Социологическая концепция М.М.Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является социологическая концепция Ковалевского.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Условия формирования социологической теории М.М.Ковалевского

1.1. Позитивизм в русской социологии: представители, основные направления исследований.....................................................................................5

1.2. Влияние идей О.Конта на творчество М.М.Ковалевского..........................9

Глава 2. Социологическая доктрина М.М.Ковалевского

2.1. Плюралистическая теория М.М.Ковалевского............................................12

2.2.Генетическая социология М.М.Ковалевского..............................................15

2.3. Анализ эволюционных процессов в творчестве М.М.Ковалевского: понятие социального прогресса и теория фактов..............................................17

Глава 3.Место М.М. Ковалевского в мировой социологии

3.1.Европейский период жизни и творчества М.М.Ковалевского....................22

3.2. Роль М.М.Ковалевского в институционализации
социологии в России ............................................................................................25

Заключение.............................................................................................................30

Список литературы................................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа полностью. Ковалевский.docx

— 59.80 Кб (Скачать документ)

     М.М. Ковалевский, в силу своей плюралистической концепции, критиковал монистов, создателей самостоятельных доктрин, считая, что  эти люди «удивительно однобоки».14 Он был далек от прямолинейности в обобщениях и не хотел загонять себя в определенные рамки монистической идеологии. В частности,  ученый скептически относился к германской академической науке именно в силу того, что она развивалась в русле определенной социальной тенденции. Современники отмечали и то обстоятельство, что Ковалевский по сходным причинам избегал писать и о русских социологах. Руководствуясь данным подходом, ученый «отмежевал себя, как верный последователь Конта времен «Курса положительной философии», от той субъективной социологии в России, главными представителями которой были П.А.Лавров и Н.К.Михайловский».15

     Большое внимание Ковалевский уделял рассмотрению вопроса о соотношении социологии с другими науками, в первую очередь  с историей, затем – с философией, этикой, психологией, биологией, этнографией, статистикой, политэкономией, государствоведением, правом. Он считал, что «природа социологии для своего окончательного выяснения  нуждается в сопоставлении ее с природой других наук, также имеющих  дело с различными проявлениями общественности».16Сравнению социологии с другими общественными науками Ковалевский посвятил свою «Социологию» (1997). В этом произведении Ковалевский  изучает отношения между социологией, с одной стороны, историей учреждений, правом, этнографией и политической экономией – с другой. И приходит к выводу, что «объяснение эволюционному процессу, происходящему в области изучаемых явлений, не может быть дано без содействия социологии». А из всего этого следует вывод, что «конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология, как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». 17 Именно так, по мнению ученого, соблюдаются правила «обмена услуг».

     Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного  развития подвергались изменениям. Плюрализм  социолога утвердился позже, тогда  как в ранних работах проявлялся незначительно. На эту существенную характерную черту обращали внимание все современники ученого. Одни исследователи  творчества Ковалевского считают, что  эволюция воззрений мыслителя состоит  главным образом в переходе от монизма к сознательному плюрализму. Однако П. Сорокин, пишет, что эволюцию плюрализма Ковалевского «надо видеть не как переход от монизма к  плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному». 18

     Наиболее  полно существо плюралистических взглядов                           М.М. Ковалевского выразилось в отношении социолога к теории фактов, получившем подробное развитие в одном из основных его трудов «Современные социологи» (1997), а также в ряде отдельных исследований, более или менее посвященных данной теме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Генетическая социология М.М.  Ковалевского

     «Генетической социологией называют ту часть науки  об обществе, его организации и  поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных  действий в противоположность действиям  недозволенным».19 Такое определение дает сам М.М. Ковалевский своей генетической социологии, которую по-другому принято называть его теорией эволюционного развития.

     С самого начала своей творческой деятельности Ковалевский проявлял интерес к  сравнительному анализу изучаемого материала и, вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итого  это привело его к использованию  в качестве одного из основных методов  научного исследования сравнительно - исторического. Именно этот метод был  положен в основу его генетической социологии.  Суть этого метода в  параллельном изучении общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дать общую формулу поступательного  движения общественной жизни. Ценность же его заключается в том, что  он не открывает новых фактов, а  дает научное объяснение уже имеющимся, то есть становится возможным выделить общие мировые причины развития социальных явлений. Также сравнительно-исторический метод позволяет сделать выводы о генетическом родстве явлений. Хотелось бы отметить, что Ковалевский  не был создателем сравнительно-исторического  метода. Уже Монтескье в своих  работах применял сравнения. Первоначально  этот метод использовался правовой наукой. А в XIX веке он становится общепризнанным, то есть получает разнообразное применение во многих отраслях науки.

