Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы является социологическая концепция Ковалевского.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Условия формирования социологической теории М.М.Ковалевского
1.1. Позитивизм в русской социологии: представители, основные направления исследований.....................................................................................5
1.2. Влияние идей О.Конта на творчество М.М.Ковалевского..........................9
Глава 2. Социологическая доктрина М.М.Ковалевского
2.1. Плюралистическая теория М.М.Ковалевского............................................12
2.2.Генетическая социология М.М.Ковалевского..............................................15
2.3. Анализ эволюционных процессов в творчестве М.М.Ковалевского: понятие социального прогресса и теория фактов..............................................17
Глава 3.Место М.М. Ковалевского в мировой социологии
3.1.Европейский период жизни и творчества М.М.Ковалевского....................22
3.2. Роль М.М.Ковалевского в институционализации
социологии в России ............................................................................................25
Заключение.............................................................................................................30
Список литературы................................................................................................32
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Условия формирования социологической теории М.М.Ковалевского
1.1. Позитивизм
в русской социологии: представители,
основные направления
1.2.
Влияние идей О.Конта на
Глава 2. Социологическая доктрина М.М.Ковалевского
2.1. Плюралистическая
теория М.М.Ковалевского.......
2.2.Генетическая
социология М.М.Ковалевского...
2.3. Анализ
эволюционных процессов в
Глава 3.Место М.М. Ковалевского в мировой социологии
3.1.Европейский
период жизни и творчества
М.М.Ковалевского..............
3.2. Роль М.М.Ковалевского в институционализации
социологии
в России ..............................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
М.М. Ковалевский – крупнейший русский социолог конца XIX - начала XX века, оказавший огромное влияние на формирование социологии в России, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Без всякого преувеличения можно сказать, что без имени М.М. Ковалевского нельзя написать объективную историю русской социологии. Именно этим, на наш взгляд, и объясняется актуальность выбранной темы.
Предметом
исследования данной курсовой работы
является социологическая концепция
Ковалевского. Данная проблема характеризуется
высокой степенью разработанности,
так как о социологической
доктрине Ковалевского писали многие
русские ученые, такие как Н. Кареев,
П. Сорокин и П. Милюков. Целями данной
работы является изучение социологического
творчества М.М. Ковалевского, а
также определение места
В
работе будут затрагиваться вопросы,
касающиеся взглядов позитивистов, повлиявших
на Ковалевского, социологической концепции
ученого (например, в чем суть его
теории многофакторности, что такое
генетическая социология и т.д.), будет
рассказано о европейском периоде
творчества ученого, и о том, как
это повлияло на формирование его
взглядов, о вкладе Ковалевского в
институционализацию русской
При написании данной работы основная опора была сделана на произведениях самого М.М. Ковалевского, такие как «Социология», «Современные социологи», на работе А.П. Казакова «Теория прогресса в русской социологии», а так же на произведениях П.А. Сорокина.
Данная
работа состоит из введения, основной
части, разбитой на три главы, и заключения.
Глава 1
1.1. Позитивизм в русской социологии: основатели, основные направления их исследований
Первый период российской социологии (1860-1890-е гг.), как и на Западе, был тесно связан с господством позитивистских идей. В России повсеместно распространялись идеи О. Конта о необходимости создания социологии как "естественной науки о человечестве"1, которая могла бы способствовать рациональной организации общества. Теоретической основой позитивизма были идеи об исторической эволюции человеческого общества, закономерностях общественного развития, прогресса. Попробуем назвать основных представителей позитивизма, а также кратко описать основные направления их исследований.
