Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы является социологическая концепция Ковалевского.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Условия формирования социологической теории М.М.Ковалевского
1.1. Позитивизм в русской социологии: представители, основные направления исследований.....................................................................................5
1.2. Влияние идей О.Конта на творчество М.М.Ковалевского..........................9
Глава 2. Социологическая доктрина М.М.Ковалевского
2.1. Плюралистическая теория М.М.Ковалевского............................................12
2.2.Генетическая социология М.М.Ковалевского..............................................15
2.3. Анализ эволюционных процессов в творчестве М.М.Ковалевского: понятие социального прогресса и теория фактов..............................................17
Глава 3.Место М.М. Ковалевского в мировой социологии
3.1.Европейский период жизни и творчества М.М.Ковалевского....................22
3.2. Роль М.М.Ковалевского в институционализации
социологии в России ............................................................................................25
Заключение.............................................................................................................30
Список литературы................................................................................................32
Поселившись во Франции, Ковалевский погружается в научную работу. Именно в эти годы написаны его самые известные научные труды: «Происхождение современной демократии» в 4-х томах, «Очерк происхождения и развития семьи и собственности, «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в 3-х томах, «Развитие народного хозяйства в Западной Европе» и др., принесшие ему славу социолога, юриста, историка. Также знание языка дало ученому возможность преподавать в ведущих университетах Европы и США. В это же время М.М. Ковалевский вступает в число членов Международного Института Социологии, становится его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказывает материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология". «Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских»29. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Целями этой школы были: сглаживание острых противоречий между взглядами, сближение политических групп, способных действовать на общей основе. Открытие школы состоялось 1 ноября 1901 года. "Генеральным секретарем" ее стал русский общественный деятель Ю.С. Гамбаров. Лекторами были М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, И.И. Мечников, С.А. Муромцев и многие другие.
С 1904 года в России обнаруживается сильный общественный подъем, который становится предвестником крупных реформ. Ковалевский возвращается на родину после 17-летнего отсутствия, уже ученым с мировым признанием. И сразу же активно включается в политическую жизнь, участвует в различных кружках, в работе земских съездов, организует партию демократических реформ конституционно - монархического толка, читает лекции, в которых выясняет роль и значение народного представительства. Днем торжества для Ковалевского стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в первую Государственную Думу. Для Ковалевского наступил новый период жизни. Но на этом связь ученого с Западной Европой не закончилась. Так, например, в дальнейшем он стал председателем Русского Отделения Международного Общества Мира, Французский институт выбрал его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком, а в Лондоне представлял Государственную Думу на Межпарламентской Конференции Мира. А также он издавал с 1909-1916 гг. журнал «Вестник Европы». Всю свою оставшуюся жизнь (умер в 1916 году) Ковалевский оставался ученым мирового масштаба, неким «связующим звеном» между Россией и Западной Европой. Он пользовался и в стране, и за границей непререкаемым авторитетом и громадной популярностью. Смерть социолога оценивалась русской интеллигенцией как трагедия мирового масштаба. В частности, Э.Дюркгейм заявил: «Россия и мир понесли большую потерю».30 Сейчас, при рассмотрении научной деятельности этого социолога больше внимания обращают на то, что сделал М.М. Ковалевский для русской социологии, для ее развития и институционализации.
3.2.
Роль Ковалевского в
Институционализация
социологии – один из важнейших
факторов ее развития. В России по ряду
причин она носила запаздывающий
характер, долгое время не существовало
организационно-
М.М. Ковалевский подчеркивал, что для развития социологии необходимо создание институтов ее интеграции, обучения, пропаганды социологического знания, формирование и поддержание навыков, традиций общения социологов. Поэтому в деятельности социолога значительное место занимали вопросы организации российской социологии: подготовки специалистов, издание литературы и трансляция социологического знания, поиск путей вхождения российских социологов в международное социологическое сообщество. М.М. Ковалевский был одним и тех людей, которые первыми пытались проложить путь социологическому образованию в России. Уже в 1870-1880-е годы – когда Ковалевский преподавал в Московском университете, читая курсы государственного права европейских держав и истории иностранных законодательств, - социологическая тематика занимала видное место в его лекциях. Основываясь на применении сравнительно-исторического метода как основного метода социологии, Ковалевский излагал теорию эволюции общественных форм в рамках своей генетической социологии. Присущее Ковалевскому представление об иерархии наук во главе с социологией лежит в основе той концепции образования, которую он проповедовал и, несмотря на многочисленные препятствия, пытался воплотить в жизнь. Особое значение Ковалевский придавал преподаванию общественных наук во главе с социологией, благодаря которой совокупность знаний обретает единство и систематичность. Он подчеркивал и воспитательное значение этой науки, изучение которой является непременным условием подготовки в полном смысле слова просвещенных людей. Первой попыткой воплощения этой концепции можно считать Русскую высшую школу общественных наук в Париже (1901-1906), которая была создана и действовала при самом активном участии М.М. Ковалевского. Опят Русской школы имел большое значение для институционализации социологии в России. Заложенные Школой традиции способствовали либерализации социогуманитарного образования, послужили основой для становления преподавания социологов в России. В Высшей вольной школе, организованной М.М.Ковалевским совместно с П.Ф. Лесгафтом в 1905 году в Петербурге, впервые в России было введено преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины. Новым шагом в институционализации социологии в нашей стране явились систематические лекционные курсы по этой дисциплине, читавшиеся в частном Психоневрологическом институте. Именно в этом институте действовала первая в России кафедра социологии (ее возглавили М.М.Ковалевский и Е.В.Де Роберти). Преподавательская деятельность Ковалевского была чрезвычайно интенсивной: он читал лекции также в Политехническом институте, на Лесгафтовских и Высших женских (Бестужевских) курсах. Его лекционная деятельность способствовала в будущем превращению социологии в университетский, вузовский предмет преподавания, хотя часто это были не обязательные курсы, а дополнительные, специальные. Несмотря на это, у Ковалевского появились свои ученики. Первыми из них были: П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. По мнению социолога, университеты должны являться «главным очагом» социологии и социологического образования, именно здесь должна была воплотиться в жизнь идея «факультета общественных наук»32. В создании такого факультета (на основе уже существовавших тогда юридического и историко-филологического факультетов) Ковалевский видел возможность внесения корректив в одностороннюю, излишне специализированную систему университетского образования. При жизни ученого социология как обязательный предмет не могла быть включена в учебные программы ни одного из «казенных» университетов России.
