Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:58, реферат

Описание

История появления и развития социальных институтов - это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические институты, в первую очередь Коммунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и определение социального института.
3. Типология и характеристика социального института.
4. Функции социального института: явные и латентные.
5. Дисфункции социального института.
6. Основные институты общества: структурные элементы.
7. Социальные институты политики.
8. Социальные институты экономики.
9. Социальные институты образования и науки.
10. Социальные институты религии.
11. Социальные институты семьи.
12. Искусство как институт культуры.
13. Заключение.
14. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

соц институты.docx

— 40.39 Кб (Скачать документ)

Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и  порой даже препятствуют им. Это  является доказательством того, что  у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют  потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление  можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные  функции развиты в очень большой  степени.

Функции, выполняемые социальными  институтами, очень многообразны. Рассмотрим одну  интересную классификацию социальных функций, данную представителями институциональной школы в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.). Они выделяли четыре основные функции, выполняемые социальными институтами.

1. Воспроизводство членов общества. Семья является главным социальным институтом, выполняющим эту функцию, отчасти к ней причастны и другие институты (государство).

2. Социализация - передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и т.п.).

3. Производство и распределение (органы власти - экономическо-социальные институты управления и контроля).

4. Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, определяющие и регулирующие типы поведения (административные решения, моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.).

По мнению Я.Щепаньского социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

- создают возможность  индивидам удовлетворить различные  свои потребности;

- регулируют действие  индивидов в рамках социальных  отношений, то есть обеспечивают  выполнение желаемых действий  и осуществляют наказание за  совершение нежелательных действий;

- определяют и поддерживают  общественный строй своей системой  социальных регуляторов и осуществляют  воспроизводство безличных общественных  функций (то есть такие функции,  которые выполняются всегда одним  и тем же способом, независимо  от личных черт и интересов  человечества);

- производят интеграцию  стремлений, действий и отношений  индивидов и обеспечивают внутреннюю  сплоченность общности.

К тому же не следует забывать, что один институт может (чаще всего  так и бывает) выполнять одновременно несколько функций:

- различные институты  могут выполнять общие функции;

- у института на разных  ступенях развития общества могут  отпадать одни и возникать  новые функции, или значение  одной и той же функции может  со временем или возрастать, или  уменьшаться;

- один и тот же институт  в разных общественно-экономических  формациях может выполнять разные  функции.

В своей работе "Элементарные понятия социологии" (Новосибирск, 1967) Я.Щепаньскийотметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий:

1. От четкого определения  цели, задач и объема функций  социального института.

2. От рационального разделения  труда и его рациональной организации  внутри социального института.

3. От степени деперсонализации  деятельности и объективизации  функций, выполняемых отдельными  лицами.

4. От признания престижа, которым обладает социальный  институт в глазах групп, общностей  или общества.

5. От бесконфликтного  включения социального института  в глобальную систему институтов, т.е. в общество.

Нарушение этих условий, порой  даже одного, ведет к тому, что  деятельность института приобретает дисфункциональный характер, т.е. нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института - удовлетворение конкретных общественных потребностей. 

Дисфункции социальных институтов

Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты  и различия. Если деятельность социального  института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное. Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к дезорганизации общества вплоть до его разрушения. Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности всего социального института.

Внешне явления дисфункции могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных  недостатках и т. д. С содержательной точки зрения (что гораздо более  важно) недостатки выражаются в неясности  целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института,

неопределенности функций, падении социального престижа и  авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру  социальных потребностей ведет к  снижению значения его служебной  роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций  в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию  формального статуса социального  института для корыстного злоупотребления (коррупция). 

Основные институты  общества: структурные элементы

Каждый социальный институт по своей природе характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими  достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение  желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. 

 

Функции и структурные  элементы основных институтов общества  

 

Социальные институты  политики

Политические институтыосуществляют реализацию политической власти, чья необходимость определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны; естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Такие ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые анархией, дезинтеграцией социальных систем. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими. Государство как полит. институт представляет собой институционализированную политическую власть. Легитимность как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционнаявласть опирается на всеобщую убежденность в нерушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий.Харизматическаявласть опирается на господствующую веру в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм; основа такой власти проявляется в проекции на него образа бесспорного лидера, которому подчиняются с  добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональныйхарактер власти опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права госорганов на осуществление власти. Политич. власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либодиффузной. Господство единоличного правителя, олигархия, и господство немногих привилегированных лиц, и демократия, т. е власть народа.

Экономические институты

Могут рассматриваться как  разновидность социальных институтов, поскольку их характеризует система  соответствующих социальных, правовых, морально-этических (подчас религиозных) норм, относительно устойчивая совокупность целесообразно ориентированных  стереотипов поведения, подкрепляемых  соответствующими ожиданиями и системой санкций. В нормативную структуру экономических институтов входит система норм, отражающих отношения собственности, доминирующий тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также те или иные социальные ценности, морально-этические стандарты (например, нормы протестантской

этики) и нормативы поведения  в сфере экономики («честное купеческое слово»). К числу социальных институтов в экономике относится:

- институт собственности,

- система торговли и  распределения,

- финансовая система,

- система страхования

- и другие виды систематизированной  экономической активности. 

Социальные институты  образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов.  Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.   В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.  

Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах.  Именно от развития таких наук во многом зависит общественное мировоззрение, его идеалы, его нравственный, моральный облик. Великие события в этой сфере часто предвещают, ведут к решающим социальным сдвигам (философия Просвещения). Естественные науки открывают законы природы, науки гуманитарного цикла стремятся познать смысл человеческого существования, природу и характер общественного развития, во многом определяют общественное самосознание, вносят вклад в самоидентификацию народа — осознание своего места вистории и в современной цивилизации. Специфическая цель науки — познание законов объективной действительности для удовлетворения общественной практики. Данная цель тесно связана с кругом функций, направленных на превращение науки в непосредственную производительную силу, орудие научного руководства всеми социальными явлениями. Разработаны права и обязанности определенных лиц в зависимости от роли, выполняемой в рамках данного института (академик, член-корреспондент, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант и т.д.). Учреждения науки — это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают — техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами являются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи, кимограммы и т.п.), а идеальными — логика и методология научного познания. Санкции, система поощрения, средства и способы контроля в науке разрабатываются в зависимости от уровня развития общества (ученые звания, зашита авторских прав, борьба с плагиатом и т.п.). 

Социальные институты  религии

Религия представляет собой  общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного. С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал.Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования:появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Социальная функция  религии. Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Особое значение в условиях России, где религиозные верования воплощены в различных конфессиях, приобретают те черты подобных верований, в которых терпимость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функцию духовно-созидательного начала в общественном развитии России как многоконфессиональной страны.  В двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована. Во-первых, путемподчинения религии государству, превращения религии в зависимый придаток государства, так как потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией   своего священного, независящего от земных структур характера. Во-вторых, путем поглощения религией государства обретения религией официального гос. статуса в качестве единой и обязательной формы верования, так как потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. Правовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий в целях придания им формального порядка и определенности. Но содержание подобного порядка, определение того, что считать правильным и справедливым, а что несправедливым, преступным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести только извне. Таким источником могут служить также и нравственно-этические принципы религии. 

Информация о работе Социальные институты