Один из лидеров русского позитивизма, автор «субъективного метода» в социологии – Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904). Стройная система его взглядов и цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли. Социологическое творчество Н.К. Михайловского тесно соприкасалось с этическими идеями нравственного обогащения российской действительности, центральной среди которых было обоснование необходимости выработки единой и целостной системы правды – истины. По существу, это была концепция, соединившая в себе представления о соотношении сущего и должного, теории и практики. Главной в творчестве ученого была идея формирования целостной личности и создания для этого необходимых социальных условий. Понимание общества у ученого было связано с характеристиками социальных явлений, социального взаимодействия, поскольку речь шла об исследовании отношений различных форм общежития к судьбам личности. Вообще же, рассматривая предмет социологических исследований, ученый выделял два их типа: одни исходят из судеб общества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества. Второй тип исследований социологу был ближе. При изучении общества Михайловский исходил из субъективного метода социологии. Анализ и применение этого метода привели ученого к постановке вопроса о соотношении истины, правды и справедливости. Он ввел ставшие широко известными после его работ понятия – «правда – истина» и «правда – справедливость». Субъективный метод ориентировал социологов, прежде всего на изучение личности. У Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. «Мерилом прогресса общества являлось для него развитие личности». 2 Источник этого прогресса он связывал с преодолением отчуждения личности от общества, его отказа от роли его простого придатка. Также социолог одним из первых не только в отечественной, но и мировой литературе подчеркнул возможность рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном, социогенном. Первый означает анализ процесса выживания человека как живого существа, для чего главным оказалось приспособление среды к удовлетворению его потребностей. Психогенный уровень анализа личности предполагал выявление характера взаимодействий индивида и толпы. Третий – представляет собой рассмотрение личности сквозь призму ее включения в общественное разделение труда, кооперацию, сотрудничество.
Другой
лидер позитивистов в России –
Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). В своих
социологических работах Лавров
разделял основные взгляды О.Конта
и позитивизма в целом, хотя не
со всеми из них соглашался. «Ученый
придерживался синтетической
Конечно,
были и другие представители позитивизма
в России, таки как Г.Н. Вырубов, например,
но на наш взгляд, Михайловский и
Лавров – его основатели в России.
Именно поэтому в этой главе написано
только о них.
1.2 Влияние идей О. Конта на М.М. Ковалевского
С самого начала своего социологического творчества М.М.Ковалевский определил себя как «последователя О.Конта времен «Курса положительной философии», тем самым отделившись от той субъективной социологии в России, главными последователями которой были П.А.Лавров и Н.К.Михайловский»5. Попробуем определить, в чем же сходство концепции ученого с концепцией О.Конта.
Главное
сходство, на наш взгляд, заключается
в определении у ученых основных
принципов социологии. По мнению Конта,
задача социологии в изучении «порядка
и прогресса». С самого начала своего
творчества Ковалевский принимал этот
принцип и развивал, в его рамках,
свою генетическую социологию. Однако
позднее, он принял позицию американских
социологов, о том, что более правильно
определение социологии как науки
об организации и эволюции общества.
Понятия «организация» и «
Ковалевский,
как и Конт, особенное значение
придавал прогрессу и солидарности.
У обоих ученых понятие «солидарность»
лежит в основе прогресса. У Ковалевского
мы можем увидеть такую
Необходимо
также отметить, что Ковалевский
соглашался с классификацией наук,
созданной Контом, согласно которой
социология – «наиважнейшая» наука,
так как именно она устанавливает
истинно-научные знания. Подчеркивая
это, П.Милюков писал: «Имя той науки,
которая содержала в себе полный
ответ на духовные потребности М.
Ковалевского, которая была, так
сказать, его систематическим
Таким
образом, можно утверждать, что Ковалевский
относится к позитивному
Глава 2
2.1. Плюралистическая доктрина М.М. Ковалевского
Важной общей чертой социологической концепции М.М. Ковалевского является сознательное стремление «избежать односторонности существующих теорий и получить объемный (истинный) взгляд на общество».11 В этом и заключается смысл плюралистической доктрины социолога. Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, по мнению Ковалевского, лежит в том, «каковы важнейшие и, в частности, важнейший фактор общественных изменений».12 Поставив, вопрос именно таким образом, Ковалевский сам же и отвечает на него: «В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый, так или иначе, связан с массой остальных, ими обуславливается и их обуславливает». 13 Другими словами, по мнению социолога, не существует одного единственного главного фактора, с помощью которого можно объяснить то или иное общественное явление, все факторы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Здесь совершенно определенно прослеживается тенденция развития взглядов Ковалевского в направлении плюрализма, «многофакторности». Однако социолог не отрицал, что в определенные эпохи на главное место может выдвигаться какой-либо доминирующий фактор. Наряду с принципом множественности факторов, в каждой отдельной общественной сфере он выделял главную причину изменений.
Информация о работе Социологическая концепция М.М.Ковалевского