С
именем Ковалевского также связано
формирование секции социологии при
Историческом обществе в Санкт-Петербургском
Университете (1912). Названная секция
представляла фактически первую попытку
объединения социологов для совместной
реализации их планов. Ковалевский
был председателем этого
Вклад Ковалевского в процесс институционализации социологии в России не ограничивается его деятельностью в области преподавания этой науки. Он заботился и о распространении социологических знаний среди широкой общественности. С этой целью им публиковалась информация по вопросам, связанным с социологией и социологическим образованием, в редактируемых им изданиях печатались социологические труды. В планы Ковалевского входило и создание специализированного социологического журнала. Первым шагом в этом направлении явилось учреждение серии «Новые идеи в социологии» (первый сборник вышел в 1913г, три последующих – в 1914), редакторами которой были М.М.Ковалевский и Е.В.де Роберти. В каждом из выпусков серии освещалась определенная проблема, при этом были представлены разнообразные точки зрения российских и западных социологов. К сожалению, начавшаяся война помешала реализации замысла относительно издания в России профессионального социологического журнала (такой журнал был основан в нашей стране только в 1974).
После смерти Ковалевского, его учениками было создано «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского». Это общество являлось важной вехой институционализации российской социологии и было также признанием заслуг Ковалевского в ее развитии. Фактически с этого периода состоялось в полном объеме признание российской социологии. К сожалению, это социологическое общество просуществовало недолго: февральская и октябрьская революция свели начавшуюся работу Общества на нет. Но за то короткое время, что существовало это Общество, оно способствовало дальнейшей институционализации русской социологии, начатой Ковалевским и его сподвижниками.
Таким
образом, подводя итог, можно сказать,
что М. Ковалевский был первым, среди русских
социологов, социологом – профессионалом,
тогда как все остальные были «руководителями
общественного мнения, служителями определенных
интересов, традиций и мировоззрений»33.
К концу XIX века российская социология,
несмотря на все исследования и традиции,
которые сформировались, оставалась без
организационно-
Заключение
В результате исследования, нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, на становление социологической доктрины М.М. Ковалевского большое влияние оказали знакомства с социологами, заведенные им в Западной Европе. В частности с Г. Спенсером, К. Марксом и русскими позитивистами (Г.Н. Вырубовым, П.Л. Лавровым, Е.В. де Роберти). Именно эти социологи вовлекли Ковалевского в «позитивистское движение», которому ученый был верен всю свою жизнь. Также мировоззрение Ковалевского сформировалось под влиянием позитивизма Конта, что предопределило его интерес к социологической проблематике и критическому отношение к неокантианству и неогегельянству. Во-вторых, нами была доказана оригинальность концепции ученого. Ковалевский выступил против субъективизма в социологии, обращая внимание на необходимость открывать объективные законы и тенденции социального развития, исследовать причины совершенствования общества, его устойчивости в разные эпохи. В России конца XIX – начала XX века идея плюрализма была совершенно новой. И хоть она и не была создана самим Ковалевским, но именно она привлекла к нему внимание всех русских социологов. В частности, это было выражено в том, что у Ковалевского были последователи. У него учились и считали себя сами его учениками многие видные и даже выдающиеся впоследствии социологи и экономисты: П.А.Сорокин, Н.Д. Кондратьев, К.М. Тахтарев. Сама тенденция «ученичества» была задана именно Ковалевским. В-третьих, социолог очень многое сделал для признания русской социологии за границей. Он всегда стремился придать отечественной науке европейские формы, и, несмотря на многие препятствия, он добился своей цели. После смерти Ковалевского начинается тесное сотрудничество Европы и России, чего так хотел ученый и его сподвижники. Ну и необходимо сказать, что только благодаря Ковалевскому в отечественной социологии произошли глобальные изменения, в рамках ее институционализации: социологию начали преподавать в университетах, появились издания по социологии, не только учебники, но и журналы, которые издавались по всему миру, власть начала понимать важность социологии как науки и т.д.
Таким
образом, социологическая доктрина
Ковалевского, а также его деятельность
в социологии, действительно имеет
фундаментальный характер для отечественной
науки, что мы наглядно показали в
этой курсовой работе.
Список литературы
Информация о работе Социологическая концепция М.М.Ковалевского