Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:23, реферат
Социология организаций в структуре отечественной социологической теории - сравнительно молодая отрасль социологических знаний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и эмпирический материал по изучению различных видов социальных организаций, российские социологи приступили к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.
Введение……………………………..…………………………………...............3
1.Понятие социального института………...…………………...........................4
2. Семья как социальный институт………………..……………………………..6
3. Образование и наука…………………………………..…………………….…11
4. Религия………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….24
В соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию можно выделить три подтипа сект.
Принятие без сопротивления. Секты, образуемые выходцами из среднего класса, обычно склонны принимать предлагаемый им социальный паттерн без особой критики. Общество благосклонно относится к ним и их ближайшему окружению. Члены секты уверены, что все трудности проистекают от недостатка веры, эгоизма и изоляции, но не от порочной социальной системы. Поэтому их главная идея — уверуйте, найдите себе друзей, объединитесь в группу со своими единомышленниками. Примером секты этого типа может служить Оксфордское движение.
Агрессивное сопротивление. Некоторые секты, члены которых преимущественно принадлежат к низшим классам, концентрируют свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с бедностью и бесправием. Если это секты христианского вероисповедания, то они интерпретируют учение Иисуса Христа в духе этического радикализма. Общество в целом третирует эти секты и воспринимается ими как воплощение зла. Истинная религия, по мнению членов таких сект, должна поставить своей целью социальную реорганизацию.
Эскапизм. Если люди не могут принять существующее вокруг них общество (как секты первого типа) и не надеются реформировать его (как секты второго типа), то обычной психологической реакцией на сложившуюся социальную ситуацию становится обесценивание своей земной жизни, проецирование несбывшихся надежд на загробное существование в супранатуральном мире и объединение в группу со своими единомышленниками. Эти секты реагируют на тяжелые условия жизни низших классов, нищету, социальную несправедливость и бесправие. Они не могут так легко разрушаться и трансформироваться, как секты второго типа; ведь кто в силах доказать верующему, что в другой жизни не исполнятся его надежды и чаяния?
Секта в отличие от церкви — обычно сравнительно небольшая группа. Она характеризуется прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу и государству, стремлением к максимальной изоляции от них и замкнутости. Секты ориентируют своих членов на полное отвержение мирских ценностей.
Мистические движения служат выражением радикального религиозного индивидуализма, призывая следовать в жизни личному примеру Иисуса Христа. Мистическим движениям присуща универсальная веротерпимость, чувство единства всех подлинно верующих независимо от их конфессиональной принадлежности, исповедуемых ими конкретных доктрин и догм.
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.
Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.
Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра.
Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона.
Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.
Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.
Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.
Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.
История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими причинами. Даже в наше время мы становимся свидетелями того, как в Северной Ирландии протестанты и католики убивают друг друга и как то же происходит между евреями и мусульманами в Израиле, между христианами и мусульманами в Боснии.
Религия часто использовалась для оправдания угнетения и жестокости в любых масштабах. С XVII по XVIII в., в период великой инквизиции, на кострах жгли приговоренных к смерти «ведьм». В 1692 г. то же самое творили главы протестантского вероучения в Салеме, штат Массачусетс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Размежеванию социальных сил общества способствует распаду многих исторически сложившихся социальных институтов. За исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а соотношение между этими доходами стремительно увеличивается.
В то время как основная часть населения теряет последние возможности поддерживать прежний уровень жизненного комфорта, появляется сравнительно небольшая состоятельная часть населения, образ жизни которой резко контрастирует с историческими традициями: отдых за границей, покупка дорогого автотранспорта, постройка личных коттеджей в пригороде и т.д.
Наиболее дестабилизирующим фактором для становления новых социальных институтов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок.
Основываясь на вышесказанном, можно отметить три основные тенденции, которым будут подвержены новые и старые социальные институты в XXI веке:
1) Социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) Размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) Процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
Список литературы
1. Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.—Москва. 2005г.
2. Кравченко А.Н. Основы социологии. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга. М.: Логос 1999г.—384 с.
3. Социология. Учебник. Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова.—М.: Гардарики 2000г.—474с.
4. Социология. Тексты лекций / Под. Ред. М.В. Удальцовой.—Новосибирск, НИНХ, 2003г.
5. Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006
6. Харчева В. Основы социологии: Учебник.—М.:Логос, 2000.—302с.
2
[1] Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006-156с.
[2] Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.—Москва. 2005г.-96с.
[3] Социология. Тексты лекций / Под. Ред. М.В. Удальцовой.—Новосибирск, НИНХ, 2003г.