Социальные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:48, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социальных прав в России, определения их соответствия мировым стандартам, а так же степень их реализации в действительности.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1) Выяснить, какие существуют общемировые стандарты и международные организации в области социальной защиты.

2) Определить важнейшие ориентиры становления социального государства в России.

3) Рассмотреть основные социальные права в России.

4) Определить степень реализации социальных прав в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России….6-16

1.1. Россия и Европейская социальная хартия……………………….6-9

1.2. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России…………………………………………… 9-16

Глава II. Социальные права граждан в России………………………………17-32

2.1. Трудовые права и свободы…………………………………….…17-22

2.2. Основные права и гарантии в современном обществе…………22-32

Заключение …………………… …………………………………………….…33-35

Литература ……………………………………………………………….……..35-37

Приложение………………………………………… …………………………38-40

Работа состоит из  1 файл

Социальные права граждан.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, очевидно, что первым  этапом изучения проблем,  связанных  с присоединением России к  Европейской социальной хартии  в редакции 1996 г., должен стать  анализ соответствия российского законодательства и правоприменительной практики в  социальной сфере* стандартам, закрепленным в основных статьях Хартии, то есть в статьях 1, 5, 6, 7, 12, 13, 16, 19, 20.

      Следует заметить, что для первого  этапа исследования авторы ограничились уровнем федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства России. Не принимались во внимание многочисленные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти и законодательства субъектов Российской Федерации.

        В России строится социальное государство. Для этого необходимы определенные стандарты социальных гарантий. В связи с этим Россия взяла курс на принятие Европейской хартии, как важнейшего стандарта социальных прав и гарантий. Этот документ формирует высокие стандарты социальных прав и гарантий в государстве, что обеспечит высокий уровень жизни граждан.  
 

1.2. Социальные права  граждан – важнейший  ориентир становления  социального государства в России 

    Права человека представляют  собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Социальные права представляют собой совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признанные международным сообществом в качестве оптимальных с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. В их современной систематизированной форме эти неотчуждаемые права каждого человека были выражены впервые в 1776 году в американской "Декларации независимости" и в 1789 году во французской "Декларации прав человека и гражданина".

      В этих классических формулировках  они приобрели всеобщие признание  и разделяются в качестве концептуальной  системы правовой мысли мировым  сообществом.

       Как основание гражданских свобод, неотчуждаемым правам человека и гражданина присущи три неизменных характеристики, в частности, они: не зависят от типа государственного устройства и обладают в известном смысле "экстерриториальным" свойством распространения в большинстве стран мирового сообщества; наделяют граждан полномочиями главного субъекта правоотношений в управлении страной, то есть обеспечивая для них возможность активного участия в жизни общества и государства, превращая тем самым (в идеале) всякое управление в самоуправление; расширяют сферу своего действия, дополняя к традиционным видам новые: например, в последнее столетие существенно расширился массив "основных социальных прав", что требует от государственной власти серьезных усилий по их реализации в практической жизни.                                 

      Сформировавшиеся представления  об естественных социальных правах  человека, основанные на идеях  равенства, свободы, справедливости  и солидарности, способствуют распространению  всеобщего убеждения в самоценности  человеческой личности и в наличии неотчуждаемых, присущих каждому человеку естественных прав. Всеобщая декларация прав человека гласит: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам".

К важнейшим социальным правам относятся:

  • право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд;
  • право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства;
  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь.
 

     Таким образом, категория “социальное  государство” может рассматриваться с позиции права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и реальные его признаки, раскрывающиеся в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых государством базовых гарантий жизнедеятельности населения. Другими словами государство является социальным при соблюдении ряда условий:

  • если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;
  • если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения;
  • если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.
 

     Правовую основу социального  государства составляют внутригосударственные  и международно-правовые акты, провозглашающие  и гарантирующие социально-экономические, культурные, жилищные и другие права. Так, перечень прав и законных интересов граждан закреплен в статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение состоит в признании, гарантировании и обеспечении реализации конституционных прав граждан на жилище, охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, свободу научного и иного творчества, на пользование достижениями культуры.  При этом, приоритет прав человека означает признание человека высшей ценностью в обществе. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения8. Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков наличия развитого гражданского общества, правового и социального государства.

