Социокультура и права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание

Теория культуры привлекает в последние годы пристальное внимание философов, социологов, психологов, которые в своих исследованиях рассматривают различные аспекты этой сложной проблемы, затрагивающей по существу все стороны человеческой деятельности, и дают различные, подчас взаимоисключающие определения понятия культуры136. Однако широкая разработка теории культуры создала условия для формирования общей социально-философской концепции культуры, рассмотрения ее в контексте социального развития общества. В настоящее время можно выделить общие подходы к понятию культуры, в рамках которого возможно решение социокультурных проблем. Это, во-первых, признание непосредственной связи культуры с предметно-преобразующей деятельностью человека. Во-вторых, признание в качестве центральных проблем культуры, определяющих ее существо: а) соотношение объективно-общественного и субъективно-личностного в историческом процессе; б) соотношение нормативно-ценностной и творческой характеристик жизнедеятельности людей

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации культура.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

      Такое же пренебрежение к праву сформировалось у русской интеллигенции, объединившейся в социал-демократическую партию, осуществившую революцию 1917 года. Б.А. Кистяковский отмечает в этой связи позицию Г.В. Плеханова, который активно разоблачал народнические иллюзии русской интеллигенции и явился наиболее видным теоретиком партии. Выступая на втором съезде Российской социал-демократической рабочей партии, он, отметив относительность всех демократических принципов, заявил: «Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент..., то нам следовало бы стараться сделать его долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели». Оценивая смысл такого подхода, Б.А. Кистяковский писал: «Провозглашенная в этой речи идея господства силы и захватной власти вместо «господства принципов права» прямо чудовищна»

      К сожалению, идея господства силы и "захватной  власти" оказалась определяющей в идеологии большевистской партии и ее главного вождя и теоретика В.И. Ленина. Рецепт, предложенный Г.В. Плехановым, был применен к Учредительному собранию, которое, по выражению В.И. Ленина, «не смогло не встать поперек пути Октябрьской революции и Советской власти»183.

      Главным в большевистской концепции сказался пафос разрушения, а это означало прежде всего решительный разрыв с правом, правовыми началами, правами личности. Подготовка к этому началась задолго до революционного переворота и выразилась в яростном отрицании реформаторства и утверждении в сознании масс необходимости революции, осуществляемой путем захвата власти и насилия, ломки буржуазного права и законности. Ленин считал лицемерием "относиться чисто реформистки к тем зачаткам, росткам, проявлениям роста революции, каковыми являются всякие выступления масс, ломающих новые законы, выходящих из всякой легальности». Он разоблачал как «социальное уродство», так «идеологию мещанства» стремление вести борьбу в парламентских рамках, не нарушая закона. «Плох тот революционер, - писал Ленин, - который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона».

      Принципы  прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в  главную концепцию революции - диктатуру  пролетариата, опирающуюся на насилие  и несвязанную никакими законами187. Диктатура пролетариата - это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и по выражению Ленина, «дает ряд изъятий из свободы»188 по отношению к лицам, принадлежащим к «чужим классам». Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав как право на жизнь, личную неприкосновенность и др.

      Режим, установленный после Октябрьской  революции, явился шагом назад, поскольку  он отверг главные демократические  ценности - свободу, господство права, права человека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индивидуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными правилами новой жизни.

      Последующий период, связанный с деятельностью Сталина, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал.

      Процессы, произошедшие после победы Октября, не были случайными отклонениями в  развитии страны. Они были закономерны для России с ее общинной, антииндивидуалистической идеологией, слепым подчинением власти, массовым психологическим неприятием любых проявлений личной самостоятельности авторитарностью лжеколлективизма. Правильно пишет А.В. Оболонский: «Годы революции да и последующий период были временем исторической жатвы плодов, посеянных и выращенных раньше, отрезком времени, когда кризисная ситуация лишь проявила в предельно обостренной политической форме те общие социально-этические и психологические стереотипы, которые складывались и развивались в течение десятилетий, а по некоторым важным параметрам - и столетий»189.

      Безраздельное господство марксистской идеологии  в годы советской власти в значительной мере способствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, Н.А. Бердяев отменил, что «марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами»190. Исходя из такого подхода, общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип "нового советского человека". Формально не отрицая прав и свобод граждан и даже включая их каталог в свои конституции, власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифицированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны в условиях казарменного режима. Преследование любых проявлений инакомыслия было органично для сложившегося политического строя и сохранялось долгие годы после ликвидации сталинского режима.

      Перестройка явилась важным переломным этапом в  отношении прав человека и правового государства. И хотя это были первые робкие и непоследовательные шаги по пути свободы, недооценивать их нельзя.

      Нынешняя  Россия оказалась на развалинах тоталитарного  режима, где сохранились традиции недооценки человека, его прав и свобод.

      Выдвижение  идеи прав человека и правового государства  было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило  последовательности для утверждения  подлинно демократических ориентиров и реального уважения достоинства человека.

      И это не случайно, так как большинство  представителей этой власти – выходцы  и прежней партийной элиты  и они привнесли в нашу жизнь  тот дух пренебрежения и лицемерия  по отношению к правам человека, который господствовал в обществе десятилетиями. Это - одна из причин явного неблагополучия с правами человека в современной России. Необходимо длительное время для того, чтобы государство не на словах, а на деле руководствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

      В настоящее время должностные  лица, нарушающие права и свободы  граждан, практически не несут никакой  ответственности, что еще больше развязывает им руки. Пока еще торжествует системоцентристский подход, определяющий приоритет властных структур и сросшихся с ними экономических группировок. Задача состоит в том, чтобы сделать Конституцию Российской Федерации с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим основным законом, на деле обеспечить глубокое уважение к правам человека.

      Сегодня в России права человека – категория, чуждая правосознанию большинства  тех, кто согласно Конституции, призван  обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некой декорации, необходимой обществу, провозгласившему себя демократическим и правовым.

      Низка юридическая культура и самих  граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в административном порядке. Вероятнее всего - это результат неверия в реальность любых попыток защитить себя от беззакония. Р. Иеринг стремление отстаивать свое право увязывал с чувством достоинства личности. «Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защитить себя и свое право, то уже человек безнадежный...»191.

      Покорность  и непротивление при нарушении  права со стороны человека, характерная  черта общественного правосознания  России доставшаяся нам в наследство от прошлого.

      Обеспечение приоритета прав человека и правового  государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в обществе « идеи права» осуществлять пропаганду законодательства, которая в настоящее время  предана забвению оказались отброшенными хорошие традиции, сформировавшиеся, в данной области в 60-80-е годы XX века. Массовое практическое участие граждан в борьбе за утверждение порядка, основанного на праве, - необходимое условие формирования правового государства. Нынешняя апатия, безверие, аполитичность создают почву для правового беспредела, полной незащищенности человека и его прав. Сплочение российского общества в «борьбе за право» - неотложная задача современной России и важнейшая предпосылка создания правового государства.

      Отстаивание идеи права и прав человека в нашем  обществе есть залог морального и  национального самосохранения народа. Необходима солидарность и нравственность для успешного поэтапного продвижения  к правовому государству.

      В последние годы произошло ослабление российской государственности. В таких условиях невозможно создание общества, основанного на праве. Разрушение тоталитарного государства не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового демократического государства. Неприятие и негативное отношение к тоталитарному государству было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, полной потере культуры государственности. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества - политических, экономических, социальных, нравственных. Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Необходимо содействие государства в реформировании общества, а не восприятие государства как враждебной силы, противостоящей интересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Только государство, действующее на принципах права может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права.

      Укрепление  российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня. Создание сильного государства, все структуры которого опираются на право, обеспечивают права и свободы граждан и интересы общества в целом - необходимое условие решения экономических и социальных проблем России.

      Нельзя  отождествлять сильное государство  с тоталитарным государством. Последнее обретает могущество прежде всего за счет развития его силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становиться сильным лишь опираясь на право. Замечательный русский философ и юрист И.А. Ильин, насильственно высланный из России в 20-е годы XX века, даже в период торжества советской власти пророчески предвидел ее. неизбежное падение. Он предсказал и те разрушительные процессы, которые будут сопутствовать распаду тоталитарного строя, свидетелями которых мы сейчас являемся. И.А. Ильин считал, что для преодоления распада России необходима «сильная власть». «Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права - всенародному правопорядку»192.

      Правовая  власть - проявление культуры государства, антипод тоталитаризма. Только она  способна обеспечить права и свободы  личности, защитить ее достоинство.

      Важное  значение для формирования правового  государства имеет признание  высшей Конституции Российской Федерации и ее непосредственное действие. Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

      Указание  на прямое действие Конституции не имеет аналогов в отечественной  практике и обязывает к тому, чтобы  Конституция не была декоративным украшением общества, а стала реально действующим  законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенный признак правового государства. Положения статьи 15 дополняются и конкретизируются в статье 18 Конституции, которая провозглашает: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

      Признание прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее. Непосредственное действие конституционных прав и свобод тесно связано с общими принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции Российской Федерации. Это - один из существенных признаков правового государства, подчеркивающий значение прав и свобод человека как высшей ценности.

Информация о работе Социокультура и права человека