Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:58, реферат

Описание

История появления и развития социальных институтов - это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические институты, в первую очередь Коммунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и определение социального института.
3. Типология и характеристика социального института.
4. Функции социального института: явные и латентные.
5. Дисфункции социального института.
6. Основные институты общества: структурные элементы.
7. Социальные институты политики.
8. Социальные институты экономики.
9. Социальные институты образования и науки.
10. Социальные институты религии.
11. Социальные институты семьи.
12. Искусство как институт культуры.
13. Заключение.
14. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

соц институты.docx

— 40.39 Кб (Скачать документ)

Социальные институты  семьи

Вобществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт  человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций.   Специфично то, что реализация этих общественно-значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление.  Семья исполняет роль посредника между индивидом и обществом. Семья помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность. Такова важнейшая социальная функция семьи.    Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет

- репродуктивную;

- воспитательную;

- хозяйственно-бытовую;

- экономическую;

- сферу первичного социального  контроля;

- сферу духовного общения,  социально-статусную;

- досуговую;

- эмоциональную и сексуальную  функции. 

Искусство как  институт культуры

Искусство – это всегда творческое восприятие, позволяющее  изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного  состояния, социальной ситуации. Воздействие  искусства не зависит от социального  статуса или образования. Демократичное  и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир  чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя искусства. 

Искусство как социальный институт выполняет следующие функции:

  • коммуникативную – основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство;
  • практическую – связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности. Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном, синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях,  течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов;
  • релаксационную – отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие. под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения;
  • компенсаторную – отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном;
  • гедонистическую – состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении;
  • гармонизирующую – предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке.

 

 Заключение

Социальный институт предстает  перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные  потребности общества, обладающей решительной  силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры  приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.

Социальный институт –  это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и  регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию  сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно  находится в изменении и самообновлении.

Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции  путём создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал  культурного творчества, и таким  образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы:

  1. З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов Общая социология: Учебное пособие / Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.
  2. Немировский В. Г.  Социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.
  3. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Образовательный стандарт XXI).
  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 624 с. – (Высшее образование).
  5. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М., 2008. – 384 с.
  6. Матецкая А.В. Социология культуры: Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии. - Ростов, 2006. - 260 с.
  7. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с.
  8. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
  9. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 244 с.
  10. Словарь-справочник по социальной геронтологии. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 208 с.
  11. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова М., 1995 – 227 с.
  12. Общая социология: Хрестоматия. Изд-во «Высшая школа». 2006 г. - 783 с.

 

 


Информация о работе Социальные институты