       Конкретизация конституционных прав и гарантий находит свое воплощение в отраслевом социальном и жилищном законодательстве, а также постепенное развитие в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, например, в регулировании минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, минимальных гарантиях медицинской и социальной помощи и т.д.

     В системе механизмов, обеспечивающих  права человека, важной мерой  является активное участие общественности  и граждан в решении вопросов социального характера. Роль публичных институтов гражданского общества в обсуждении проектов законов, бюджетов всех уровней, в определении набора и уровня социальных услуг необходимо повышать.  В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Так, согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      Эффективная их реализация является  одним из основных признаков  правового и социального государства,  а также наличия гражданского  общества. В правовом государстве применяются механизмы повышающие ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает практическое применение только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан. Например, в качестве соответствующих базовых конституционных положений является правовая норма, в соответствии с которой властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Создавая систему социального права, гражданское общество должно учитывать существующий уровень правосознания населения и на этой основе определять социальную политику как по целям, так и по механизмам. Социальное законодательство как база прав человека основывается на конституционных нормах и на международно-правовых актах, принимаемых и действующих в социальной сфере. Признание важности этой сферы в национально-государственном и международном плане во многом связано с концепцией прав человека, которая разработана в ХIХ в. и нашла широкое применение с середины ХХ в. при рассмотрении степени правовой "цивилизованности" той или иной страны.  За последние 50 лет в рамках ООН и ее специализированных организаций, Совета Европы, ОБСЕ и СНГ принят ряд значимых международных актов и в частности пактов о социальных и экономических правах.

     В качестве примера таких актов  можно привести Европейскую социальную  хартию, принятую Советом Европы  в 1996 году, уточненную (пересмотренную) в 1996 году и вступившую в силу в 1999 году.9 Следует отметить, что в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено правило, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российского законодательства.  Европейская Социальная хартия провозглашает общие цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан, которые можно классифицировать по следующим группам: 10 труд и коллективные договоры (свободный труд, справедливые условия труда, вознаграждения); социальное обслуживание (социальная и медицинская помощь, услуги со стороны социальных служб); права на объединения; обеспечение доступа в высшему образованию, профессиональная подготовка; семейные отношения.

    Присоединение России к Хартии, а также ратификация важнейших  конвенций Международной организации  труда является важным и положительным  шагом в становлении России  как социального государства.

        Федеральные институты, обеспечивающие защиту прав и свобод человека:

  -Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный  способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 
развитию международного сотрудничества в области прав человека; 
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

          - Генеральная прокуратура Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;  
   уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

         -Верховный Суд РФ. Наиболее радикальным и действенным способом разрешения спорных вопросов, относящихся к сфере уголовного, гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, является обращение в городской или районный суд. В случае несогласия с решением суда или допущенными там нарушениями, можно обратиться в Верховный суд. В отделе приема граждан Верховного Суда РФ сотрудники аппарата Суда принимают заявления и жалобы, дают разъяснения по вопросам, возникающим в связи с рассмотрением в Верховном Суда РФ жалоб и дел по 1 инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Кроме того, принимаются жалобы, адресованные в Высшую Квалификационную Коллегию Судей РФ.    

         -Конституционный Суд. Нарушение Конституции рассматриваются в Конституционном Суде. Основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации; изложены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года

       -Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Планы, программы, медицинская наука, правовые документы, пресс-релизы Министерства, план выставок.

       -Министерство юстиции

       -Министерство внутренних дел РФ. Занимается охраной правопорядка и борьбой с преступностью.

      -Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

      -Комиссия при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий.                                                              

        Для реализации социальной политики  существуют федеральные институты  защиты прав граждан.  Социальные права граждан, как важнейший ориентир становления социального государства в России, закреплены в российском законодательстве. Таким образом, подтверждается суждение из Конституции РФ (ст. 1) о том, что человек является высшей ценностью в государстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Социальные права в России

       2.1. Трудовые права и свободы 

    Труд  – высший вид человеческой деятельности. Данная категория - это трудовые права и свободы. Она включает: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых.

Информация о работе Социальные права граждан