брака;

-политические институты;

-экономические институты;

-институты образования;

-институт религии.

Они предназначены удовлетворять важнейшие жизненные потребности: потребности в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний и социализации подрастающего поколения, потребности в решении духовных проблем.

Социальный институт—приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших жизненных потребностей, регулируемое сводом социальных норм.

Одним из первых дал представление о социальных институтах Торстен Веблен в книге «Теория праздного класса» в 1899году. Эволюция общества—это процесс естественного отбора социальных институтов. Человечество училось выживать и  приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт—институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления  людей в определенное русло.

Основные институты есть в каждом обществе—от самого примитивного до самого современного. Социальный институт не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.

Социальный институт кроме того, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры или практики.

Институты—постоянно развивающиеся системы. Институт семьи и брака прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия.

Эволюцию претерпела сфера производства: от охоты и собирательства до производства без непосредственного участия людей.

Выше были названы фундаментальные институты. Но у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так экономические институты не могут обойтись без защиты частной собственности, профессионального подбора, маркетинга, рынка и т.д. Внутри политических институтов мы обнаруживаем институты судопроизводства, адвокатуры, присяжных, президентства и т. д.

Следовательно задачи главных институтов осуществляются через функционирование неглавных, не основных: это социальные частные практики либо обычаи.

У социальных институтов есть функции и дисфункции. Функция--эта та польза, которую он приносит обществу. Дисфункция—вред наносимый обществу. Например, задача института образования, готовить грамотных специалистов. Но если он плохо справляется со своей задачей, и общество не получает настоящих специалистов, то функция превращается в дисфункцию.[1]

Функции и дисфункции бывают явные и латентные, если они не заявляются и скрыты от глаз. К явным функциям школы относятся приобретение знания и аттестата зрелости, подготовка к вузу. Но у нее есть и скрытые функции: приобретение определенного социального  статуса, завязывание прочных дружеских связей.

Функции и дисфункции могут быть явными для одних членов общества и латентной для других. Например одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства.

Латентные функции в то же время отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда. Они показывают, что пользу от социальных институтов можно извлечь гораздо большую, чем об этом заявляется.

 

2. Семья как социальный институт

Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья—это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. ­­

Современный социолог Энтони Гидденс дал боле широкое определение: семья—это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений—ядро семейных отношений образуют кровные родственники. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семь в современных индустриальных обществах. Расширенную семью многие социологи считали, что подорвала индустриализация.  В подтверждении этого Уильям Дж. Гуд приводил ряд  факторов: 1. Люди перемещаются в поисках работы и служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов; 2. Индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровным родственниками, принадлежащими к различным слоям;3. индустриализация замещает кровнородственные группы в решении таких проблем, как обеспечение безопасности, защиты, образования, денежное кредитование соц. институтами; 4.в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивида от членов семьи.

Однако в последние годы многие социологи пришли к выводу, что индустриализация и расширенная семья не являются не совместимыми. Изучая семейную жизнь  текстильных рабочих в Нью-Гемпшире в 21веке, обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей.

По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

По месту проживания различают три вида. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.  Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. Неолокальная модель—молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет муж, а при его отсутствии—старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада—элитарный—власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира.

Люди вступающие  в брак являются представителями разных родовых групп и это оказывает решающее влияние на структуру семьи. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована, в сохранения некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак.

Брак—исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Правильный  выбор супруга регулируется двумя типами матриманиальных норм. Эндогамия—правила, предписывающие заключение брака внутри определеных групп, т.е представителей своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия—правила, требующие заключение брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.  Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест—запрет сексуальных отношений между близкими кровными  родственниками, которые не просто запрещаются—они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой  в мире разнообразнейших моральных принципов.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строится по четырем различным принципам: моногамия—один муж и  одна жена; полигиния—один муж и две или большее число жен; полиандрия—два или более мужей и одна жена; групповой брак—два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ. Полигиния получила широкое распространение в 80% обществ, включенных в выборку,  где мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например у некоторых народов в Индии если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может  найти жену только для старшего сына.

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действи­тельно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жи­телей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии.

Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потреб­ности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно сти­мулируют своих граждан к деторождению. В аграрных общест­вах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Во многих странах считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье.

Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества. Вырастить из детей «правильных» взрослых — насущная потребность общест­ва. Семья выполняет по­среднические функции в процессе социализации, связывая инди­вида с «большим» миром.

По всему миру на семью возлагает­ся ответственность по защите, содержанию и прочему поддер­жанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и посто­янные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, лю­бовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на мно­жество межличностных взаимоотношений, включая отношения с родителями (родитель — ребенок), с братьями и сестрами, с род­ственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками и дедушка­ми); ориентируют его на принадлежность к его основным груп­пам, включая расовую, этническую, религиозную, классовую, на­циональную принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.

Несмотря на то, что в резуль­тате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей ос­новную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Функционалисты делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом. Сторонни­ки теории конфликта рассматривают семью как социальную структуру, в которой одни люди выигрывают за счет других. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщин). Он ут­верждал, что брак исторически был первой формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении другой группы.

Информация о работе Социальные институты