Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:51, курсовая работа
Цель конкретизируется в следующих задачах:
– определить возрастные рамки правовой категории «пожилые люди» и изучить нормативно-правовую основу государственной социальной помощи этой группе граждан РФ;
– познакомиться с направлениями социальной помощи пожилым людям, а также с федеральными и региональными программами для данной категории людей;
– выявить социальные проблемы пожилых людей и разработать социальный проект решения некоторых из них на муниципальном уровне.
Структура работы соответствует целям и задачам и включает введение, три главы и заключение.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социальных проблем пожилых людей
1.1Правовой статус пожилого человека в РФ
1.2 Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России
1.3 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
1.4 Формы социального обслуживании пожилых людей
Глава 2 Практика помощи пожилым людям в РФ
2.1 Федеральные социальные программы для пожилых людей
2.1 Региональные социальные программы для пожилых людей
Глава 3 Проект помощи пожилым людям «Жизнь продолжается»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
– нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.
К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
– нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др. Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».
– основные международные документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская социальная хартия, подписанная государствами – членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 года). [8]
Социальная защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем был организован департамент по делам пожилых в министерстве социальной защиты».
С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа 1993 произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния пожилых граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. [9]
Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.
Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального.
Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:
– градация прав и предоставляемых льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;
– лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, навсегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.
Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста представляют собой:
– социальное обслуживание на дому (включая социально – медицинское обслуживание). К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
а) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
б) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
в) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
г) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
д) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
е) содействие в организации ритуальных услуг;
ж) другие надомные социальные услуги.
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
– срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
а) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
в) разовое оказание материальной помощи;
г) содействие в получении временного жилого помещения;
д) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
е) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров.
– социально - консультативная помощь предусматривает:
а) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
б) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
в) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
г) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
д) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
е) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
ж) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Как показали исследования[10], из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:
– уход во время болезни – 83%;
– доставка продуктов – 80,9%;
– доставка лекарств – 72,9%;
– услуги прачечной – 56,4%.
Таким образом, можно констатировать, что государство проводит достаточно активную и продуманную политику в отношении людей пожилого возраста.
Однако, вне поля государственной социальной политики остаются психологические проблемы пожилых людей. Это проблемы одиночества, физической активности, желание, но отсутствие возможности участвовать в общественной жизни, активного времяпрепровождения. Пожилые люди обладают громадным жизненным опытом, но при этом он оказывается практически не востребованным. Кроме того, внедрение новых компьютерных технологий в социальную практику фактически исключают из нее пожилых людей в силу их некомпетентности.
На наш взгляд, эти проблемы являются не менее, а может быть и более значимы для полноценной жизни пожилых людей. Они требуют разрешения как на государственном и региональном, так и на местном уровне.
Федеральная целевая программа «Старшее поколение»
Федеральная целевая программа «Старшее поколение» - один из эффективных регуляторов социальных процессов в российском обществе и мощный ускоритель внедрения новых технологий. В рамках программы осуществляются мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрение новых социальных технологий в этой области, в том числе:
– улучшение правового регулирования социальной защиты пожилых людей как получателей социальной помощи и услуг;
– формирование сети стационарных, нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- повышение качественного уровня социального обслуживания пожилых людей, прежде всего, за счет значительного улучшения обеспеченности учреждений социального обслуживания медицинским и технологическим оборудованием, оборудованием, облегчающим уход за тяжелобольными, а также автотранспортными средствами различного назначения, включая специальный автотранспорт для доставки воды, продуктов питания и автотранспортные средства для предоставления услуг социального такси;
– развитие сети учреждений социального обслуживания и служб новых типов (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, мобильные социальные службы);
– улучшение социальной адаптации, расширение социально-культурных возможностей лиц пожилого возраста, благодаря поставкам оборудования для проведения социально-культурной работы, созданию учреждений культуры нового типа - центров-клубов для пожилых людей, передвижных центров-клубов и т.д.;
– осуществлены научные исследования по актуальным проблемам старения населения и его влияния на социальное развитие и положение пожилых людей, по научно-методологическому обоснованию и оценке социально-экономической эффективности применяемых технологий;
В целом благодаря мероприятиям программе «Старшее поколение» интересы пожилых людей четко обозначены в качестве одного из основных приоритетов государственной социальной политики в РФ.
«Активное долголетие»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства транспорта РФ и Министерства культуры РФ, в целях решения проблемы демографического старения, инициировали новую государственную программу «Активное долголетие 2011-2015», которая будет действовать во всех регионах РФ.
