Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание

Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий 10
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий 10
1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,
темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим
поколением и молодежью. 30
Глава I I. Симбиотичность поколений в современном
динамическом обществе 48
2.1. Семья как институт социального наследования 48
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
Заключение. 89
Библиография 93
Приложения 98

Работа состоит из  1 файл

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

Пожилые люди - это...

- прежде всего жизненный опыт  и мудрость;

- заслуженный отдых ( конечно,  пожилой человек может продолжать  трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

- возрастные особенности ( болезни,  склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности );

- особые нужды ( пожилые люди  нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении ).

 Что же касается проблем  молодежи, то молодые люди говорили  о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

 На вопрос: чему старшее поколение  может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

 Молодые же, в свою очередь,  хотели бы научиться у старшего  поколения хозяйственным делам,  таким как рукоделие, кулинария  и другим. Также они хотели  бы научиться быть более чувствительными,  так как люди сегодня стали  довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

 В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

 В результате проведения  данной программы молодые люди  узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

 Важным выводом нашего исследования  является то, что стереотипное  восприятие пожилых людей и  старости подвергается коррекции.  Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

 

 Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

 

Заключение.

 

Проблема поколений относится  к числу вечных, и проблема эта  не биологическая (на таком уровне она существует и у животных ) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

 В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов  и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.41

 Поколение - категория временная.  Смена поколений - это тот поток,  который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

 В традиционных обществах  место каждого человека было  определено с момента рождения, проблема личности там не стоит  как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.42

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы "социального наследования", и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

 Таким образом, сфера взаимоотношений  поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Итак, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких-либо улучшений.

 Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В.Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей.43

В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем  в западных странах, вступивших в  эпоху модернизации, формируется  отношение к пожилым людям, как  ненужным обществу. Наш европейский  менталитет смягчает это утилитарное  отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

 Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними.

 Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

 В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

 

Библиография

 

  1. Авдеева Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1,1997. С29-34.
  2. Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.
  3. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,1997.576 с.
  4. Альперович В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
  5. Александрова Т. Годы и заботы. М.: издательство политической литературы.1990.
  6. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.:Прогресс,1977.
  7. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С.20-24.
  8. Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997.
  9. Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход», 2000. С.59.
  10. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.
  11. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996.№3 С.61-69.
  12. Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М.:1974.
  13. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998.
  14. Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999.№1. С.48-61.
  15. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.51.
  16. Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1-2, 1999.С.40-53.
  17. Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996.
  18. Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы, 1997.
  19. Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989.
  20. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998.
  21. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276.
  22. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994. №2.С.159-170.
  23. Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая гвардия,1986.С.255.
  24. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М.1995.
  25. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4,1996.С.86-95.
  26. Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15.
  27. Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т,1997.С.58-63.
  28. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997.№2/6.С.9-15.
  29. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.
  30. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999.
  31. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998.
  32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект Пресс»,1994. 384с.
  33. Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.
  34. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад», 1999.С.313-317.
  35. Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51.
  36. К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.
  37. Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984.
  38. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.
  39. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  40. Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1.
  41. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.
  42. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.
  43. Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429.
  44. О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.
  45. Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108.
  46. Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992.
  47. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-инфо», 1998.
  48. Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной России //Социс.1999.№12.
  49. Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями.//Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М., 1991.С79-87.
  50. Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996.№ 2.
  51. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и детей» //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис.1991.№6.С.144-148.
  52. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.
  53. Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный мир. 2000.№2(27). С.36-38.
  54. Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая Российская Энциклопедия.1996.
  55. Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994. С.68.
  56. Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988.
  57. Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.: Медицина, 1978.С.312.
  58. Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.
  59. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983.
  60. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие ресурсы.2000.№3. С29-31.
  61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
  62. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975.
  63. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994.

 

Приложения

Урок 1.

 

Наступления возраста

Этот урок вводит понятие возраста и взросления.

Цели:

1. Определить плюсы и минусы  возрастов.

2. Обнаружить общие связи между  молодыми и пожилыми людьми.

Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

 

Записать на доску ответы и обсудить их.

Упражнение №2 (20 минут)

Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных  сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных  сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное.

 Зачитать студентам следующую  информацию.

 

 -Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни.

-Проживание в одиночестве не  обязательно является проблемой,  и большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

 

Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения.

Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

 

Опросник.

"Возраст, когда  ты имеешь право".

1. В каком возрасте ты по  закону имеешь право. 

А) голосовать.

В) окончить школу.

С) начать работать.

Д) водить машину.

2. В каком возрасте ты имеешь  право на уважение?

3. В каком возрасте ты  уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно  ответственен, чтобы заботиться  о других?

5. В каком возрасте ты по  закону имеете право:

А) Употреблять спиртные напитки.

В) жениться (выходить замуж ).

С) стать донором.

Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь  представлять ценность для общества?

 

Ответы:

 

1. По закону ты имеешь право:

А) голосовать в 18 лет.

Б) окончить школу в 14 лет.

С) начать работать в 14 лет.

Д) водить машину в 18 лет.

 

2. Ты имеешь право на уважение  с младенчества до конца жизни.

3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за  свою жизнь, является постепенным  процессом, который начинается  в детстве и продолжается всю  жизнь.

Информация о работе Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий