Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:29, реферат
Первая часть работы посвящена Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянскому мыслителю, социологу и экономисту внесшему оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку, сформировшему представление об обществе как о системе. Прежде всего этот вклад состоит, в разработке концепции равновесия, в том, что все элементы социальной системы взаимосвязаны между собой, в отрицании универсальных и односторонних причинно-следственных связей между элементами, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы, что позволяет считать Парето одним из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…3
Социологическая система В. Парето.…...………………………………..5
Биография …………………………………………………………….5
Социологическая система В. Парето ……………………………...…6
Теория элит …….……………………………………………………..10
Особенности и основные виды социологического наблюдения .......…14
Основные виды метода наблюдения……………………………...…15
По степени формализации…………………………………......15
По положению наблюдателя ………………...……………..…16
По условиям организации……………...………………………17
По регулярности проведения……………..……………………18
Основные этапы научного наблюдения....……………………...…..19
Основные ошибки при применении метода
наблюдения в социологических исследованиях……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..24
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: СОЦИОЛОГИЯ
НА ТЕМУ:
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…3
наблюдения в социологических исследованиях……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Первая часть работы посвящена Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянскому мыслителю, социологу и экономисту внесшему оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку, сформировшему представление об обществе как о системе. Прежде всего этот вклад состоит, в разработке концепции равновесия, в том, что все элементы социальной системы взаимосвязаны между собой, в отрицании универсальных и односторонних причинно-следственных связей между элементами, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы, что позволяет считать Парето одним из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.
Авторству Парето принадлежит развернутая теория элит. В своей концепции циркуляции элит он обосновал, что для оптимального функционирования социальных систем и поддержания социального равновесия необходима социальная мобильность.
Парето относят к числу
классиков социологической
Во второй части я раскрою
тему особенностей и видов социологического
наблюдения. В социологическом
Цели данной работы:
Для достижения поставленных целей нам необходимо выполнить ряд задач:
- затронуть биографию В. Парето
- описать основные положения
социологической системы В.
- рассмотреть теорию элит В. Парето
- Выявить особенности и основные виды социологического наблюдения
- Рассмотреть этапы научного наблюдения
- Описать основные ошибки
при применении метода
1.1 Биография
Парето Вильфредо родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя. Его мать была француженкой, поэтому он одинаково хорошо владел языками обоих родителей.
Получив инженерное образование Парето начал работать в римской железнодорожной компании. Он рано включился в политическую брьбу и начал выступать с критикой экономической политики правительства в печатных изданиях. Парето требовал невмешательства государства в частные дела и свободы торговли. 1
В начале 90-х годов Парето публикует исследования по экономической теории и математической экономике и вступает в должность профессора политической экономии Лозанского университета в Швецарии, где и проработал до конца своих дней. За этот период он опубликовал ряд своих трудов. В последние годы жизни Парето собирал материалы для своей самой известной книги «Трактат по общей социологии». Последним его трудом стало «Краткое руководство по общей социологии».
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные политические деятели, такие как Муссолини, считали себя учениками профессора, в связи с чем он был удостоен звания сенатора Италии. Однако, сам Парето, сдержанно поддерживал новый режим, призывая его быть более либеральным и не ограничивать академических свобод.
Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни.
В настоящее время Вильфредо Парето является одним из классиков социологической мысли, но занимался он не только социологией. С помощью своих социологических теорий он пытался объяснить процессы, происходящие в обществе и был известен также, как успешный экономист.
В данной работе будут раскрыты основные принципы социологической системы Парето.
1.2 Социальная система Парето
В конце XIX в начале ХХ века в итальянской философской мысли господствовал позитивизм, который отличался заимствованиями и пестротой. Социология позитивизма была эклектичной, сочетала элементы эволюционизма, механицизма, вульгарного биологизма и многих других течений. Среди них были концепции Энрико Ферри, Чезаре Ломброзо и другие. Получили известность идеи представителей политической социологии итальянской школы, такие как Гаэтано Моски, Роберта Михельса, к которым примыкают и взгляды Вильфредо Парето.2
Парето был уверен, что его новая социологическая система положит конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Именно они занимали лидирующее положение в социально-политической мысли XIX века. Необходимо было разработать такие принципы социологии, которые обеспечили бы ее обоснованность, надежность и достоверность.
Парето считал, что социология – это синтез разных специальных общественных дисциплин: политэкономии, права, политической истории, истории религий, — «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом». 3
Основным методом, с помощью которого Парето планировал открыть принципы функционирования, изменения и устройства обществ, он назвал логико-экспериментальным. Он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям, стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как химия, физика и астрономия. Ценностные и этические элементы в теории, как считал Парето, неизбежно приведут к фальсификации фактов и искажению, и поэтому их нужно устранить.