В связи с тем, что проблема старения, на сегодняшний день, в России более чем актуальна, Минздавсоцразвития видит свою первоочередную задачу в полноценном обеспечении лиц пожилого возраста медицинской и социальной помощью, что значительно снизит порог возрастной инвалидизации и поспособствует их оздоровлению в целом.
«Активное долголетие» рассматривает процесс долгожительства с учетом политических, экономических, социальных, духовных и культурных факторов, а также подразумевает комплексный подход к созданию условий и механизмов, гарантирующих обеспечение достойной старости.
Так в рамках программы «Активное долголетие» запланировано создание геронтологической помощи населению, располагающей сетью специальных кабинетов и учреждений; обустройство оздоровительных комплексов; модернизацию и строительство предприятий по выпуску геропротекторных препаратов, препаратов предупреждающих старение и способствующих физическому восстановлению организма. Не меньшее значение уделено обеспечению широкого доступа ко всем медицинским и социальным услугам; продвижению научно-исследовательских проектов, решающих проблему старения; открытию новых промышленных предприятий, работающих в сфере обслуживания пожилых людей и многому другому, включая подготовку кадров для работы с людьми пожилого возраста.
Особое место в программе «Активное долголетие» отведено положению пожилого человека в современном обществе и созданию для него комфортных условий жизни. В связи с этим будут сформированы механизмы, ответственные за использование потенциала пожилых граждан в общественной и культурной жизни общества.
Программа «Активное долголетие» имеет общероссийское государственное значение. На ее финансирование выделяется 80,3 млрд рублей, из которых 60% приходится на федеральный бюджет, 30% ― на субъекты РФ, 10% ― на внебюджетные источники.
С учетом масштабности данного проекта, все предприятия, имеющие отношения к оздоровлению и обеспечению лиц пожилого возраста всем, необходимым для полноценной жизни, могут рассчитывать на всестороннюю государственную поддержку.
1 | 2 |
Наименование Программы | региональная программа «Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области» (далее – Программа)
|
Заказчик Программы
Основной разработчик Программы
Куратор Программы
Ответственный исполнитель Программы | Правительство области
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Заместитель Губернатора области В.Г. Костин
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
|
Цель Программы, важнейшие целевые индикаторы |
- повысить степень социальной защищённости и уровень качества жизни пожилых людей через формирование правовых, организационных, социально-экономических условий индикаторы: количество пожилых граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших адресную материальную помощь; количество пожилых граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охваченных мероприятиями социозащитной направленности; количество граждан пожилого возраста, воспользовавшихся услугами социозащитных учреждений; количество услуг пожилым гражданам, предоставленных на базе социозащитных учреждений; число обслуживаемых на 10 тысяч пенсионеров; количество коечных мест для пожилых граждан в социозащитных учреждениях
|
Срок реализации Программы
| 2011-2013 годы
|
1 | 2 |
Основные мероприятия Программы | нормативно-правовое обеспечение принятия мер по улучшению социально-экономического положения пожилых граждан; реализация мероприятий по укреплению социальной защищённости пожилых людей; осуществление мероприятий по сохранению здоровья пожилых граждан; оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей; совершенствование мер социального обслуживания пожилых жителей сельской местности; организация мер повышения социальной активности пожилых людей; кадровое, информационное и научно-методическое сопровождение реализации Программы
|
1 |
|
Исполнители Программы
| - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области; - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области; - департамент образования Ярославской области; - департамент культуры Ярославской области; - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области; - департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области В реализации мероприятий Программы участвуют структурные подразделения аппарата Правительства области, учреждения социального обслуживания, образования, культуры, спорта, занятости, молодёжной политики, а также некоммерческие объединения социальной направленности
|
Объёмы и источники финансирования Программы | общий объём финансирования Программы – 531435 тыс. рублей, в том числе: 2011 г. - 36765 тыс. рублей, 2012 г. - 231800 тыс. рублей, 2013 г. - 262870 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы
| - охват социальными услугами не менее 90 процентов пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; - оснащение 25 (100 процентов) пунктов проката современными средствами реабилитации; - обеспечение установленных норм площади спален не менее 7 кв. метров на 1 человека; - расширение практики использования мобильных бригад для обеспечения социальными и социально-медицинскими услугами жителей - охват не менее 30 процентов граждан пожилого возраста мероприятиями образовательной, досуговой, культурно-массовой, физкультурно-спортивной направленности; |
| - организация деятельности не менее
|
Ответственные лица для контактов | - Андреева Лариса Михайловна, директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-04; - Иванов Лев Михайлович, заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, тел. 40-04-07 [11] |