Социальные проблемы пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Цель конкретизируется в следующих задачах:
– определить возрастные рамки правовой категории «пожилые люди» и изучить нормативно-правовую основу государственной социальной помощи этой группе граждан РФ;
– познакомиться с направлениями социальной помощи пожилым людям, а также с федеральными и региональными программами для данной категории людей;
– выявить социальные проблемы пожилых людей и разработать социальный проект решения некоторых из них на муниципальном уровне.
Структура работы соответствует целям и задачам и включает введение, три главы и заключение.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социальных проблем пожилых людей
1.1Правовой статус пожилого человека в РФ
1.2 Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России
1.3 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
1.4 Формы социального обслуживании пожилых людей
Глава 2 Практика помощи пожилым людям в РФ
2.1 Федеральные социальные программы для пожилых людей
2.1 Региональные социальные программы для пожилых людей
Глава 3 Проект помощи пожилым людям «Жизнь продолжается»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1

Работа состоит из  1 файл

орлова.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

– нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

– нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др. Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».

– основные международные документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская социальная хартия, подписанная государствами – членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 года). [8]

Социальная защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем был организован департамент по делам пожилых в министерстве социальной защиты».

С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа 1993 произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния пожилых граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. [9]

Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная   помощь.

Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального.

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

– градация прав и предоставляемых льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;

– лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, навсегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

 

1.4 Формы социального обслуживании пожилых людей

 

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста представляют собой:

– социальное обслуживание на дому (включая социально – медицинское обслуживание). К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

а)           организация питания, включая доставку продуктов на дом;

б)           помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

в)           содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

г)          поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

д)           содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

е)           содействие в организации ритуальных услуг;

ж)           другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

– срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

а)           разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

б)          обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

в)           разовое оказание материальной помощи;

г)          содействие в получении временного жилого помещения;

д)           организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

е)          организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров.

– социально - консультативная помощь предусматривает:

а)          выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

б)          профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

в)           работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

г)           консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

д)          обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

е)           правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

ж)           иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Как показали исследования[10], из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

– уход во время болезни – 83%;

– доставка продуктов – 80,9%;

– доставка лекарств – 72,9%;

– услуги прачечной – 56,4%.

Таким образом, можно констатировать, что государство проводит достаточно активную и продуманную политику в отношении людей пожилого возраста.

Однако, вне поля государственной социальной политики остаются психологические проблемы пожилых людей. Это проблемы одиночества, физической активности, желание, но отсутствие возможности участвовать в общественной жизни, активного времяпрепровождения. Пожилые люди обладают громадным жизненным опытом, но при этом он оказывается практически не востребованным. Кроме того, внедрение новых компьютерных технологий в социальную практику фактически исключают из нее пожилых людей в силу их некомпетентности.

На наш взгляд, эти проблемы являются не менее, а может быть и более значимы для полноценной жизни пожилых людей. Они  требуют разрешения как на государственном и региональном, так и на местном уровне.

 


Глава 2  Практика помощи пожилым людям в РФ

2.1 Федеральные социальные программы для пожилых людей

 

Федеральная целевая программа «Старшее поколение»

 

Федеральная целевая программа «Старшее поколение» - один из эффективных регуляторов социальных процессов в российском обществе и мощный ускоритель внедрения новых технологий. В рамках программы осуществляются мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрение новых социальных технологий в этой области, в том числе:

– улучшение правового регулирования социальной защиты пожилых людей как получателей социальной помощи и услуг;

– формирование сети стационарных, нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- повышение качественного уровня социального обслуживания пожилых людей, прежде всего, за счет значительного улучшения обеспеченности учреждений социального обслуживания медицинским и технологическим оборудованием, оборудованием, облегчающим уход за тяжелобольными, а также автотранспортными средствами различного назначения, включая специальный автотранспорт для доставки воды, продуктов питания и автотранспортные средства для предоставления услуг социального такси;

– развитие сети учреждений социального обслуживания и служб новых типов (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, мобильные социальные службы);

– улучшение социальной адаптации, расширение социально-культурных возможностей лиц пожилого возраста, благодаря поставкам оборудования для проведения социально-культурной работы, созданию учреждений культуры нового типа - центров-клубов для пожилых людей, передвижных центров-клубов и т.д.;

– осуществлены научные исследования по актуальным проблемам старения населения и его влияния на социальное развитие и положение пожилых людей, по научно-методологическому обоснованию и оценке социально-экономической эффективности применяемых технологий;

В целом благодаря мероприятиям программе «Старшее поколение» интересы пожилых людей четко обозначены в качестве одного из основных приоритетов государственной социальной политики в РФ.

 

 

«Активное долголетие»

 

Министерство здравоохранения и социального развития  РФ при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства транспорта РФ и  Министерства культуры РФ, в целях решения проблемы демографического старения,  инициировали новую государственную программу «Активное долголетие 2011-2015», которая будет действовать во всех регионах РФ.

