Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:23, реферат

Описание

Социология организаций в структуре отечественной социологической теории - сравнительно молодая отрасль социологических знаний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и эмпирический материал по изучению различных видов социальных организаций, российские социологи приступили к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………...............3
1.Понятие социального института………...…………………...........................4
2. Семья как социальный институт………………..……………………………..6
3. Образование и наука…………………………………..…………………….…11
4. Религия………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

социология печать.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Социолог Рэндалл Коллинз считает, что исторически мужчи­ны являются «сексуальными агрессорами». Он объясняет доми­нирующее положение мужчин их большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и рожать детей, делающей их более уязвимыми. Мужчины построили общество таким образом, чтобы утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины заявляют свои исключительные сексу­альные права на женщин точно так же, как определяют доступ к экономической собственности. Брак становится социально обу­словленным контрактом на сексуальную собственность.

Современная ситуация в корне иная. Женщины стали потен­циально свободными в выборе сексуальных отношений. Коллинз выдвигает гипотезу, по мере того, как экономические возможности женщин возрастали и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от муж­чин, у них появилась возможность стать и сексуально независи­мыми. Теперь сексуальные «контракты» стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд и социо­лог Георг Зиммель применили к проблемам семьи конфликтологический подход. Они утверждали, что близкие взаимоотношения неизбежно включают в себя не только любовь, но и противобор­ство. Семья строится на основе диалектики двух противоборствующих потребностей: соперничества за неза­висимость, власть и привилегии и одновременно соучастия в судьбе друг друга.

 

3.Образование и наука

 

Обучение является фунда­ментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индиви­ду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способ­ностях, являющееся следствием опыта. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социо­логи называют образованием.

Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учите­ля, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим стату­сам роли.[2]

Школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченно­го круга руководящей и профессиональной деятельности. Одна­ко в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средст­вом, с помощью которого члены общества получали элементар­ные знания по чтению, письму и арифметике.

Школы имеют существенное функ­циональное значение для выживания и сохранения современных обществ.Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осу­ществляется в них тем же «естественным» путем, каким родите­ли обучают детей ходить или говорить.

Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспиты­вать детей по собственному подобию. Очень часто навыки роди­телей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автомати­чески и «естественно», для этого требуется специальная образо­вательная структура.

Представители функционализма счита­ют, что система образования предназначена для усвоения прева­лирующих в обществе ценностей и формирования единого нацио­нального сознания. Учащиеся узнают, что значит принадлежать к той или иной нации, грамотно владеть родным языком, иметь общее наследие и действовать в соответствии с установленными стандартами и правилами. Деятельность школ направлена также на то, чтобы интегрировать бедных и малоимущих в структуру господ­ствующих институтов. Конфликтологи считают, что образовательная деятельность, преследующая эти цели, служит интересам элитных классов и групп.

Все общества придают индивидам независимо от их ка­честв и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современ­ные общества должны производить отбор молодежи для долж­ностей и профессий, требующих особых талантов. Институт об­разования, как правило, выполняет эту функцию, выступая по­средником в отборе индивидов для определенных типов профес­сиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяю­щих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице. Но конфликтологи оспаривают это утверждение и по­лагают, что школы служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные» удостоверения, могли гарантирован­но получить лучшие места. Они рассматривают школы как посредников, воспро­изводящих и легитимизирующих существующий социальный по­рядок и, таким образом, действующих во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.

С точки зрения конфликтологов в школах существует скрытый процесс обучения; он состоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с представлениями доминирующих институтов. Учителя форми­руют и поощряют качества, воплощающие нормы среднего клас­са, — трудолюбие, ответственность, добросовестность, надеж­ность, прилежность, самоконтроль, эффективность. Дети учатся быть спокойными, пунктуальными, терпеливыми, уважительными к учителям, восприимчивыми к требованиям группы. 

Конфликтологи согласны с функционалис­тами в том, что школы выступают в роли посредников для привлечения меньшинств и людей, находящихся на нижних сту­пенях общества, в доминирующую культуру. Однако они не видят в этой функции ничего позитивного. Социолог Рэндалл Коллинз утверждает, что система образования служит интере­сам господствующей группы, снижая напряженность, создавае­мую малыми этническими группами. Обязательное обуче­ние стирает этнические различия и передает национальным меньшинствам и людям, находящимся на нижних ступенях со­циальной иерархии, ценности и образ жизни господствующей группы.

