Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:51, курсовая работа
Цель конкретизируется в следующих задачах:
– определить возрастные рамки правовой категории «пожилые люди» и изучить нормативно-правовую основу государственной социальной помощи этой группе граждан РФ;
– познакомиться с направлениями социальной помощи пожилым людям, а также с федеральными и региональными программами для данной категории людей;
– выявить социальные проблемы пожилых людей и разработать социальный проект решения некоторых из них на муниципальном уровне.
Структура работы соответствует целям и задачам и включает введение, три главы и заключение.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социальных проблем пожилых людей
1.1Правовой статус пожилого человека в РФ
1.2 Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России
1.3 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
1.4 Формы социального обслуживании пожилых людей
Глава 2 Практика помощи пожилым людям в РФ
2.1 Федеральные социальные программы для пожилых людей
2.1 Региональные социальные программы для пожилых людей
Глава 3 Проект помощи пожилым людям «Жизнь продолжается»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Актуальность.
В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей области.
Для того чтоб разнообразить жизнь пожилых людей следует создать различные формы досуга например такие как просмотр старых кинофильмы, танцы.
Проект является экспериментальным и первоначально рассчитан на летний период ( 3 месяца).
Базы:
– МЦ Галактика;
– парк отдыха
Цель: разнообразить досуг людей пожилого возраста.
Задачи проекта
– Разработать план мероприятий по оказанию помощи пожилым людям;
– Знакомство с новыми людьми;
Этапы:
1. организовать показ кинофильмов в МЦ Галактика ( во вторник и воскресенье) и предоставить транспортное средство по городу
2. организовать еженедельные танцы с 17 до 20 ч. в «городском Парке отдыха»
3. оповестить людей пожилого возраста (афиши, листовки, индивидуальное приглашения)
4. провести среди людей пожилого возраста, посетивших дынные мероприятия, социологический опрос (анкета прилагается).
В качестве заключения к данной работе можно сделать некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации социальной работы в области осуществления досуга пожилых людей.
Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее – в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.
Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.
Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.
В России, как и во многих других промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества.
Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.
Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.
В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.
Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи.
Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.
Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.
Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.
В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.
Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.
Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.
11
1 Конституция РФ[электронный ресурс] //URL: http://www.constitution.ru/ . ( дата обращения 20.04.2012)
2 Курбатов В.И. Обществознание. Учебник - Изд. 6-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.
3 Лозовская Е.Г., Новак Е.С., .Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград: ВГУ, 2001. – С. 124.
4 Статья [электронный ресурс] //URL: http://www.yarregion.ru/. ( дата обращения 12.03.2012)
5 Статья [электронный ресурс] //URL: http://www.pensilvaniaclub.
6 Статья [электронный ресурс] //URL: http://sor.volsu.ru (дата обращения15.04.2012)
7 Статья [электронный ресурс] //URL: www.humanrts.ru . (дата обращения 30.04.2012)
8 Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] //URL: http://www.slovarus.ru .(дата обращения 02.03.2012)
9 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с
10 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 67.
11 Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. – 2005. - №9. – С.102
Анкета Участника
1. Пол
2. Возраст
3. Как часто вы посещали танцы?
4. Как часто вы посещали кинозал?
5. Понравилась ли вам организация данных мероприятий?
6. Хотели бы вы чтоб подобные мероприятия проводились постоянно.
7. Ваши пожелания и предложения.
11
[1] Статья [электронный ресурс] //URL: http://www.pensilvaniaclub.
[2] Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с
[3] Курбатов В.И. Обществознание. Учебник - Изд. 6-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.
[4]Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] //URL: http://www.slovarus.ru .(дата обращения 02.03.2012)
[5] Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 67.
[6] Лозовская Е.Г., Новак Е.С., .Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград: ВГУ, 2001. – С. 124.
[7] Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. – 2005. - №9. – С.102.
[8]Конституция РФ[электронный ресурс] //URL: http://www.constitution.ru/ . ( дата обращения 20.04.2012)
[9]Статья [электронный ресурс] //URL: http://sor.volsu.ru (дата обращения15.04.2012)
[10]Статья [электронный ресурс] //URL: www.humanrts.ru . (дата обращения 30.04.2012)
[11]Статья [электронный ресурс] //URL: http://www.yarregion.ru/. ( дата обращения 12.03.2012)