Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:23, реферат

Описание

Социология организаций в структуре отечественной социологической теории - сравнительно молодая отрасль социологических знаний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и эмпирический материал по изучению различных видов социальных организаций, российские социологи приступили к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………...............3
1.Понятие социального института………...…………………...........................4
2. Семья как социальный институт………………..……………………………..6
3. Образование и наука…………………………………..…………………….…11
4. Религия………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

социология печать.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию можно выделить три подтипа сект.

Принятие без сопротивления. Секты, образуемые выходцами из среднего класса, обычно склонны принимать предлагаемый им социальный паттерн без особой критики. Общество благосклонно относится к ним и их бли­жайшему окружению. Члены секты уверены, что все трудности проистекают от недостатка веры, эгоизма и изоляции, но не от порочной социальной системы. Поэтому их главная идея — уве­руйте, найдите себе друзей, объединитесь в группу со своими единомышленниками. Примером секты этого типа может слу­жить Оксфордское движение.

Агрессивное сопротивление. Некоторые секты, члены которых преимущественно принадлежат к низшим клас­сам, концентрируют свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с бедностью и бесправием. Если это секты христиан­ского вероисповедания, то они интерпретируют учение Иисуса Христа в духе этического радикализма. Общество в целом третирует эти секты и воспри­нимается ими как воплощение зла. Истинная религия, по мнению членов таких сект, должна поставить своей целью социальную реорганизацию.

Эскапизм. Если люди не могут принять существующее во­круг них общество (как секты первого типа) и не надеются реформировать его (как секты второго типа), то обычной психо­логической реакцией на сложившуюся социальную ситуацию ста­новится обесценивание своей земной жизни, проецирование не­сбывшихся надежд на загробное существование в супранатуральном мире и объединение в группу со своими единомышленниками. Эти секты реаги­руют на тяжелые условия жизни низших классов, нищету, соци­альную несправедливость и бесправие. Они не могут так легко разрушаться и трансформироваться, как секты второго типа; ведь кто в силах доказать верующему, что в другой жизни не исполнятся его надежды и чаяния?

Секта в отличие от церкви — обычно сравнительно неболь­шая группа. Она характеризуется прежде всего либо индиффе­рентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу и государству, стремлени­ем к максимальной изоляции от них и замкнутости. Секты ориентируют своих членов на полное отвержение мирских ценностей.

Мистические движения служат выражением радикаль­ного религиозного индивидуализма, призывая следовать в жизни личному примеру Иисуса Христа. Мистичес­ким движениям присуща универсальная веротерпимость, чувство единства всех подлинно верующих независимо от их конфессио­нальной принадлежности, исповедуемых ими конкретных док­трин и догм.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следую­щие функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает от­веты на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти отве­ты дают людям ощущение цели.

Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на во­просы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душев­ное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неиз­бежным.

Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разде­ляющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Рели­гиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бра­косочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сооб­ществом людей, желающих молодым добра.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателя­ми и соседями.

Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведе­нием людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религи­озной общине. Примером этого положения являются религиоз­ные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательст­ва. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то явля­лись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона.

Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адап­тироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и веро­учения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.

Охранительная функция. Большинство религий оказывает под­держку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет про­тив сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охра­няет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую на­столько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приво­дящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеис­тов, а также изуверские формы поклонения, связанные с челове­ческими жертвоприношениями и самоистязаниями.

История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими причинами. Даже в наше время мы становимся свидетелями того, как в Северной Ирландии протестанты и католики убивают друг друга и как то же происходит между евреями и мусульманами в Израиле, между христианами и мусульманами в Боснии.

Религия часто использовалась для оправдания угнетения и жестокости в любых масштабах. С XVII по XVIII в., в период великой ин­квизиции, на кострах жгли приговоренных к смерти «ведьм». В 1692 г. то же самое творили главы протестантского вероучения в Салеме, штат Массачусетс.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Размежеванию социальных сил общества способствует распаду многих исторически сложившихся социальных институтов. За исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а соотношение между этими доходами стремительно увеличивается.

В то время как основная часть населения теряет последние возможности поддерживать прежний уровень жизненного комфорта, появляется сравнительно небольшая состоятельная часть населения, образ жизни которой резко контрастирует с историческими традициями: отдых за границей, покупка дорогого автотранспорта, постройка личных коттеджей в пригороде и т.д.

Наиболее дестабилизирующим фактором для становления новых социальных институтов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок.

          Основываясь на вышесказанном, можно отметить три основные тенденции, которым будут подвержены новые и старые социальные институты в XXI веке:

1)     Социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2)     Размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);

3)     Процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.


Список литературы

 

1. Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.—Москва. 2005г.

2. Кравченко А.Н. Основы социологии. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга. М.: Логос 1999г.—384 с.

3. Социология. Учебник. Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова.—М.: Гардарики 2000г.—474с.

4. Социология. Тексты лекций / Под. Ред. М.В. Удальцовой.—Новосибирск, НИНХ, 2003г.  

5. Черняк  Е. М.  Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006

6. Харчева В. Основы социологии: Учебник.—М.:Логос, 2000.—302с.

 

2

 



[1] Черняк  Е. М.  Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006-156с.

[2] Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.—Москва. 2005г.-96с.

 

[3] Социология. Тексты лекций / Под. Ред. М.В. Удальцовой.—Новосибирск, НИНХ, 2003г.  

 


Информация о работе Социальные институты