     Материалом  для построения генетической социологии служат данные этнографии, в основном о быте отсталых, варварских племен. В предисловии к одному из своих  многочисленных сочинений по сравнительной  этнографии, Летурно справедливо  говорит, что «без помощи поставляемого  этнографией материала немыслимо  было бы заглянуть в отдаленное прошлое  исторических народов, так как все  это прошлое лежит за рубежом  истории, или, точнее говоря за рубежом  письменности»20. Ковалевский и сам был непосредственным участником полевых исследований обычаев и народов Кавказа. Занимая должность профессора Московского университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими экспедициями; полученный материал был им описан и использован в работе «Генетическая социология как учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности» (1910г.).  В своей «Социологии» М.М.Ковалевский отмечает, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов, имеют особый интерес для русских, «ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящихся в их руках и далеко еще не разработанного, несмотря на целые поколения исследователей».21

     Генетическая  социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие  в ее основе. Именно на этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса, которая составляет «ядро» всей его социологии.  
 
 
 

     2.3. Анализ эволюционных процессов  в творчестве М.М. Ковалевского: понятие социального прогресса  и  теория фактов

     Одна  из центральных категорий социологии М.М. Ковалевского – понятие прогресса. Сам Ковалевский считал, что «без идеи прогресса не может быть и  социологии»22, то есть  эта идея лежит в самой основе социологической науки. Ковалевский строит теорию прогресса, исходя из признания объективной закономерности развития природы и общества. Человеческая история – не хаос случайных событий, а закономерно упорядоченный процесс. Человечество с необходимостью переходит от одной стадии развития к другой. Ковалевский полагал, что нет и не может быть прямолинейного прогресса общества, точно так же как и не бывает в эволюции полных провалов. Прогресс слагается из последовательной смены известных общественных и политических состояний, в связи с развитием знания, с ростом населения, с изменениями, происходящими в производстве, обмене и т.д. Одни общества могут уходить в своем развитии вперед, другие застревать на низших стадиях. На низшей ступени существует круг людей с одной задачей (первобытное общество) – сохранить жизнь и продолжить род. Рост солидарности между родами приводит к их объединению в племена и союзы племен, затем к образованию народностей с государственным управлением (зачастую путем насильственного завоевания). В дальнейшем под влиянием универсалистических религий и международного торгового обмена сфера солидарности расширяется, она охватывает ряд народов и государств, а в будущем человечество станет единым союзом, где будет господствовать солидарность. Понятие родового единства, патриотизм, космополитизм – таковы, по Ковалевскому, основные последовательные этапы развития чувства солидарности, соответствующие определенным историческим формам социального уклада. Согласно Ковалевскому, все народы участвуют в мировом прогрессе, все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно (здесь можно проследить влияние идей К. Маркса на М. Ковалевского). Но в дальнейшем различия должны исчезнуть, и все народы соединятся в мировом солидарном сообществе. Теория прогресса Ковалевского не допускает исторической дискриминации отдельных народов, столь характерной для различных сторонников расовых теорий.

     Понятие прогресса рассматривалось Ковалевским  с позиции расширения солидарности, как универсального средства сближения  классов, социальных групп, народов, государств, и роста «замиренной сферы».  Прогресс солидарности ученый изображал  в виде «ряда концентрических  кругов, выражающих собой большее  и большее расширение человеческой солидарности»23 от первобытного рода до современного человечества. При этом рост солидарности одновременно идет в двух направлениях: в психологическом плане и как рост объединения людей. Для Ковалевского рост солидарности не сводится только к усилению чувства солидарности (психологическому направлению) среди людей, хотя и проявляется в таком чувстве. Если бы рост солидарности сводился только к чувствам, проблема прогресса была бы предметом психологии, а не социологии. Рост солидарности, корни которого можно проследить в жизни животных, проявляется в экономической, социальной, политической, нравственной и духовных сферах. Все испытывает на себе влияние солидарности и в свою очередь влияет на ее дальнейший рост. «Все эти стороны быта, так или иначе участвуют в росте солидарности и только взаимодействием их друг на друга объясняется этот рост».24 Именно такой подход позволяет создать цельную теорию социального прогресса. М.М. Ковалевский особенно много внимания уделял изучению прогресса в экономической жизни общества. Ему, в частности, посвящен трехтомный труд «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1997). Как сторонник «мирного» прогресса Ковалевский не признавал научности и ценности марксистской теории классовой борьбы.  Он не отрицает борьбы, но и солидарность считает столь же естественным законом, характерным для живых существ. Соотношение этих законов в процессе истории меняется. Согласно теории Ковалевского, сфера борьбы будет постепенно сокращаться и исчезать, а солидарность крепнуть и расширяться. Не борьба, а примирение, гармония, солидарность являются двигателем прогресса. Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно относится к революции как к источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если страна идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Революция – следствие ошибок правительства, которые могут быть как задерживающие естественное развитие общества, так и насильственно ускоряющие его.

