Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:55, контрольная работа
Теория культуры привлекает в последние годы пристальное внимание философов, социологов, психологов, которые в своих исследованиях рассматривают различные аспекты этой сложной проблемы, затрагивающей по существу все стороны человеческой деятельности, и дают различные, подчас взаимоисключающие определения понятия культуры136. Однако широкая разработка теории культуры создала условия для формирования общей социально-философской концепции культуры, рассмотрения ее в контексте социального развития общества. В настоящее время можно выделить общие подходы к понятию культуры, в рамках которого возможно решение социокультурных проблем. Это, во-первых, признание непосредственной связи культуры с предметно-преобразующей деятельностью человека. Во-вторых, признание в качестве центральных проблем культуры, определяющих ее существо: а) соотношение объективно-общественного и субъективно-личностного в историческом процессе; б) соотношение нормативно-ценностной и творческой характеристик жизнедеятельности людей
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский
государственный университет
Заочный
инженерно-экономический
Реферат
по
дисциплине:
“
Социокультура и права
человека”
На тему:
«Культура
и права человека»
Выполнил:
студент-заочник ЗИЭФ
Вахрушев
Д.А
группа ЭиУ-403
Преподаватель:
Шишов
К.А
г.Челябинск 2011
КУЛЬТУРА
И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Формирование прав
человека как элемента
культуры (исторический
экскурс).
Социальные нормы - неотъемлемый элемент культуры, их становление и развитие связано со становлением и развитием культуры человека. Поэтому рассмотрение генезиса социальных норм в социокультурном контексте представляет несомненный интерес.
Теория культуры привлекает в последние годы пристальное внимание философов, социологов, психологов, которые в своих исследованиях рассматривают различные аспекты этой сложной проблемы, затрагивающей по существу все стороны человеческой деятельности, и дают различные, подчас взаимоисключающие определения понятия культуры136. Однако широкая разработка теории культуры создала условия для формирования общей социально-философской концепции культуры, рассмотрения ее в контексте социального развития общества. В настоящее время можно выделить общие подходы к понятию культуры, в рамках которого возможно решение социокультурных проблем. Это, во-первых, признание непосредственной связи культуры с предметно-преобразующей деятельностью человека. Во-вторых, признание в качестве центральных проблем культуры, определяющих ее существо: а) соотношение объективно-общественного и субъективно-личностного в историческом процессе; б) соотношение нормативно-ценностной и творческой характеристик жизнедеятельности людей137.
Из этих посылок сформировалась получившая наибольшее распространение позиция, согласно которой в основу понимания культуры положена исторически активная творческая деятельность человека, а следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта этой деятельности. Такая позиция выдвигает на первый план личностный аспект культуры. Этот аспект позволяет рассмотреть естественноисторический процесс развития общества как результат деятельности человека, породившей различные материальные и духовные ценности, в процессе которой шло преобразование и развитие самого человека, его интересов и потребностей, в свою очередь, влиявших на характер человеческой деятельности. Смысл современной концепции культуры - в развитии и самоопределении человека, в его индивидуализации и социализации, стремлении установить нормальное взаимодействие между людьми.
В
процессе общественного производства
(материального и духовного) человек
преобразует не только объективный
мир, но и самого себя. Общественные
связи и отношения как
Поскольку деятельность человека невозможна без нормирования, без создания эталонов, масштабов поведения, организующих ее, то эти нормы и эталоны органически включены в культуру. Нормы являются результатом культурного творчества и вместе с тем способом организации культурной деятельности человека. Такой подход дает возможность раскрыть социокультурный смысл норм и ценностей, их участие в развитии культурных процессов, противоречивость норм, относящихся к различным этапам культурного развития общества, а также преемственность норм, ценностей и традиций как один из способов исторического становления культуры. Культура порождает нормы и развивается далее в определенных нормативных границах, пока в процессе человеческой жизнедеятельности не сформируются новые нормы, отвечающие достигнутому уровню потребностей и интересов общества.