В своей социологической концепции Парето соединяет логически-экспериментальную методологию, которая направлена против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, а также требует точности, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют определяемые иррациональными инстинктивными мотивами человеческие поступки.
В связи с этим, Парето разделил поступки людей на нелогические, т.е. неосознанные, инстинктивные и логические (целесообразные, руководимые осознанными целями). В общественном развития двигателем являются не логические поступки, основанных на комплексе побудительных желаний, инстинктов и интересов, изначально свойственных человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка.
Социолог делает эмоциональную сферу человека центром своей социологической системы,но с оговоркой , что не все чувства достойны внимания Парето, а только проявляющиеся в действиях определенного рода, благодаря чему их можно строго их классифицировать. Они постоянны и неизменны и потому являются детерминирующими социальное равновесие элементами социальной среды. Итальянский социолог дал этим элементам название — «резидуи» (residui), в химии это означает «остатки» или «осадки». Он хотел этим подчеркнуть их способность оставаться после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения, тоесть их устойчивость.
«Остатки» - основа чувств, страстей, инстинктов, эмоций и психических состояний имеют, естественный, врожденный характер, не поддающийся влиянию внешних условий. По мнению Парето, они это внутренние биологические импульсы, которые определяют социальное поведение человека. Парето объясняет многочисленные варианты человеческого поведения на основе шести классов «остатков», подразделенных на множество подгрупп. 4
Ниже приводится эта классификация с перечислением подгрупп только первых двух классов, которым Парето придавал особое значение.
1 класс Инстинкт комбинаций
1а. Комбинации вообще
1б. Комбинации подобных или противоположных вещей
1б1. Подобие и противоположность вообще
1б2. Редкие вещи; исключительные события
1б3. Страшные вещи и события
1б4. Состояние счастья,
связанное с хорошими вещами;
состояние несчастья,
1б5. Уподобляемые вещи, производящие
следствия подобной природы;
1в. Таинственная сила некоторых вещей и актов
1в1. Таинственная сила вообще
1в2. Имена, таинственно связанные с вещами
1г. Потребность в соединении осадков
1д. Потребность в логическом развертывании
1е. Вера в действенность комбинаций
II класс Настойчивость в сохранении агрегатов
IIа. Настойчивость в сохранении отношений человека с другими
людьми и с местами
IIal. Семейные и коллективные отношения
IIа2. Отношения с местами
IIа3. Отношения социальных классов
IIб. Настойчивость в сохранении отношений между живыми и мертвыми
IIв. Настойчивость в сохранении отношений между умершим и вещами, которыми он обладал при жизни
IIг. Настойчивость в сохранении абстракции
IIд. Настойчивость в сохранении единообразия
IIе. Чувства, превращенные в объективные реальности Пж. Персонификации
IIз. Потребность в новых абстракциях
III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов
IV класс. Осадки, связанные с социальностью
V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит
VI класс. Сексуальный осадок
Чрезвычайно громоздкий и расплывчатый характер приведенной классификации очевиден и кроме ее создателя ею, никто почти не пользовался в истории социальной науки. 5
Классификация «остатков» Парето лежит в основе объяснения явлений общества. Он считал, что их комбинациями определяется тот или иной социальный феномен или процесс. Общество – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга, так считал Парето. Извечный антагонизм вызван социальным неравенством людей, потому что «остатки» среди них распределяются неравномерно. Например, способностью к руководству обладают немногие – те, кто составляют элиту. Парето представляет общество как пирамиду, на вершине которой находятся немногие люди – вожди. История – арена постоянной борьбы элит за власть.
2.1 Теория элит
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в интеллектуальном, физической и нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство – совершенно естественное, очевидное и реальное явление. Люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области являются элитой (правящим классом, господствующим классом). В каждой сфере деятельности существует своя элита. Парето делит элиту на 2 вида: правящую, которая принимает участие в осуществлении политической власти и не правящую. Социальная стратификация в его теории изображается в виде пирамиды, и состоит из двух слоев: вершина - немногочисленная элита ("высший слой") и основная масса населения ("низший слой").
Во всех обществах существуют элиты, независимо от формы правления. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как результат естественного отбора, наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности людей. В этом случае Парето имеет в виду общество с совершенной системой социальной мобильности и с открытой классовой структурой. В целом, у Парето преобладает такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, даже не обладая соответствующими качествами.