Социальные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:48, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социальных прав в России, определения их соответствия мировым стандартам, а так же степень их реализации в действительности.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1) Выяснить, какие существуют общемировые стандарты и международные организации в области социальной защиты.

2) Определить важнейшие ориентиры становления социального государства в России.

3) Рассмотреть основные социальные права в России.

4) Определить степень реализации социальных прав в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России….6-16

1.1. Россия и Европейская социальная хартия……………………….6-9

1.2. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России…………………………………………… 9-16

Глава II. Социальные права граждан в России………………………………17-32

2.1. Трудовые права и свободы…………………………………….…17-22

2.2. Основные права и гарантии в современном обществе…………22-32

Заключение …………………… …………………………………………….…33-35

Литература ……………………………………………………………….……..35-37

Приложение………………………………………… …………………………38-40

Работа состоит из  1 файл

Социальные права граждан.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

    С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться равноправно как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят Гражданский кодекс.

    Эта группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расширило сферу действия авторского права.  Авторское право на результаты своего труда признается автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора.

    Согласно  ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д.

    Если  в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности  каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

    Таким образом, социальные права служат для обеспечения достойного уровня жизни населения. Они закрепленные в Конституции РФ и других нормативных актах. Эти права подтверждаются и охраняются государством. Социальные права и гарантии обеспечивают достойную жизнь человека, предоставляя ему минимальный уровень необходимых условий для существования. Тем самым обеспечивается общий и одинаковый уровень доступности к разным видам деятельности и прав. Гарантируется минимальный уровень жизни людей. Однако на практике государство не выполняет всех взятых на себя обязательств. Для решения этих вопросов необходима выработка стратегии совместных действий неправительственных организаций, занимающихся социальными и экономическими правами, и профсоюзов в сфере просвещения, мониторинга нарушений прав, составления аналитических докладов с рекомендациями по изменению ситуации, продвижению законодательных инициатив и развитию эффективных механизмов общественного и государственного контроля за применением законодательства и обеспечением социальных и экономических прав. 
 
 

Заключение 

    В социальных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов погибнет.

       Российское национальное законодательство  в большой степени отражает  приоритеты и гарантии, заложенные  в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах Пересмотренной Европейской Социальной Хартии в области обеспечения социальных и экономических прав, однако, в реальности по экономическим и политическим причинам эти права не обеспечиваются и не соблюдаются в полной мере. Процесс интеграции международных стандартов в области социальных и экономических прав в России не поддерживается введением реальных гарантий применения этих стандартов. Информированность населения, судей, юристов и государственных должностных лиц о международных правовых документах, уже ратифицированных Россией в этой области чрезвычайно низкая.

       Правительство недостаточно предпринимает  эффективных усилий по устранению  несоответствий как между международными  нормами и внутренним законодательством, так и между российским законодательством и правоприменительной практикой.

     В Российской Федерации законодательно  закреплены следующие основные  социальные права и свободы:  трудовые права и свободы; защита  материнства, детства и семьи;  право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни. Однако общий кризис судебной системы повлиял на снижение эффективности защиты социальных и экономических прав, особенно на этапе исполнения и обеспечения судебных решений. Неправительственные организации не уделяют достаточного внимания и не предпринимают необходимых усилий для защиты и продвижения социальных, экономических и культурных прав.

        Государство должно расширить  сотрудничество с НПО и профсоюзами  в вопросах реформирования системы  защиты социальных прав, а также контроля за их обеспечением. Государство должно принять все необходимые меры для укрепления независимости и адекватного финансирования судебной системы.

    Рассмотренная группа прав неотделима от личных и  политических прав, культурных и экономических, поскольку все права и свободы  взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.

    Такой подход проявился при принятии в  ООН Международных пактов о правах человека. Если  положения Пакта  о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (ч.1 ст.2). Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.

    Таким образом, государство должно создавать условия для реализации социальных прав в максимально возможной мере. Социальное направление должно иметь приоритетное значение во внутренней политике государства, а законодательно-закрепленные нормы права в области социальной защиты должны иметь практическое применение в полной мере. Тогда и только тогда государство можно называть социальным.

          

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Литература 

    1. О  государственных пенсиях в Российской  Федерации: Федеральный  закон  РФ. - 2е изд. М.: Ось-89, 2000.– 63 с.

    2. О  трудовых пенсиях: Федеральный  закон РФ ,1 ноября 2002 года.   СПб.: Питер, 2003. - 47 с.

    3. Гражданский  кодекс Российской Федерации. М.: АСТ, 2004.- 75 с.

    4. Трудовой  кодекс Российской Федерации.  М.: Проспект, 2003.-192 с.

    5. Конституционное  право Российской Федерации. М.: Астрель,  2005.- 64 с.