     С анализом эволюционных процессов тесно  связанной оказалась проблема факторов, влияющих на них. Ковалевский в своих  работах делал акцент на том, что  социальные процессы, их ход и структуру  обуславливают целый ряд факторов (причин). «Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма определенно  мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в значительной степени  выиграет от того, если забота об отыскании  фактора да вдобавок еще и первичного и главнейшего постепенно исключена  будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии со сложностью общественных явлений она ограничится  указанием на одновременное и  параллельное воздействие и противодействие  многих причин».25 Тем самым он обосновывал принцип плюралистической социальной причинности. Безусловно, что такой подход складывался под влиянием позитивизма, вытекал из контовской классификации наук.  По-мнению Ковалевского, в тот или иной период общественного развития складывается своя специфическая форма взаимозависимости явлений с возможным преобладанием одной из сфер человеческой деятельности. Но это преобладание всегда временное, и в другую общественную эпоху главную роль будет играть другая сфера при специфическом взаимовлиянии остальных. Поэтому любое историческое событие нельзя объяснить одной причиной, так как оно является результатом многих причин, различных по характеру и силе воздействия. Ковалевский указывает, что с течением времени характер взаимодействия различных причин и следствий может измениться под влиянием новых причин или каких-то случайных факторов. В ту или иную историческую эпоху, временно главенствующую роль может играть экономика, в другую эпоху – политика, или религия, или мораль. Так, по его мнению, «в эпохи Александра Македонского и Наполеона, в эпоху нашествия варваров на Римскую империю первенствующее значение имела политика. В эпоху образования браманизма, папства и реформации главную роль играла религия»26. Для последних столетий Ковалевский склонен признать определяющей причиной развития человеческой истории сферу экономики. В будущем, как он полагал, значительно усилится влияние научных знаний на жизнь общества. Вместе с тем, это не означает, что сам социолог не стремиться видеть среди факторов социального развития более значимые и менее значимые. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальный процесс, для него всегда выступал демографический, позволяющий обнаруживать зависимость между ростом народонаселения и формами экономической жизни. Но социолог все-таки не «зацикливался» на нем, а выстраивал целую цепь других, касающихся различных экономических, социальных, политических, духовных и нравственных процессов.

     Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сказать, что социологическая  система Ковалевского весьма содержательна  и оригинальна. Во-первых, она характеризуется  историчностью анализа и широтой  сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. Во-вторых, социологическая доктрина Ковалевского, носит плюралистический характер, что уже было оригинально для социологии того времени. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных фактов. То есть, М. Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая была им же реализована в многочисленных работах. Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда оставался верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял. Основные идеи М. Ковалевского говорят об индивидуальности, самобытности его социологической системы. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале, который, нам хотелось бы отметить, социолог черпал не из чужих работ, а добывал его самостоятельно, о чем было сказано выше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

3.1. Европейский  период жизни и творчества  М.М. Ковалевского

     Европейский период жизни М.М. Ковалевского начинается после окончания им в 1872 году Харьковского университета, так как именно тогда будущий ученый решает продолжать свое образование в Западной Европе. В свою первую поездку за границу Ковалевский учится в университетах Берлина, Парижа и Лондона, где, по его же словам, он «сформировался как ученый».27 Важное значение для его будущего творчества имеют знакомства, заведенные им за границей: с Г. Спенсером, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, Д. Морлеем,  российскими позитивистами Г.Н. Вырубовым, П.Л. Лавровым и                        Е.В. де Роберти. Систематические встречи с этими известными учеными активно включают Ковалевского в позитивистское движение, верным которому он останется в течение всей своей жизни. Хотелось бы отметить, что между этими учеными устанавливаются постоянные научные связи, а также дружеские отношения. Но учеба за границей оканчивается и М.Ковалевский вынужден был вернуться в Россию. С 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете, а затем становится ординарным профессором. Периодически Ковалевский выезжает за границу для преподавания права, истории и социологии. Надо отметить, что его лекции в России пользовались колоссальным успехом. Ни одна из аудиторий университета не вмещала всех его слушателей, поэтому ему приходилось читать в актовой зале. Но свободное слово Ковалевского и его критическое отношение к тогдашней правительственной политике, безусловно, сформированное в годы его учебы в Западной Европе, делало Ковалевского в глазах Министерства просвещения «опасным человеком», и поэтому в 1887 году он был отчислен из университета. Увольнение Ковалевского поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Сам он был очень возмущен таким «актом насилия»28 (для того, чтобы его уволить были наняты агенты, записывающие его лекции) и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, до тех пор, пока в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Информация о работе Социологическая концепция М.М.Ковалевского