Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:29, реферат
Первая часть работы посвящена Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянскому мыслителю, социологу и экономисту внесшему оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку, сформировшему представление об обществе как о системе. Прежде всего этот вклад состоит, в разработке концепции равновесия, в том, что все элементы социальной системы взаимосвязаны между собой, в отрицании универсальных и односторонних причинно-следственных связей между элементами, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы, что позволяет считать Парето одним из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…3
Социологическая система В. Парето.…...………………………………..5
Биография …………………………………………………………….5
Социологическая система В. Парето ……………………………...…6
Теория элит …….……………………………………………………..10
Особенности и основные виды социологического наблюдения .......…14
Основные виды метода наблюдения……………………………...…15
По степени формализации…………………………………......15
По положению наблюдателя ………………...……………..…16
По условиям организации……………...………………………17
По регулярности проведения……………..……………………18
Основные этапы научного наблюдения....……………………...…..19
Основные ошибки при применении метода
наблюдения в социологических исследованиях……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..24
К профессиональной подготовке наблюдателей предъявляются серьезные требования. Так при включенном наблюдении исследователь должен быть не только знающим и умным спечиалистом в области социологии, но элементарно внимательным, тактичным, общительным человеком с высоким интеллектуальным быстродействием и адаптационной пластичностью и культурой. Исследователь должен уметь контролировать свое поведение, объективно оценивать его достоинства и недостатки, согласовывать весь спектр интересов трудового коллектива с интересами социологической группы - все это очевидные и обязательные требования к личным качествам наблюдателя.
У наблюдателей необходимо выработать определенные навыки и умения. Он должен знать теоретические основы социологии, специальную социологию, социальную психологию, используемую в конкретном исследовании, тактику и методы наблюдения, документы и материалы, которые регламентируют деятельность изучаемого объекта.
Целесообразно организовать ряд практических занятий в полевых или лабораторных условиях для формирования умений и навыков наблюдателя. Это позволит выявить ряд возможных или типичных ошибок для конкретного наблюдателя, выработать полезные поведенческие стереотипы наблюдения, такие как навыки оформления документов. Проводить занятия должны опытные социологи. Далеко не каждый может стать квалифицированным наблюдателем и сновной их задачей является отбор кадров.16
Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами: отсутствие опосредствующих звеньев; непосредственная связь исследователя с объектом его изучения; его гибкость и многовариантность; оперативность получения информации; малозатратность проведения исследования. Наряду с массой мостоинств существует также целый ряд недостатков. Например, наблюдатель вольно так или иначе влияет на процесс исследования, вносит в него нечто новое, что не присуще его природе. Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Второй недостаток заключается в том, что его невозможно применить к крупным социальным совокупностям, таким как нация. Третий недостаток - наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.
2.3 Основные ошибки при применении метода наблюдения в социологических исследованиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труды В. Парето имели важное нучное значение, хотя термины “логические” и “нелогические действия”, “осадки” и “деривации”в далнейшем практически не использовались в социологии, но анализ явлений, которые обозначались этими терминами, открыл для социологов существенную роль эмоциональных и иррациональных факторов социального поведения, разного рода установок, предрасположений, стереотипов, предрассудков, маскируемых и рационализируемых в верованиях, “идеологиях”, “теориях”и т. п.
Такого рода эмоциональные факторы бывает гораздо эффективнее, чем, например, логическая аргументация, и способны побуждать человека к активным действиям. Этот факт в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.
Рассмотрев во второй части своей работы особенности и виды социологического наблюдения, я могу сделать вывод: что данный метод может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно дополнить сведения об исследуемом объекте. В-третьих, наблюдение может использоваться для проверки данных, полученных другими методами.
Таким образом, процесс наблюдения является одним из самых полезных видов сбора социологической информации. Путём прямого проведения исследований метод наблюдения напрямую направлен на решение поставленных задач. Наибольшую пользу данный метод доставляет в тех случаях, когда необходимо изучить индивидуальную и быструю ситуацию, поскольку ключевым словом для наблюдения является реальность, которая сама по себе подразумевается как правдивость.
Считаю, что поставленные задачи выполнены, цели работы достигнуты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Владимиров А. В. Итальянская школа политической социологии. // Социол. исслед. 1976.
2 Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для ВУЗов. // Университет, 2000
3 Владимиров А. В. Итальянская школа политической социологии. // Социол. исслед. 1976.
4 Добронравов И.С. История буржуазной социологии 19 – нач. 20 в. //М., 1979
5 Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето // М.: Наука, 1979
6 Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето // М.: Наука, 1979
7 Зборовский Г.Е. История социологии
8 Добронравов И.С. История буржуазной социологии 19 – нач. 20 в. //М., 1979
9 Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. // М. : ИНФРА-М, 2004.
10 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.; Самара, 1995
11 Добреньков, В.И. Методология и методика социологического исследования // ИНФРА-М, 2004
12 Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. // М. : ИНФРА-М, 2004.
13 Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. // М. : ИНФРА-М, 2004.
14 Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. // М. : ИНФРА-М, 2004.
15 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.; Самара, 1995
16 Общая социология: учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. // М. : ИНФРА-М, 2004.
17 Добреньков, В.И. Методология и методика социологического исследования // ИНФРА-М, 2004