Коллинз скептически относится к утверж­дению функционалистов, что школы выполняют роль эскалато­ров. Он показывает, что школьникам явно недостает технических знаний и большую их часть они приобретают на рабочем месте. Хотя для многих профессиональных занятий требуется дополни­тельное образование, Коллинз считает, что это объясняется не техническими требованиями данной работы. Уровень квалифика­ции, необходимый машинисткам, секретарям, продавцам, учите­лям, рабочим на конвейере и многим другим, не намного отлича­ется от того, который существовал в предыдущем поколении. Коллинз называет эти тенденции креденциализмом — явлением, когда работник должен иметь диплом или удостоверение ради него самого, а не для того, чтобы подтвердить навыки и умения, необходимые для выполнения конкретной работы.

Если когда-то университетский диплом давал человеку эли­тарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего клас­са с соответствующей ему оплатой труда. Несмотря на то что население становится образованнее, относительное по­ложение различных групп в системе стратификации практически не меняется.

 

4. Религия

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое со­циальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное — это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мир­ское (профанное) — это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер.

Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувст­вах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Социолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.

Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных об­ществах. Он включал в себя понятие маны — неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в при­роде. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчело­веческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Духов любят, наказы­вают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут счи­таться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.

Теизм — вера в могущественных богов, которые, как предполага­ется, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам — это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные пи­сания. Древнегреческая религия и индуизм— это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.

Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на пер­вом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совер­шенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма.

Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах. Приверженцы такого подхода отвергают все теологические пред­ставления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и сейчас. Рай рассматривается как идеальное общество на Земле, а ад — как мир, в котором царят войны, болезни и невежество. Душа — это человеческая личность, а бессмертие — дела, про­должающие существовать после смерти.

С точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными отношениями. С одной стороны, религиозные ин­ституты обычно функционируют в обществе как гармонизирую­щий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сооб­щающий ей критический потенциал.

Исходя из того что религиозная организация выполняет в обществе разнообразные и порой противоположные функции, исследователи религии стремились разработать типологию рели­гиозных организаций в их отношении к государству и обществу. Приведем один из вариантов такой типологии, предложенный современным социологом Дж. М. Ингером.

Универсальная церковь — религиозная структура, в какой-то мере способствующая интеграции общества и в то же время посредством содержащихся в ней верований и представлений удовлетворяющая большинство личностных запросов индивидов на всех социальных уровнях. Она охватывает всех членов общества и в ней существует тесная взаимосвязь между двумя основными функциями религии. Католическая церковь XIII в., возможно, являет собой самый адекватный пример универсальной церкви в истории западной цивилизации. Система ее верова­ний и ритуалов удовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно интегрированную структуру и помогая ее сохранять.

Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia — церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Установившиеся национальные церкви тяготеют к экклесиастическому типу, хотя и в весьма различной степени — в зависи­мости от того, насколько им присущи элементы сектантства. Для наглядности можно сравнить современные национальные церкви скандинавских стран, развивающиеся в направлении универсали­зации.

Деноминация. Этот тип религиозной организации ограничен классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не со­вершенной гармонии с секулярной властной структурой. Церковь «чистого» типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классо­вые уровни.

Устойчивая секта — небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковью религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчеза­ет, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способнос­тью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Профессиональные религиозные лидеры появ­ляются тогда, когда снижается энтузиазм первого поколения сектантов, определявший демократизм движения. [3]

Лидерство существенным образом влияет на направленность религиозного движения. На нее влияет уже сам подбор членов в различных сектах. Люди, веря­щие в то, что главная проблема заключается в реформе общест­ва, вступают, как правило, в секты, ориентированные на этичес­кий протест. Тех, кто остро ощущает бремя индивидуальных сомнений и страданий, больше привлекают секты, делающие упор на возрождение личности. Подбор членов секты в свою очередь определяет развитие Доктрины.

Информация о работе Социальные институты