    6. Административное  право. М.: Юристъ, 2002. - 697с.

    7. Барабанов  В.В. Обществознание.  М.: Астрель, 2004. - 334 с.

    8. Божьева  В.П. Правоохранительные органы  РФ. М.: Спарк, 2001.- 225 с.

    9. Васильев  А. В.  Теория права и государства:  курс лекций. М.:      РАГС, 2001. - 184с. 

    10. Власов  В. И. Комментарий к законодательству  о малых предприятиях. М.: Юрайт- М, 2001. - 412с.

    11. Голенко  Е. Н. Право социального обеспечения:  вопр. и ответы /  - 2е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. - 255 с.

    12. Гуревич  П.С. Человек и культура. М.: Дрофа, 2001.- 335 с.

    13. Декларация  о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом: специальная сессия Генеральной Ассамблеи организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, 25-27 июня 2001 г. М.: ООН, 2001. - 51с.

    14. Ефимова  Н. П.  Государственный финансовый  контроль в реализации федеральных  целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000. - 174с.

    15. Жданова  Н.Н. Социальная работа на дому  с лицами пожилого возраста  и инвалидами: сборник материалов / ГУ РК "Республиканский центр  социальной помощи семье и  детям”. Сыктывкар, 2006. - 40 с.

    16. Зуева  Р. А. Правовые основы медико-социальной экспертизы. М.: Мастерство, 2001. - 203с. 

    17. Каменецкий  В.А. Проблемы становления социального государства. М.: Изд-во АТ и СО, 2001. - 359с.

    18. Карташкин  В.А. Международные акты о правах  человека: сб. док. / Комис. по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права Рос. Акад. наук. М.: ИНФРА-М, 2002. - 911 с.

    19. Круминг  Л.С. Женщина в обществе: мифы  и реалии: Сб. ст. М.: 2001. – 329  с.

    20. Кто  и куда стремится вести Россию? Авторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. 2001: междунар. симпозиум, 19-20 января 2001 г. М.: МВШСЭН, 2001. - 383с.

    21. Куда  идет Россия? Формальные институты  и реальные практики. 2002: междунар. симпозиум, 18-19 янв.2002 г. М.: МВШСЭН, 2002. - 351с.

    22. Кумков  А. В., Коробов А. В. Социально-правовые  основы зооветеринарной деятельности  в России: Сб. нормат. актов и образцов  документов. М.: КолосС, 2003. - 454 с.

    23. Недоцук  Н. А. Защита прав пенсионера: Москва: Эксмо, 2005 - 189 с.

    24. Независимый библиотечный адвокат: спец. вып. М.: Либерия, 2005. - 102 с.

    25. Нечипуренко  В. Н.  Социология права. Ростов  н/Д: Феникс, 2001. - 480с.

    26. Никонов  Д. А. Право социального обеспечения  России. М.: НОРМА, 2005. - 367 с.

    27. Нусратуллина  Р. Г. Право социального обеспечения и страхования: М-во образования Рос. Федерации, Коми респ. академия гос. службы и управления при Главе Республики Коми. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2004. - 141с.

    28. Общая  теория прав человека. М.: НОРМА  1996.- 437 с.

    29. Права  ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации.  М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2001. - 615с.

    30. Права  и возможности инвалидов в  Российской Федерации: специальный  доклад Уполномоченного по правам  человека в Российской Федерации.  М.: Юридическая литература, 2001. - 101с.

    31. Права  человека. Основные международные  документы: Сборник. М.: Международные  отношения, 1994. -375 с.

    32. Спиридонов  Ю. А. Республика Коми. О положении  в республике и программе деятельности  исполнительной власти на предстоящий  период: доклад Главы Республики Коми Государственному Совету.  Сыктывкар: 2000. – 39 с.

    33. Сен   А. Развитие как свобода. М.: Новое изд-во, 2002.- 430 с.

    34. Социальная  защита граждан, пострадавших  в результате Чернобыльской и  других радиационных катастроф  и инцидентов: новейшие законодательные и другие нормативные акты. Комментарии председателя союза "Чернобыль" России В. Л. Гришина и других специалистов. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2005. - 208 с.

    35. Социальные  проблемы глазами молодых: всероссийская  молодежная научно-практическая конференция, 19-20 апр.2001 г.: Тезисы докладов.  Сыктывкар, 2002. - 42с.

    36. Страховые  тарифы на обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний. М.: Социальное страхование, 2002. - 61с.

    37. Стрекалова  О. В. Социальная работа с  детьми-инвалидами: ГУ РК "Республиканский  центр социальной помощи семье  и детям". Сыктывкар: 2005. - 41 с.

Информация о работе Социальные права граждан