              В связи с тем, что проблема старения, на сегодняшний день, в России более чем актуальна, Минздавсоцразвития   видит свою первоочередную задачу в полноценном обеспечении  лиц пожилого возраста медицинской  и социальной помощью, что значительно снизит порог возрастной  инвалидизации и поспособствует их оздоровлению в целом.

«Активное долголетие»  рассматривает процесс долгожительства с учетом политических,  экономических,  социальных, духовных  и культурных факторов, а также подразумевает  комплексный подход к созданию условий и механизмов, гарантирующих обеспечение достойной старости.

Так в рамках программы «Активное долголетие» запланировано  создание геронтологической помощи населению, располагающей сетью специальных кабинетов и учреждений; обустройство оздоровительных комплексов; модернизацию и строительство предприятий по выпуску геропротекторных препаратов, препаратов предупреждающих старение и способствующих физическому восстановлению организма. Не меньшее значение уделено обеспечению широкого доступа ко всем медицинским и социальным услугам; продвижению научно-исследовательских проектов, решающих проблему старения; открытию новых промышленных предприятий, работающих в сфере обслуживания пожилых людей и многому другому, включая подготовку кадров для работы с людьми пожилого возраста.

Особое место в программе «Активное долголетие»   отведено положению  пожилого человека в современном обществе и созданию для него комфортных условий жизни. В связи с этим будут сформированы механизмы, ответственные за использование потенциала пожилых граждан в общественной и культурной жизни общества.

Программа «Активное долголетие» имеет общероссийское государственное значение. На ее финансирование  выделяется 80,3 млрд рублей, из которых  60% приходится на федеральный бюджет, 30% ―  на субъекты РФ, 10% ― на внебюджетные источники.

С учетом масштабности данного  проекта, все предприятия, имеющие отношения к оздоровлению и обеспечению лиц пожилого возраста всем, необходимым для полноценной жизни, могут рассчитывать на всестороннюю государственную поддержку.

 

 

 

2.1 Региональные социальные программы для пожилых людей

 

1

2

Наименование Программы

региональная программа «Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области» (далее – Программа)

 

Заказчик Программы

 

Основной разработчик

Программы

 

 

Куратор Программы

 

 

Ответственный исполнитель

Программы

Правительство области

 

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

 

Заместитель Губернатора области

В.Г. Костин

 

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель Программы, важнейшие целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- повысить степень социальной  защищённости и уровень качества жизни пожилых людей через формирование правовых, организационных, социально-экономических условий

индикаторы:

количество пожилых граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших адресную материальную помощь;

количество пожилых граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охваченных мероприятиями социозащитной направленности;

количество граждан пожилого возраста, воспользовавшихся услугами социозащитных учреждений;

количество услуг пожилым гражданам, предоставленных  на базе социозащитных учреждений;

число обслуживаемых на 10 тысяч пенсионеров;

количество коечных мест для пожилых граждан в социозащитных учреждениях

 

Срок реализации

Программы

 

2011-2013 годы

 

 

1

2

Основные мероприятия

Программы

нормативно-правовое обеспечение  принятия мер по улучшению социально-экономического положения пожилых граждан;

реализация мероприятий по укреплению социальной защищённости пожилых людей;

осуществление мероприятий по сохранению здоровья пожилых граждан;

оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;

совершенствование мер социального обслуживания пожилых жителей сельской местности;

организация мер повышения социальной активности пожилых людей;

кадровое, информационное и научно-методическое сопровождение реализации Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Исполнители Программы

 

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

- департамент здравоохранения и фармации Ярославской области;

- департамент образования Ярославской области;

- департамент культуры Ярославской области;

- департамент государственной службы занятости населения Ярославской области;

- департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области

В реализации мероприятий Программы участвуют структурные подразделения аппарата Правительства области, учреждения социального обслуживания, образования, культуры, спорта, занятости, молодёжной политики, а также некоммерческие объединения социальной направленности

 

Объёмы и источники

финансирования Программы

общий объём финансирования Программы – 531435 тыс. рублей,

в том числе:

2011 г.   -   36765 тыс. рублей,

2012 г.   -   231800 тыс. рублей,

2013 г.   -   262870 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты

Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- охват социальными услугами не менее 90 процентов пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

- оснащение 25 (100 процентов) пунктов проката современными средствами реабилитации;

- обеспечение установленных норм площади спален не менее 7 кв. метров на 1 человека;

- расширение практики использования мобильных бригад для обеспечения  социальными и социально-медицинскими услугами жителей
17 сельских районов, в том числе стопроцентное оснащение их автотранспортом;

- охват не менее 30 процентов граждан пожилого возраста мероприятиями образовательной, досуговой, культурно-массовой, физкультурно-спортивной направленности;

 

- организация деятельности  не менее
2 государственно-частных отделений (проектов) по предоставлению социального обслуживания, иных услуг пожилым людям

 

Ответственные лица

для контактов

- Андреева Лариса Михайловна, директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-04;

- Иванов Лев Михайлович, заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-07 [11]

Информация о работе Социальные проблемы пожилых людей