Социальные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:48, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социальных прав в России, определения их соответствия мировым стандартам, а так же степень их реализации в действительности.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1) Выяснить, какие существуют общемировые стандарты и международные организации в области социальной защиты.

2) Определить важнейшие ориентиры становления социального государства в России.

3) Рассмотреть основные социальные права в России.

4) Определить степень реализации социальных прав в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России….6-16

1.1. Россия и Европейская социальная хартия……………………….6-9

1.2. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России…………………………………………… 9-16

Глава II. Социальные права граждан в России………………………………17-32

2.1. Трудовые права и свободы…………………………………….…17-22

2.2. Основные права и гарантии в современном обществе…………22-32

Заключение …………………… …………………………………………….…33-35

Литература ……………………………………………………………….……..35-37

Приложение………………………………………… …………………………38-40

Работа состоит из  1 файл

Социальные права граждан.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)
 

Реферат

Социальные  права граждан 
 

                                        

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3-5

 Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России….6-16

             1.1. Россия и Европейская социальная хартия……………………….6-9

             1.2. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России…………………………………………… 9-16

 Глава  II. Социальные права граждан в  России………………………………17-32

             2.1. Трудовые права и свободы…………………………………….…17-22

             2.2. Основные права и гарантии  в современном обществе…………22-32

Заключение  …………………… …………………………………………….…33-35

Литература ……………………………………………………………….……..35-37

Приложение…………………………………………  …………………………38-40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Россия  переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское  общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

    Современное конституционное право - это отрасль права*, которая закрепляет основные принципы* демократии* и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории.

    Едва  ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы* человека в области социально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством.

    Экономические, социальные и культурные права и  свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция  РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

    По  своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства* только общую обязанность проводить политику* содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Значительный вклад в изучение социальных прав внесли следующие исследователи: Голенко Е.Н.1, Зенков В.М.2, Каменецкий В.А.3, Никонов Д.А. 4, Сен  А. 5, Сырых В.М., Трубецкой Е.Н.  6.

    Целью данной работы является рассмотрение социальных прав в России, определения  их соответствия мировым стандартам, а так же степень их реализации в действительности.

    Для реализации цели определены следующие  задачи:

    1) Выяснить, какие существуют общемировые стандарты и международные организации в области социальной защиты.

    2) Определить важнейшие ориентиры становления социального государства в России.

    3) Рассмотреть основные социальные права в России.

    4) Определить степень реализации  социальных прав в России.

       Объектом данной работы является само состояние социальных прав в России, а предметом выступает нормативно-правовая база в этой сфере (российская и международная).

      В данном реферате были использованы  следующие научные методы: изучение  законодательства, которое позволило  определить основные права и  свободы граждан; анализ действительной ситуации в области социальных прав путем обращения к статистике.

        Данный реферат состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, литературы и приложения. В первой главе идет речь о международных стандартах в области социальных прав и свобод, а так же важнейшие ориентиры становления социального государства в России. Во второй главе рассматриваются существующие основные социальные права в России.

       Научная новизна данной работы  заключается в том, что проведена систематизация основных социальных прав, приведены международные стандарты в области социальных прав. Данная работа может служить в качестве методического приложения для студентов и преподавателей факультетов социальной работы и психологии, а так же для людей, интересующихся данным материалом.

       

      
 
 
 

Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России. 

1.1. Россия и Европейская  социальная хартия. 

    Российское общество переживает  нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах* общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ*, создания законодательства, отвечающего новым социально-экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

Взяв  курс на интеграцию в мировое экономическое  сообщество, наша страна неизбежно должна в своем развитии учитывать сложившиеся международные стандарты, использовать богатый опыт зарубежных стран. Большую роль в этом процессе играют международные организации, которые в своей деятельности вырабатывают нормы и рекомендации, применимые, как правило, в совершенно разных условиях с учетом национальных особенностей каждой конкретной страны.

    Одной из наиболее авторитетных  международных организаций, деятельность которых направлена на содействие экономическому, социальному и культурному развитию государств-участников, является Совет Европы. Он основан после Второй мировой войны 5 мая 1949 г. Наиболее важными документами Совета Европы в сфере обеспечения прав человека считаются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейская социальная хартия 1961 г.

     Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод  является преимущественно инструментом  защиты гражданских и политических прав, в то время как Европейская социальная хартия посвящена формулированию и защите прав социальных. Эти два документа создают на европейском уровне неразрывный комплекс* международно-правовой защиты прав человека подобно тому, как на уровне Организации Объединенных Наций права, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948г., защищены заключенными в 1966 году двумя раздельными международными договорами о защите основных прав личности: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

      Еще до вступления в Совет  Европы, Россия, постановлением Государственной Думы от 24 июня 1994 г. № 149-1 ГД. провозгласила обеспечение стандартов в области прав человека, установленных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться в рамках своих конституционных полномочий все органы государственной власти Российской Федерации.

      Европейская социальная хартия  была принята Советом Европы 18 октября 1961 года. Она нацелена на обеспечение гарантий реального осуществления таких фундаментальных социальных прав, как право на труд, право на профессиональную подготовку, право на справедливые условия труда, свободу* профессиональных объединений, право на заключение Коллективного договора, право работников на информацию, на участие в управлении предприятием; права детей, права подростков, трудящихся женщин, права матери и семьи, права инвалидов и лиц преклонного возраста, а также права рабочих-мигрантов и их семей на защиту; право на бесплатную медицинскую помощь и право на социальное обеспечение.

    С учетом развития трудового  права и социальной политики за прошедшее с 1961 г. время Советом Европы к 1996 году подготовлена новая редакция Европейской социальной Хартии. В соответствии с изменившимися за 35 лет жизненными стандартами расширен круг социальных прав, охраняемых Хартией, повышен по сравнению с Хартией 1961 г. уровень ряда гарантий*. Изменена редакция девяти статей, введены восемь дополнительных статей, расширяющих защищаемые Хартией права.

       Пересмотренная Европейская социальная  хартия была одобрена Комитетом  министров 3 апреля 1996 года и открыта к подписанию 3 мая 1996 года. По состоянию на январь 1997 года пересмотренная Хартия подписана девятью государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Португалией и Швецией. Пересмотренная Хартия вступит в силу после ратификации ее хотя бы тремя государствами, что ожидалось в 1998 году.

     Присоединение России к Европейской  социальной хартии может внести  неоценимый вклад в проведение  социальных реформ, начало которых  объявлено президентом и правительством нашей страны. Важно при этом ориентироваться на высокие международные стандарты, вошедшие в новую редакцию Хартии, и в полной мере использовать обобщенный опыт европейских государств, которые, безусловно, лидируют в сфере защиты социальных прав человека. К такому выводу пришли также участники организованной Советом Европы и МИД России конференции "Россия и Европейская социальная хартия: задачи и перспективы" (Москва, 25—26 ноября 1997 года). Они были единодушны во мнении, что Россия не только может, но и должна присоединиться именно к пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 года.

      При изучении вопроса о возможности  ратификации пересмотренной Европейской социальной хартии следует иметь в виду, что в отличие от многих международных договоров Хартия может быть ратифицирована по частям, с учетом правил, установленных в части III Хартии (статья А, параграф 1). Таких правил три:

1) каждая  из сторон обязуется рассматривать  часть I Хартии, содержащую перечень защищаемых прав и принципов, как декларацию целей, к достижению которых она будет стремиться;

2) каждая  сторона должна быть связанной,  по крайней мере, шестью из следующих девяти статей части II Хартии, а именно ст.ст. 1, 5, 6. 7, 12, 13, 16, 19 и 20. Эти статьи называют обычно основными или наиболее важными статьями Хартии; в дополнение к указанным выше статьям каждая сторона должна взять на себя обязательства по соблюдению других статей и параграфов части II Хартии, которые она изберет при условии, что общее число статей и пронумерованных параграфов, с которыми сторона считает себя связанной, не может быть меньше соответственно 16 и 637.

     Из сказанного видно, что государствам-участникам  предоставляются широкие возможности для самостоятельного выбора принимаемых на себя обязательств. Причем в дальнейшем государство-участник может расширять свои обязательства по Хартии.

Информация о работе Социальные права граждан