Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:26, контрольная работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении коррупции в образовании. В ходе достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Определить понятие социального института, его признаки, функции, дисфункции;
Раскрыть понятие анализа дисфункций института образования, определение коррупции, ее проявления и причины.
Введение…………………………………………………………………………...........3
1. Социальный институт и его признаки……………………………...........................5
1.1. Типология социальных институтов, их функции и дисфункции……………...10
2. Анализ дисфункций института образования……………………………………..15
2.1. Коррупция в образовании, ее проявления, причины…………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………………...24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Социальный институт
и его признаки…………………………….....
1.1. Типология социальных институтов, их функции и дисфункции……………...10
2. Анализ дисфункций института образования……………………………………..15
2.1. Коррупция в образовании, ее проявления, причины…………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.
Актуальность проблемы коррупции в институте образования усиливается в настоящее время тем, что в системе образования накопились проблемы, связанные с недостаточным финансированием и материально-технической базой образования.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействия. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия Кравченко А. И, Римского В. Л., Охотского Е. В., Сидорова А. И.
Эмпирическую основу работы составили данные материалов российских СМИ, которые размещены на сайте СМИ Public.ru
Объектом исследования в данной работе является институт образования, предметом - понятие коррупции и ее причины.
Цель данной работы состоит в рассмотрении коррупции в образовании. В ходе достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Практическая значимость заключается в возможности повышения эффективности борьбы с коррупцией в институте образования.
Структура контрольной работы выглядит следующим образом: введение, две главы, каждая из которых включает в себя один параграф, заключение, список использованной литературы. Общий объем работы составил 24 страницы.
1. Социальный институт, его признаки
В современной социологической отечественной литературе понятию социального института также отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.».
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.1
Каждый социальный институт
имеет как специфические
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп:
1. установки и образцы поведения;
2. утилитарные и культурные черты;
3. культурные символы;
4. кодекс устный и письменный;
5. идеология.
Хотя институт должен обязательно обладать, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. (Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца). Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.
Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.
Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. (Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению).
Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.
Для удобства понимания основных признаков социальных институтов, приведем таблицу 1, в которой они рассматриваются на примере пяти главных социальных институтов общества.
Таблица 1
Семья |
Государство |
Экономика |
Образование |
Религия |
1. Установки и образцы поведения | ||||
Привязанность |
Послушание |
Производительность |
Стремление к знанию |
Почтительность |
Лояльность |
Лояльность |
Лояльность | ||
Ответственность |
Субординация |
Экономность |
Посещаемость |
Поклонение |
Уважение |
Производство прибыли |
|||
2. Символические культурные признаки | ||||
Обручальное кольцо |
Флаг |
Фабричная марка |
Школьная эмблема, форма |
Крест |
Брачный ритуал |
Печать |
Патентный знак |
Школьные песни |
Иконы |
Герб |
Святыни | |||
Национальный гимн |
Гимн | |||
3. Утилитарные культурные черты | ||||
Дом |
Общественные здания |
Магазин, фабрика |
Классы |
Церковь |
Квартира |
Общественные работы |
Оборудование |
Библиотеки |
Церковный реквизит |
Мебель |
Бланки и формы |
Бланки и формы |
Стадион |
Литература |
4. Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения |
Конституция |
Контракты |
Правила учащихся |
Вера |
Законы |
Лицензии |
Церковный запрет |
||
5. Идеология | ||||
Романтическая любовь |
Государственное право |
Монополия |
Академическая свобода |
Православие |
Совместимость |
Демократия |
Свободная торговля |
Прогрессивное |
Баптизм |
Окончание табл.1 | ||||
Семья |
Государство |
Экономика |
Образование |
Религия |
5. Идеология | ||||
Индивидуализм |
Национализм |
Право на труд |
Равенство при обучении |
Протестантизм |
Источник: Социология Электронные лекции // [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://immemoreal.com.
Таким образом социальные институты выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.2
1.1. Типология социальных институтов, функции и дисфункции
В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют также основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;
- политический – институты власти;
- семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
- военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
- религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.