Возникновение культуры связано с выделением человека из животного царства, осознанием им своего отношения к себе, что, в свою очередь, неизбежно порождает отношение к подобным себе - другим людям. Это отношение - обособление и индивидуализация - является предпосылкой возникновения социального регулирования, а затем его перехода к более высокой стадии. Д.Ж. Валеев отмечает следующие этапы "обособленного общения": первыми субъектами общественных отношений выступают роды и племена (человек еще не выделен из коллектива); далее из сообщества выделяются возрастные группы (старики, дети и т.д.) в связи с осознанием их особой роли в жизни коллектива; возникает парная семья; наконец, появляются специфические обычаи, в которых выражаются требования к отдельным индивидам140. Это положение представляется спорным. Несомненно, все указанные формы обособления очень важны для развития регулирования, но человек с большей или меньшей степенью обособленности был представлен в системе регулирования уже на начальных стадиях развития ведь применение санкций было индивидуализированной Даже для самых примитивных форм социального регулирования необходим хотя бы минимум обособленности и индивидуализации человека.
В самом первичном зародышевом состоянии возникновение нормы связано с утилитарными рефлексивными суждениями о полезности либо вредности того или иного поведения для рода, племени, орды. Синкретичность сознания людей первобытного общества, определявшиеся нерасчлененностью бытия, нерасчлененностью деятельности, обусловили и нерасчлененность тех первичных социальных норм, которые появились на ранних стадиях развития человечества.
Первоначально
социальные нормы были продиктованы
инстинктивным стремлением
Преобразование
человеческого сознания, которое
произошло с переходом к
Многие исследователи считают, что эти регуляторы отношений людей в первобытных общинах носили нравственный характер. "Моральные правила - нормы поведение - вырастали из стихийной потребности людей держаться вместе и действовать сообща - потребность, унаследованная от наших животных предков, живших стадами и поэтому обладавших стадными инстинктами
Возникновение мононорм было
свидетельством грандиозной
Переход к классовому обществу и его государственной организации связан с дифференциацией социальных норм. Но процесс такой дифференциации с относительно четкой фиксацией норм морали, норм права, религиозных норм происходил постепенно и был характерен не для всех нормативных систем. Развитие социальных нормативных систем в условиях рабовладельческого строя проходило под сильнейшим влиянием религии, оказавшей огромное воздействие на культуру всех регионов мира.
Социально-культурный прогресс общества был и прогрессом его нормативных форм. Развитие нормативных форм конкретно-исторического общества можно проследить через эволюцию личностного аспекта культуры, который наиболее четко проявляется в развитии такого важнейшего социального института, как права человека.
Этот институт избран не случайно. В нем сконцентрированы все важнейшие социальные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, политические, религиозные, философские, - которые в различные эпохи придавали этому институту своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем и культурой общества. Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития больше свободы, хотя бы классово - исторически ограниченной, но все же расширяющейся от одной общественно-исторической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить через возрастание гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественноисторического развития общества. Античный раб - свободнее первобытного дикаря. Средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий буржуазного общества - свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, культурный исторический прогресс - явление, объективно детерминированное, которое пробивает себе дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из "вечных" проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и постоянно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, философской и религиозной мысли. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское значение, в зависимости от социальной позиции господствующих классов, заинтересованных в обосновании и оправдании существующего классового ограниченного распределения прав и обязанностей в обществе.
Закрепление
социальных позиций классов и
групп в системе прав и обязанностей
всегда определялось не только социально-экономическими
причинами, но и имело глубинные
социально-психологические и
Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ (материальных и духовных), необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Законодатель не конструирует произвольно права и обязанности, они объективно порождаются социально-экономическими условиями развития общества, формами взаимодействия людей в конкретно-исторических условиях, уровнем их личной свободы.
Как уже отмечалось, права и свободы человека, будучи определенным нормативным измерением его социокультурной деятельности, способствуют развитию его социальных качеств, его историческому творчеству. Поэтому они выступают как одна из величайших культурных ценностей. Отсюда вытекает важность аксиолосической характеристики прав человека в качестве элемента культуры.